Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:50, контрольная работа
Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А.Смит и К.Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К.Маркса, Д.Кейнса, А.Маршалла, не придавали должного значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е гг. ХХ в. резко обострившиеся экологические проблемы поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций.
Введение…………………………………………………………………………..…….3
1. Техногенный тип экономического развития……………..…………...…….4
2. Понятие и формы проявления экологического права………….....……….8
3. Расчет ущерба………………………………………………………..…..….…..11
Заключение………………………………………………………...………..…..13
Список используемой литературы………………………………..……..…..14
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева
(СибГАУ)
Кафедра ИЭ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономика природопользования»
Вариант -1
Красноярск 2013г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………..……..….
Введение
Современные экологические
проблемы в определенной степени
порождены отставанием
1.Техногенный тип экономического развития
Современный тип развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Этот тип можно охарактеризовать как природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются:
При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.
Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии или внешние эффекты. В природопользовании их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности (более подробно проблема экстерналий рассмотрена ниже).
Существуют различные
модели техногенного типа развития. В
настоящее время в этой области
имеется значительное число концепций
и теорий. С позиций эколого-
До самого последнего времени основное внимание в экономической теории и на практике уделялось двум факторам экономического роста — труду и капиталу. Природные ресурсы предполагались неистощимыми, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления и запасам не рассматривался в числе определяющих параметров. Это видно на примере широко распространенной в экономической теории и экономических исследованиях производственной функции
Y = f(K, L),
где K — капитал;
L — трудовые ресурсы.
Вне рассмотрения оставались и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов. Не изучались и обратное влияние, обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов, качеством жизни населения. Такую экономическую систему называют «фронтальной экономикой» или, по известному определению американского ученого К.Боулдинга, «ковбойской экономикой», где имеются неограниченные территории, ресурсы и т.д. Целевую функцию такой экономики можно определить словами И.Мичурина: «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».
Сущность концепции
Нарастание экологической напряженности, осознание опасности дальнейшего развития фронтальной экономики вынудило многие страны попытаться учесть экологические факторы. В связи с этим появилась концепция, которую можно довольно приближенно (в силу неоднородности и особенностей различных подходов в ее рамках) определить как концепцию охраны окружающей среды. Видимой реакцией на рост экологической угрозы явилось создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной природы. Еще в СССР в 1988 г. был создан Комитет по охране окружающей среды, который был потом преобразован в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. С 1996 г. в экологической сфере в России действовали две структуры: Комитет по охране окружающей среды и Министерство природных ресурсов. В 2000 г. Комитет был упразднен, а его функции по охране среды были переданы в Министерство природных ресурсов.
В мире быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, процедуры природопользования, дающих методические рекомендации, декларирующих природоохранные принципы. В России комплексный закон «Об охране окружающей природной среды» был принят в 1991 г. С 70-х гг. началось и активное международное сотрудничество по охране окружающей среды. Были приняты сотни многосторонних и двусторонних договоров, регулирующих и регламентирующих природопользование в международном масштабе.
В рамках концепции охраны
окружающей среды некоторым странам
удалось добиться определенной экологической
стабилизации, однако качественного
улучшения не произошло. Это во многом
объясняется тем, что общая идеология
данной концепции эколого-
Концепция охраны окружающей среды, также как и концепция фронтальной экономики, основывается на антропоцентрическом подходе. Необходимость проведения природоохранной деятельности базируется на положении о том, что деградация окружающей среды вредит человеку и сдерживает экономическое развитие. Однако реального разрешения противоречия между экономикой и природой в рамках данной концепции невозможно, о чем свидетельствует лавинообразное нарастание экологических проблем в мире.
2. Понятие и формы проявления экологического права
Наличие специфического предмета
правового регулирования, метода, принципов
регулирования и осознанной общественной
необходимости в
Рассмотрим методы экологического права,
т.е. способы воздействия на общественные
отношения. Исходя из специфики природных
объектов, наиболее приемлемым является
административный метод. При этом господствующее
положение занимает запретительные, предупредительные
нормы. Это соответствует требованию обеспечения
выполнения экологических предписаний
и охраны окружающей среды. Следует также
отметить, что большое значение в рамках
гражданско-правового способа воздействия
стал приобретать экономический метод,
т.е. влияние на охрану среды через материальный
интерес к ее охране и рациональном использовании
со стороны хозяйствующего субъекта. Таким
образом, метод экологического права представляет
собой совокупность экономических методов
регулирования качества природной среды
и административно-правовых средств воздействия
на природопользователя.
Для понимания сущности экологического
права важно рассматривать его как органическое
единство всех форм его проявления. К первой
форме относятся правовые идеи, входящие
в правовую концепцию взаимодействия
общества и природы, опираясь на которую
определяется содержание правовых норм.
Нормы экологического права устанавливают
правила поведения человека в его отношениях
по поводу использования и охраны окружающей
природной среды. В целом эти нормы образуют
экологическое законодательство. Третьей
формой являются правоотношения, без которых
экологическое право остается бумажным,
не достигнув своей реальной сущности
и не выполнив цель, поставленную законом
по охране окружающей среды.
На основе вышеприведенных фактов дадим
наиболее полное определение экологического
права. Экологическое право – совокупность
норм и правоотношений, регулирующих отношения
в сфере взаимодействия общества и природы.
В этом определении соединены положительные
моменты нормативной теории права и социологическая
теория права.
Теперь рассмотрим нормы экологического
права, которые являются правилами поведения,
регулирующими отношения людей по поводу
охраны и использования природной среды.
Существует следующее разделение норм:
отраслевые (охрана и использование отдельных
природных объектов), комплексные (охрана
и использование природных комплексов)
и нормы других отраслей права. По содержанию
правовые нормы делятся на нормы-приоритеты,
нормы-принципы и нормы-правила. Нормы-принципы
закрепляют основополагающие начала охраны
окружающей среды.
Нормы-приоритеты устанавливают правовые
преимущества в охране и использовании
одних объектов перед другими в интересах
обеспечения качества природной среды.
Нормы-приоритеты бывают следующих уровней:
отраслевого, межотраслевого и общего
экологического уровня. Отраслевые приоритеты
содержатся в природноресурсовых отраслях
законодательства. Межотраслевые приоритеты
отражены в нормах отраслевого законодательства,
но устанавливают преимущества в охране
одних природных объектов перед другими.
Общие экологические приоритеты закрепляют
преимущество высшей цели охраны природной
среды – обеспечение качества окружающей
человека среды и оптимальных условий
для жизни и здоровья человека.
Нормы-правила – третья категория экологических
норм. Они содержат экологические требования-императивы
применительно к конкретной сфере экологических
отношений: предупредительные, запретительные,
восстановительные, карательные, поощрительные,
разрешительные и обязывающие. Предупредительные
императивы призваны предотвратить наступление
вредных последствий в результате неправомерного
действия. Запретительные императивы
направлены на недопущение действий, причиняющих
вред окружающей природной среде. Восстановительные
нормы права содержать требование, обращенное
к правонарушителю, о восстановлении нарушенного
состояния природной среды. Карательные
императивы проявляются в случаях привлечения
к ответственности за экологическое правонарушение
или преступление в соответствии с нормами
соответствующего кодекса. Поощрительные
эколого-правовые нормы относятся к правовым
нормам, регулирующим функционирование
экономического механизма охраны окружающей
природной среды. Разрешительные и обязывающие
нормы обращены, прежде всего, к природопользователю
(ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей
природной среды). Нормы, устанавливающие
компетенцию представительных, исполнительных
и специальных органов государства, излагаются
в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей
природной среды.
3.Расчетная часть
3.1. Определение
экономического ущерба от
Таблица 1 –Показатели для расчета экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха
№ п/п |
Вещество |
m (T) |
ПДК |
А=1/ПДК |
f |
mfA (2*5*4) |
mγA (2*4) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1 |
Сернистый ангидрид |
2186,68 |
0,05 |
20,00 |
1 |
43733,6 |
43733,60 |
2 |
Сероводород |
0,498 |
0,018 |
55,56 |
1 |
27,67 |
27,67 |
3 |
Оксид углерода |
174,9 |
3 |
0,33 |
1 |
57,72 |
57,72 |
4 |
Фтор |
1,65 |
0,005 |
200,00 |
1 |
330,00 |
330,00 |
5 |
Ацетон |
1,493 |
0,35 |
2,86 |
0,5 |
2,13 |
4,27 |
6 |
Бензин |
2,3075 |
1,5 |
0,67 |
0,5 |
0,77 |
1,55 |
7 |
Ксилол |
0,8125 |
0,2 |
5,00 |
0,5 |
2,03 |
4,06 |
8 |
Толуол |
0,99 |
0,6 |
1,67 |
0,5 |
0,83 |
1,65 |
9 |
Фенол |
0,003 |
0,003 |
333,33 |
0,5 |
0,50 |
1,00 |
10 |
Буталицетат |
1,075 |
0,1 |
10,00 |
1,5 |
16,13 |
10,75 |
Сумма |
44171,38 |
44172,27 |