Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Экономика общественного сектора – научная и учебная дисциплина, предметом которой выступает государство как специфический субъект экономических действий.
Предметом изучения экономики общественного сектора является формирование и использование ресурсов государства и влияние государства на экономическое положение и поведение организаций (фирм) и домохозяйств.
Т (t1, ….., tn) - функция, выражающая зависимость налоговых поступлений от ставок;
R - сумма, которая требуется, чтобы профинансировать государственные расходы без нарушения макроэкономического равновесия.
Ограничения налоговой политики:
1) Предельно допустимые уровни дифференциации доходов.
При таких обстоятельствах задача максимизации W сводится к нахождению Парето-оптимального состояния экономики, отвечающего этим ограничениям и ограничению Т (t1, ….., tn) = R. Парето-оптимальным будет такое состояние, при котором избыточное налоговое бремя достигает минимального из возможных значений.
2) Ограничения, характеризующие способность государства реально собрать тот или иной налог. Подобным ограничениям свойственна информационная природа, и они не являются одинаковыми в разных странах и в разные эпохи.
В зависимости от эластичностей спроса соотношение налоговых поступлений и избыточное налоговое бремя различно для товаров.
Существует правило обратных эластичностей: оптимальные ставки налогообложения товаров обратно пропорциональны величинам эластичностей компенсированного спроса на них.
Правило Рамсея: Оптимальной является такая структура налогообложения товаров, при которой компенсированный спрос на каждый из них уменьшается в одинаковой пропорции по сравнению с ситуацией доналогового равновесия.
Ресурсный потенциал общественного сектора, сформированный на базе государственных доходов, реализуется посредством государственных (общественных) расходов, которые осуществляются как в денежных, так и в натуральных формах.
Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Они складываются из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга. Расходы – это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований.
Государственные расходы по функциональному назначению могут быть объединены в четыре группы:
1. Государственные услуги общего назначения (расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику и оборону).
2. Общественные и социальные услуги (расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру).
3. Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (расходы на создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест).
4. Прочие функции (выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживание государственного долга, трансферты общего характера).
В соответствии с экономической классификацией выделяются: текущие расходы (расходы на выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов, субсидии) и капитальные затраты (приобретение основного капитала, приобретение земли, приобретение товаров для создания запасов, нематериальных активов и капитальные трансферты).
Государственные расходы осуществляются в виде закупок товаров и услуг, а также трансфертов.
Общественные расходы направляются не только на финансирование программ социальной помощи и общественного страхования, но и на обеспечение производства общественных и некоторых частных благ (например, бюджетные ассигнования на оборону, научные исследования, образование, здравоохранение, культур). При этом производство осуществляется как непосредственно в государственном секторе, так и на предприятиях, к нему не относящихся, но работающих по контракту с государством.
Частное и общественное финансирование в общественном секторе нередко сочетаются. Это относится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем как наличие субсидии, так и ее отсутствие совместно с оказанием услуги как государственным, так и частным предприятием. В роли специфической формы участия государства в финансовом обеспечении производства некоторых благ выступают налоговые льготы.
Заключение контрактов с поставщиками товаров, в которых нуждалось государство, всегда было важной составной частью экономической деятельности в общественном секторе. Однако, если раньше на основе контрактов в основном достигалось обеспечение общественного сектора условиями его собственного финансирования, то теперь все более обычными становится использование контрактов для замещения общественного сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей.
Типы контрактов: контракт с фиксированной ценой; контракт типа "издержки плюс прибыль"; контракт с разделением затрат; контракт "издержки в «расчете на услугу"; блочный контракт; контракт "издержки и объем",
Выбор формы и параметров контракта, наиболее подходящих для решения той или иной конкретной задачи, во многом зависит от состояния рынка, на котором заказчики взаимодействуют с поставщиками, в частности от особенностей провалов рынка, с которыми приходится сталкиваться.
В условиях контрактации партнерами общественного сектора, берущими на себя за плату часть возложенных на него функций, становятся предприятия и организации, не находящиеся в собственности государства. Наряду с этим внутри самого государственного сектора в ряде случаев формируются квазирынки на основе разделения покупателя и поставщика. В результате непосредственно в этом секторе возникает конкуренция рыночного типа, позитивно влияющая на аллокационную и Х-эффективность.
Идея квазирынка состоит в том, чтобы побудить агентства сосредоточиться на защите интересов потребителей, передав функции арбитра рыночным силам. Таким образом, в рамках государственного сектора конструируется некий аналог "невидимой руки", благодаря которой эффективная аллокация достигается за счет взаимодействия самостоятельных участников, имеющих противоположные интересы и находящихся в конкурентной среде. Возможности и результативность использования квазирынков зависят от того, насколько выполняются названные условия.
С точки зрения характера аллокационных ограничений различаются частные предприятия, государственные предприятия, государственные некоммерческие организации и частные (негосударственные) некоммерческие организации.
Для частной фирмы компоненты затрат – это оплачиваемый труд ее собственного персонала, закупаемые на рынке товары и услуги, налоги. Результаты этих затрат воплощаются в продукции фирмы, поступающей на рынок. Экономическими измерителями затрат и результатов выступают рыночные цены, по которым фактически осуществлялись покупки и продажи. Чистая отдача характеризуется прибылью.
В общественном секторе издержки и выгоды должны быть оценены с позиции всего общества. Чистая отдача, подлежащая максимизации, представляет собой разность между общественными выгодами и общественными издержками. В общественном секторе и компоненты затрат, и достигаемые результаты необходимо оценивать с учетом экстерналей.
В то время как частные фирмы ориентируются на рынок, применительно к общественному сектору зачастую приходится корректировать рыночные цены. Для корректировки рыночных цен и для учета ценностей благ, не поступающих на рынок, требуются расчетные цены, адекватно отражающие предпочтения общества и альтернативные издержки. Такие цены, применяемые при анализе общественных издержек и выгод, принято называть теневыми.
В общественном секторе в отличие от частного оценки не могут строится исключительно на основе информации, которую поставляет рынок, т.к. общественный сектор функционирует в зонах провалов рынка.
Рациональность общественных расходов определяется их экономичностью, производительностью используемых ресурсов и результативность затрат.
Решающее значение имеет результативность. Для того чтобы сравнивать варианты общественных расходов с точки зрения экономичности, необходимо знать состав затрат и их цены. Для оценки производительности наряду с этим требуются показатели, характеризующие продукцию и услуги, созданные за счет общественного сектора, например, количество веденного жилья, объем медицинской помощи. При оценки результативности, невозможность ориентироваться на универсальные показатели прибыльности, что заставляет разрабатывать специальные индикаторы достижения целей. Широко применяются индикаторы, характеризующие своевременность и полноту реализации той или иной функции.
Анализ издержек и результативности – это совокупность приемов, которые позволяют определять расход ресурсов на достижение той или иной специфической цели, поставленной перед общественным сектором, и выбирать оптимальные с этой точки зрения решения.
Построение и сопоставление денежных оценок затрат и результатов в общественном секторе достигается с помощью оценочных процедур, которые называются анализом издержек и выгод.
В состав общественных издержек и выгод необходимо включать оценку положительных и отрицательных эффектов, связанных с анализируемым проектом. При этом следует различать реальные (технические) экстерналии, которые сказываются на эффективность по критерию Калдора-Хикса и требуют оценки в составе издержек и выгод и экстерналии денежные, имеющие перераспределительный характер и не означающие ни выигрыша, ни проигрыша для общества и не учитывающие при определении общественных издержек и выгод.
Издержки и выгоды часто требуется оценивать не в фактических действующих рыночных ценах, а с помощью теневых цен, которые призваны моделировать цены, которые могли бы сложиться, если бы все элементы затрат и результатов реализовывались на совершенных рынках. Корректировки призваны устранять искажения, которые привносятся монополией, налогами, неполной занятостью ресурсов.