Экономика Норвегии: промышленность, рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:27, реферат

Описание

Норвегия обладает вторым по величине ВВП на душу населения (после Люксембурга), а третьим по величине ВВП на душу населения в мире. Норвегия сохранила первое место в мире по уровню развития человеческого потенциала, в течение шести лет подряд (2001-2006 гг.). Однако, в 2007 году Исландия очень незначительно опередила Норвегию, сместив ее с первого места. Уровень жизни в Норвегии на 30% выше, чем в Соединенных Штатах и на 25% выше, чем в Соединенном Королевстве.

Работа состоит из  1 файл

Экономика Норвегии - Addidas.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Экономика Норвегии: промышленность, рынок труда

Норвегия обладает вторым по величине ВВП на душу населения (после  Люксембурга), а третьим по величине ВВП на душу населения в мире. Норвегия сохранила первое место  в мире по уровню развития человеческого  потенциала, в течение шести лет подряд (2001-2006 гг.). Однако, в 2007 году Исландия очень незначительно опередила Норвегию, сместив ее с первого места. Уровень жизни в Норвегии на 30% выше, чем в Соединенных Штатах и на 25% выше, чем в Соединенном Королевстве.

Норвежская экономика является примером смешанной экономики, где  сочетается рыночная активность и большая  доля государственной собственности. Правительство контролирует ключевые области, такие, как нефтяной сектор, производство гидроэлектрической энергии, производство алюминия, крупнейший норвежский банк и телекоммуникационные услуги. Правительство контролирует 31% частных компаний.

Механизмы контроля за нефтяными ресурсами  представляют собой сочетание государственной  собственности в крупных компаниях  по разработке норвежских месторождений, и полностью государственных.

Страна богата природными ресурсами, включая нефть, гидроэнергия, рыбы, леса и полезных ископаемых. Норвегия получила один из самых высоких уровней  жизни в мире, в частности, имеющие  большое количество природных ресурсов, по сравнению с размером населения. Доходы от эксплуатации природных ресурсов включают значительный вклад нефтяного производства и существенный и хорошо управляемые доходов, связанных с этим сектором. Норвегия также имеет очень низкий уровень безработицы, который в настоящее время ниже 2% (август 2007 года). Почасовой уровень производительности, а также средняя почасовая заработная плата в Норвегии, являются одними из самых высоких в мире.

В 2006 году около 60% нефти и газа экспортируется. Только Россия и члены ОПЕК Саудовской Аравии экспортируют нефти больше, чем Норвегия, которая не является членом ОПЕК. Для снижения чрезмерной зависимости экономики от нефтяных денег, неопределенность от нефтяных доходов неустойчивости, и сэкономить деньги для будущих поколений, норвежское государство начало в 1995 году откладывать доходы от нефтедобычи в Суверенный богатства фонда. Это также снижает бума и спада цикла, связанные с производством сырья и маргинализации ненефтяные отрасли.

В силу своего размера этого фонда инвестируются в развитых финансовых рынков за пределами Норвегии. Бюджетные правила заключаются в том, чтобы тратить не более 4% от фонда каждый год. В январе 2006 года фонд был на $200. В течение первой половины 2007 года, пенсионный фонд стал крупнейшим фондом в Европе, на общую сумму около $300 млрд, что эквивалентно более чем $62 тыс. на душу населения. Это означает, что норвежское государство сбережений равен 100% норвежского ВВП. Летом 2007 Норвегия имеет большой резерв капитала на душу населения в любой стране. Прогнозы указывают на то, что норвежский пенсионный фонд установлен станет крупнейшим оборотных средств во всем мире. Он является вторым по величине государственным суверенного богатства фонда в мире, второй только для суверенных богатства фонд Абу-Даби. Осторожным оценкам сказать, что этот фонд может достичь $800-900 млрд. к 2017 году. Другие на основе природных ресурсов, экономики пытаются извлечь из Норвегии в создании аналогичных фондов. Инвестиционный выбор из норвежского фонда, руководствуясь этическими принципами, например, предотвращение фонда от инвестирования в компании, которые производят частей для ядерного оружия и т.д. открытость в отношении инвестиционных решений имеет высокую оценку со стороны международного сообщества.

В будущем размер средств фонда, безусловно, тесно связаны с нефтяных цен, а также тенденции на международных  финансовых рынках, в которых фонд может быть инвестированы. При средней  цене на нефть в 100 долларов США за баррель, состояние бюджета на 2008 год, как ожидается, достигнет 80 миллиардов долларов.

Референдумы в 1972 и 1994 годах показали, что норвежский народ желает оставаться за пределами Европейского союза. Тем  не менее, Норвегия, а также Исландия и Лихтенштейн, участвует в Европейском союзе единого рынка с помощью Европейской экономической зоны соглашения. ЕАОС Договор между странами Европейского союза и ЕАСТ - перенесены в норвежское законодательство - описывает процедуры осуществления нормами Европейского союза в Норвегии и других стран ЕАСТ. Это делает Норвегия высоко комплексных член большинстве секторов внутреннего рынка ЕС. Однако в некоторых секторах, таких как сельское хозяйство, нефть и рыба, не полностью охвачены ЕЭП Договора. Норвегия также присоединилась к Шенгенскому соглашению и ряду других межправительственных соглашений между государствами-членами ЕС.

Национальной валютой является норвежская крона.

Отрасли экономики Норвегии

В области черной металлургии  Норвегия в системе мирового разделения труда специализируется, в основном, на производстве ферросплавов, а в в области цветной металлургии – на производстве алюминия, никеля, меди и цинка. По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире – на седьмом. К числу основных металлургических компаний относятся «Ношк Гидро», «Элкем», «Фесиль».

Химическая промышленность Норвегии располагает значительными по масштабам  страны мощностями по производству широкой  гаммы химических и нефтехимических  продуктов. Это позволяет ей экспортировать азотные удобрения, взрывчатые вещества промышленного назначения, альгинаты, краски, лаки, в производстве которых страна занимает ведущие позиции не только в Европе, но и в мире. Наиболее крупные компании этой отрасли промышленности – «Ношк Гидро», «Дино Индустриер», «Ютун» . Концерн «Никомед» специализируется на разработке и выпуске контрастирующих веществ для рентгенодиагностики. Горнодобывающая отрасль. Ее основной продукцией являются руды черных и цветных металлов, а также нерудные ископаемые – известняк, кварц, нефелин, оливин.

Целлюлозно-бумажная промышленность. Ее основу составляют дешевая энергия, получаемая на базе использования гидроресурсов, и значительные запасы сырья. Норвежские компании, к наиболее крупным из которых относятся «Ношке Скут», «Боррегорд», «Петерсон», производят различные сорта целлюлозы, газетную, журнальную и упаковочную бумагу, картон, облицовочные панели, паркет и многое другое.

Машиностроение. Для достижения высокого качества выпускаемой продукции  норвежские фирмы осуществляют свою деятельность на основе глубоких кооперационных связей с компаниями других стран. Крупнейшим норвежским машиностроительным концерном является «Квернер» . Этот же концерн является крупнейшей судостроительной компанией в Европе,имея собственные верфи, помимо Норвегии, также в Финляндии, Шотландии, Германии. Кроме того, «Квернеру» принадлежат 65% акций Выборгского судостроительного завода в Ленинградской области.

К важнейшим отраслям норвежского  машиностроения относятся производство оборудования для освоения шельфа, судостроение, прежде всего строительство рыболовных траулеров, производство разнообразного судового оборудования, в частности, морской электроники, рыбопромыслового оборудования.

Рыбное хозяйство. В его состав входят рыболовный флот, рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия, занимающиеся рыборазведением (главным образом, атлантического лосося). Около 90% рыбопродукции Норвегии экспортируется. Торговый флот и судоходство. Доля судоходства в экспортных доходах страны традиционно составляет около 20%.По тоннажу принадлежащего Норвегии торгового флота под норвежским и иностранными флагами, страна занимает 4 место в мире и имеет среди традиционных судоходных держав наивысшую долю флота под собственным флагом.

Сельскохозяйственное производство является высокоразвитым и ориентировано, прежде всего, на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребности населения страны в мясе, молоке и молочных продуктах. В силу климатических особенностей производство зерновых лишь на 40% покрывает потребности внутреннего рынка. В то же время, значительная часть овощей и фруктов, несмотря на сложные условия северной страны, выращивается норвежскими крестьянами. Более того, Норвегия в последние годы во все возрастающих объемах экспортирует, например, черешню и клубнику в страны Западной Европы.

Нефтегазовая промышленность Норвегии

По состоянию на начало XXI века Норвегия входила в тройку крупнейших в мире экспортёров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией. Первая промышленная добыча нефти началась лишь в 1970 году.

Политика Норвегии в отношении  её нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью - здесь  на деле была реализована провозглашённая  с самого начала концепция «Углеводороды  — достояние нации». Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным компаниям. Первой заявку подала американская Phillips (1962 год).

В 1960-е годы Норвегия заявила о национальном суверенитете над всеми шельфовыми природными ресурсами и подписала соглашения с Великобританией и Данией о морских границах. В 1965 году Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969 года было открыто первое большое месторождение. В тот период у власти в стране находились социал-демократы, на практике реализовавшие свои представления о роли государства в экономике.

В 1970 году был создан специальный  правительственный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью. В Министерстве промышленности был создан отдел нефти, который в 1978 году был выделен в отдельное Министерство нефти и энергетики, ответственное за формирование государственной энергетической политики. Оперативным управлением и надзором занялся вновь созданный Нефтяной директорат, а для непосредственного участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Statoil. Ещё одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Norsk Hydro, в которой государству принадлежал 51 % акций.

Освоение норвежского  шельфа проводилось консорциумами  с участием частных компаний и  государства, доля которого первое время  не могла быть менее 50 %. Налогообложение  нефтедобычи первоначально включало в себя роялти (для некоторых проектов), налог на прибыль, территориальный взнос и специальный налог на сверхприбыль. Позже появился ещё один налог — на выбросы углекислого газа.

Рост нефтяных доходов  позволил Норвегии брать внешние  займы в счёт будущих доходов от продажи нефти и газа на поддержку других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия». К 1977 году внешний долг Норвегии достиг 30 % ВВП, после чего были приняты экстренные меры по его ликвидации. В 2005 году у Норвегии уже не было внешнего долга.

В первой половине 1980-х, чтобы  ослабить политический вес государственной  компании Statoil, но сохранить присутствие  государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности — прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.

В 1990 году в целях сохранения высокого уровня жизни населения  после неминуемого истощения  запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. На 2005 год его размер достиг почти $150 млрд. В 1999 году государство  снизило пакет акций в Norsk Hydro до 44 %. В 2001 году началась масштабная реструктуризация нефтяной государственной собственности. Госкомпания Statoil подверглась частичной приватизации (была продана почти четверть пакета). По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15% потребностей стран Евросоюза в нефти и газе.

К 2007 году было осуществлено слияние Statoil и энергетических активов Norsk Hydro. Созданный нефтегазовый гигант способен составить серьёзную конкуренцию  России на европейском рынке. По оценкам  учёных, ресурсы норвежского континентального шельфа могут превышать прежние оценки, причём основные неразведанные запасы находятся в Баренцевом море вблизи границы с Россией. Данный район, однако, является предметом спора между Норвегией и Россией.

По данным Норвежского  нефтяного директората, общие запасы континентального шельфа страны составляют 13 млрд куб. м в нефтяном эквиваленте. Благодаря новым открытиям, объём доказанных запасов увеличился еще на 5,2 млрд куб. м. При высоких запасах углеводородов до половины энергопотребности покрывается возобновимым источником — гидроэнергией. У страны ярко выраженный рентный характер экономики, зависимость от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта, который, например, составил св. 50% всего товарного экспорта, тогда как менее 15% экспорта приходилось на технологический сектор. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 нефтегазовый сектор составил 23% ВВП и принёс 32% всех доходов (223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нем прямо занято более 74 тыс. чел., 3% всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс.

Рынок труда Норвегии

Достижение высокого уровня занятости стало приоритетной задачей политики послевоенной Норвегии. Освоение нефтяных месторождений в  Северном море в 1970-е гг., а также активная политика в области рынка труда привели к значительно более низкому уровню безработицы в Норвегии по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Однако, начиная с 1980-х гг., глобализация экономики приблизила Норвегию к мировым экономическим тенденциям, таким образом уровень безработицы в данный момент отражает изменения на международном уровне. В 2002 году количество безработных достигло 3,9 от общего числа трудоспособного населения.

Сеть государственных  центров занятости на уровне губерний и муниципалитетов является одним из наиболее важных инструментов в политике Норвегии в области рынка труда. Государственные власти приняли обширные меры по увеличению занятости, такие как финансовая помощь компаниям, нанимающим новых сотрудников, учебу и программы по определению на работу, а также специальные меры для граждан с узкой специальностью.

В период между Первой и Второй Мировыми войнами Норвегия, как и другие страны Европы, была подвержена массовой безработице. Наибольшие показатели были зарегистрированы в 1933 году, когда треть трудоспособного населения была безработной. Во время послевоенного восстановления в Норвегии была выбрана новая экономическая политика, которая предусматривала стремление к полной занятости всего трудоспособного населения. С тех пор это решение поддерживается различными правительствами страны.

Информация о работе Экономика Норвегии: промышленность, рынок труда