Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:39, контрольная работа
Целью работы является проанализирование общественного сектора экономики и его ресурсов.
В соответствие с поставленной целью определим следующие задачи:
1) Рассмотреть структуру и механизм организации общественного сектора.
3) Описать общественный сектор России
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономика общественного сектора: предмет и метод изучения……….4
Глава 2. Общественный сектор экономики…………………………………………….8
2.1. Понятие и структура общественного сектора………………………………………..8
2.2. Общественный сектор экономики России и перспективы его развития…….…..11
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………………….….21
В новых условиях хозяйствования,
когда государство выступает
как один из субъектов рынка, а
в общественном секторе начинают
взаимодействовать наряду с государственными
и общественные, некоммерческие, частные,
смешанные организации
В первом случае речь идет о спросе
на общественные блага, во втором случае
об их предложении. Реальное существование
этих по природе рыночных явлений
в нерыночном общественном секторе
обуславливает необходимость
В общественном секторе регулирующий
механизм имеет принципиальную иную
конструкцию и специфику, обусловленную
особенностями спора и
2.2. Общественный сектор экономики России и перспективы его развития
Государство выступает специфическим
субъектом экономического пространства,
в том числе в общественном
секторе экономики, где рыночные
механизмы функционируют
Особенностью данного
сектора является объективно обусловленное
использование методов
В настоящее время большинство экономистов признает необходимость и целесообразность сочетания частной рыночной инициативы и государственных усилий в решении социальных и экономических вопросов. Однако между ними существуют достаточно серьезные разногласия относительно пропорций этого сочетания, контуров государственного регулирования экономических процессов и форм общественного контроля социальной политики государства.
Активное участие государства
в хозяйственных процессах
В общественном секторе регулирующий
механизм имеет принципиальную, отличную
от рыночного, конструкцию и специфику,
связанную с особенностями
Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, а равновесие между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения общественных благ и, с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъекты хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.
Стратегия государственного регулирования экономического пространства направлена сегодня на постепенное сокращение прямого управления при усилении косвенного воздействия государства. Размеры поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными.
При исследовании общественного
сектора следует говорить о необходимости
возрастания государственного регулирования.
Так, например, доля бюджетных ассигнований
на образование, на инвестиции в человека,
включая здравоохранение, на развитие,
включая науку, в России составляют
примерно 20%, а в развитых странах
эта доля составляет 80%. Получается,
что государство
Если превратить средства Стабилизационного фонда (на 1 января 2007 г. его величина составляла 89,13 млрд долл., а на 1 апреля 2007 г. – уже 108,11 млрд долл.) в бюджет развития, направив эти деньги на образование, науку, здравоохранение и стимулирование инвестиций, то Россия по доле расходов бюджета ВВП вышла бы на уровень европейских стран, а по пропорциям расходов на здравоохранение, образование и науку приблизилась бы к среднемировым стандартам.
Если конвертировать Стабилизационный фонд в бюджет развития и направить его на инвестиции, скажем, на преодоление проблемы детской беспризорности, профилактику детских правонарушений, на вакцинацию детей, государство резко бы сократило будущие расходы бюджета на борьбу с преступностью, показатели которой в России являются одними из самых высоких в мире. Если направить эти деньги на модернизацию ЖКХ, то мы резко сократили бы потери тепла, которые достигают 40% в жилищной инфраструктуре. Наконец, если бы у нас появились деньги на развитие биотехнологии, нанотехнологии, на информатику и другие прорывные направления НТП, то это способствовало бы резкому снижению издержек по самым прорывным направлениям экономического роста.. Все это способствовало бы снижению инфляции, достижению положительного социального эффекта.
Профицит бюджета Российской Федерации возникает не потому, что имеется избыток денег у государства, а потому, что российское государство, по сравнению с другими странами мира, включая слаборазвитые страны Африки, тратит на социальную сферу в два раза меньше, чем необходимо, а на науку – в три раза меньше. Таким образом, весь профицит бюджета возникает потому, что государство дестимулирует социально-экономическое развитие.
Структурная политика по регулированию
размеров и состава общественного
сектора, как видно из сказанного,
увязывается с бюджетными приоритетами.
В процессе перераспределения ресурсов
государства при формировании бюджета
на следующий год нужно учитывать
цели и приоритеты развития и реструктуризации
общественного сектора. В план его
развития следует включать как реструктуризацию
неэффективных сегментов, так и
поддержку со стороны государства
определенных видов деятельности. Очевидно,
что эти ресурсные потоки должны
быть отражены в соответствующих
разделах бюджета. В том случае, если
государство берет на себя риск освоения
новых сегментов реального
Как специфический объект
регулирования, общественный сектор не
обозначен в бюджетной
Представляется целесообразным
для целей выделения доли общественного
сектора в суммарной величине
бюджетных расходов ввести соответствующие
дополнения в бюджетную классификацию,
что позволит оценить «планируемые»
расходы государства в
Статья 178 Бюджетного
кодекса РФ законодательно
С точки зрения общества в целом максимальный эффект от использования бюджетных средств возможен при финансировании производства так называемых чистых общественных благ (национальная оборона, инфраструктура, СМИ и т. д.) предприятиями общественного сектора.
В отношении финансирования производства «смешанных» общественных благ (здравоохранение, образование, водоснабжение, канализация и т. д.) в рамках общественного сектора можно поставить вопрос о постепенном уменьшении доли государства. Что касается участия государства в финансировании производства «частных» благ предприятиями общественного сектора, то его целесообразность оправдана только при наличии изъянов рынка. Четкое разграничение частных, общественных и смешанных благ является предпосылкой для разработки рациональной бюджетной стратегии регулирования функционирования общественного сектора, позволяет определить границы, формы и методы участия государства в управлении его экономикой.
При формировании механизма
бюджетного регулирования общественного
сектора особое внимание следует
уделить таким вопросам, как определение
размеров и стратегии выделения
государственных
В существующем виде бюджет развития нуждается в совершенствовании как с правовой, так и с макроэкономической точек зрения. Прежде всего необходимо уточнить перечень его статей и устранить противоречия между Законом о бюджете развития и другими законодательными актами. Идея создания бюджета развития как части инвестиционного бюджета с особым статусом возникла из-за необходимости иметь такой инструмент государственного регулирования, который, во-первых, обеспечивает достижение не только чисто экономических, но и социальных целей, а во-вторых, основывается преимущественно на рыночных принципах. В этой связи можно определить две группы приоритетов, в соответствии с которыми должно осуществляться выделение средств бюджета развития на поддержку общественного сектора экономики: антикризисные и стимулирующие.
Выделение ресурсов
на антикризисное развитие не
преследует цели получения