Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:44, реферат
Темпы экономического развития Южной Кореи значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, она вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Собственно, это обстоятельство во многом обусловило ее необычайно ускоренный рост.
Еще более высокими темпами развивается экспорт из этой страны. Дело в том, что, обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности Южной Кореи все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. Страна превратилась в крупнейшего экспортера обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивает вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. При этом Южной Корее удалось не только найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых капиталистических стран.
Введение
Глава 1. История индустриализации Южной Кореи
1.Структурные сдвиги в хозяйстве
2.Причины экономических успехов
3.Экономический кризис 1997-1998 гг.
Глава 2. Экономическое развитие на современном этапе
2.1. Показатели экономического развития Южной Кореи
2.2. Современная структура экономики
2.3. Лесной комплекс
Глава 3. Южная Корея в мирохозяйственных связях
3.1. Индекс вовлеченности в мировую экономику
3.2. Торговая структура по товарам и странам
3.3. Динамика и тенденции экспорта и импорта
3.4. Внешнеторговые ограничения
3.5. Участие в международных организаций
Заключение
Список используемой литературы
1. Подрыв доверия к частным ценным бумагам (к частным заемщикам) и соответствующие коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего с сокращением вложений в частные бумаги на emerging markets и переходом к вложениям в более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран.
2. Падение цен фондовых активов и девальвация валют новых индустриальных стран сказались на состоянии фондовых бирж в США и других развитых странах, тесно связанных торговыми и финансовыми отношениями с данным регионом. И все же кризисные процессы на фондовых рынках промышленно развитых стран оказались гораздо менее разрушительными, чем в странах, входящих в группу emerging markets.
4. Снижение устойчивости финансовых и банковских систем в Южной Корее сдерживает размах кредитной экспансии и объем новых иностранных займов. Меньшая доступность финансовых ресурсов неблагоприятно отражается прежде всего на состоянии малых предприятий, которые не имеют доступа на организованный финансовый рынок.
5. Финансовый кризис привел в действие эффект богатства: снижение биржевой стоимости акций побуждает участников хозяйственных процессов приспосабливать уровень своего потребления к новому уровню богатства и постоянного дохода. Таким образом, биржевой шок сдерживает рост частного потребления во многих странах. Надо учитывать, однако, что потери капитальной стоимости при владении акциями для многих экономических агентов компенсировались приростом курсов государственных облигаций.
Глава 2. Экономическое
развитие на современном
этапе
2.1.
Показатели экономического
развития Южной Кореи
Как сообщает германская газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» («FAZ»), экономика Южной Кореи продолжает динамично развиваться. Во время финансового кризиса конца 90-х годов одним из условий получения Республикой Корея стабилизационного кредита МВФ являлось ослабление негативного влияния на экономику ее финансово-промышленных конгломератов («чеболей»).
Особенность «чеболей» в том, что банки имеют статус простых поставщиков капитала, а между производственными единицами осуществляется перекрестное субсидирование (при возникновении убытков на каком-либо нерентабельном предприятии возможна финансовая поддержка за счет прибыли эффективных компаний).
Как отмечает к. э. н., зам. Директора Института проблем рынка РАН В. Цветков в статье «Финансово-промышленные группы в современном мире», для Южной Кореи характерны высокая степень концентрации производства и капитала, а также монополизация рынка несколькими крупнейшими «чеболями», активы которых в настоящий момент оцениваются примерно в 600 млн. долл. К числу наиболее крупных из них относятся «Samsung», «Daewoo», «LG», «Hyundai», «Sunkyong», «Kia».
Южнокорейские
«чеболи» являются высокодиверсифицированными
макроструктурами, имеющими четко выраженное
доминирующее звено, ориентирующееся
на централизированное планирование,
авторитарный стиль руководства
и активную инвестиционную политику.
Компании, входящие в «чеболь» представляют
все ведущие отрасли
В настоящее время правительство страны усиливает контроль за деятельностью «чеболей». В начале 2006 г. прокуратурой Южной Кореи выданы ордера на орест одного из руководителей корпорации «Hyundai Motor» в связи с причастностью к хищениям денежных средств в размере 800 млн. евро и топ-менеджера компании «Samsung», виновного в хищении 840 млн. евро.
Давление
на «чеболи» является частью государственной
политики, направленной на оздоровление
экономики и улучшение
Хотя по уровню безработицы (3,5%) Южная Корея формально продолжает занимать одно из последних мест в ОЭСР (в среднем по организации он составляет 7,1 %), по степени занятости населения она также не относится к числу лидеров. Подобное несоответствие связано с недоучетом числа безработных.
Южная Корея продолжает находиться на одном из ведущих мест в ОЭСР по уровню использования технологий. Например, она является лидером по наличию в семьях ПЭВМ (их имеют 77% домохозяйств). По степени использования информационных технологий Южная Корея занимает 3-е место, по экспорту наукоемкой продукции – 5-ое место, по инвестициям в образование и НИОКР – 7-ое место.
Тем
не менее качество жизни в Южной Корее
не такое высокое, как в большинстве стран
ОЭСР. Южная Корея лидирует и по числу
автомобильных аварий (613 случаев на 1 млн.
автомобилей).
2.2.
Современная структура
экономики
Добывающая
промышленность не играет существенной
роли в экономике страны, значительная
часть промышленного сырья
В
Южной Корее за короткое время
значительно увеличилось
На основе металлургии стало создаваться и собственное машиностроение. В этой отрасли на первый план выдвинулись станкостроение, связанное с индустриализацией и расширением внутреннего рынка, и судостроение, ориентированное в основном на экспорт. За 1980-е гг. тоннаж спускаемых на воду судов вырос более чем в пять раз. Было освоено производство супертанкеров, а затем и балкеров, контейнеровозов, танкеров-метановозов (70% мирового производства). Стали ускоренно развиваться основная химия (минеральные удобрения) и нефтехимия (пластмассы и химические волокна). Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря развитию атомной энергетики; первая АЭС вступила в строй в 1978 году.
Сельское
хозяйство и рыбная промышленность.
Страна обладает ограниченным фондом
пахотнопригодных земель: они составляют
17 % от всей земельной площади, на душу
населения приходится около 0,04 га, что
во многом компенсировалось высокой урожайностью
зерновых – в 1996-1998 гг. составила 64,5 ц с
га. Преобладает и мелкое землевладение.
Основные сельскохозяйственные культуры:
рис (свыше 50 % пахотных земель) и ячмень,
выращиваются соя, кукуруза, батат, овощи
и др. Разводится крупный рогатый скот,
развито свиноводство и птицеводство.
Темпы прироста сельскохозяйственной
продукции в 1965-1998 гг. – 2,2 %.
По улову рыбы Южная Корея занимает одно
из ведущих мест в мире. Свыше 50 % продукции
морского промысла идет на экспорт.
Таблица 2. Отраслевая структура экономики в 2007 г. (доля в ВВП,%)2
Сфера услуг | 50,1 |
Перерабатывающая промышленность | 25,3 |
Строительство | 8,2 |
Сельское, лесное хозяйство, рыболовство | 3,0 |
Энергетика | 2,1 |
Горнодобывающая промышленность | 0,3 |
Прочие отрасли | 11,0 |
Транспорт.
Длина железных дорог – 7 тыс. км,
значительная часть их электрифицирована.
В Сеуле и Пусане имеется метрополитен.
Современные автодороги с многорядным
движением составляет около 2 тыс. км.
Строятся скоростные магистрали. Имеется
15 аэропортов, включая 4 международных.
Самые крупные порты – Пусан,
Инчхон, Ульсан. Транспортная система
перегружена, и строительство единой
Транскорейской магистрали могло бы
решить многие транспортные проблемы.
2.3.
Лесной комплекс
Лесное
хозяйство Южной Кореи
Общий объём рынка в стране в 2007 году составлял 428 млн. кубометров, в том же году было импортировано бревна объёмом 7,1 млн. кубометров на сумму, объём импорта всех видов продукции лесной промышленности в денежном эквиваленте составил 1,7 млрд. долларов. Некоторые продукты, однако, идут на экспорт — это, прежде всего, грибы и плоды каштана. В 2007 году объём экспорта составил 210 млн. долларов.
Глава 3. Южная Корея
в мирохозяйственных
связях
3.1.
Индекс вовлеченности
в мировую экономику
Индекс
вовлеченности в мировую
Индекс
глобализации высчитывается по 14 показателям,
которые раскладываются в четыре
корзины. Первая — это уровень
экономической интеграции в мировую
экономику, где принимаются во внимание
развитие торговли, инвестиции, движение
капитала и пр. Вторая — персональные
контакты, международный туризм, качество
телефонной связи, денежные переводы,
разного рода негосударственные
трансакции. Третий показатель — развитость
интернета и четвертый —
Таблица 3. Индекс вовлеченности Южной Кореи в мировую экономику (2007 г.)3
«Экономическая интеграция» | «Персональные контакты» | «Технологии» | «Политическая вовлеченность» |
1.
Сингапур
2. Ирландия 3. Панама 4. Малайзия 5. Нидерланды 6. Венгрия 7. Хорватия 9. Швейцария 10. Австрия 44. Южная Корея 46. Россия 62 Япония |
1.
Швейцария
2. Ирландия 3. Сингапур 4. Чехия 5. Австрия 6. Хорватия 7. Дания 8. Канада 9. Израиль 10. Швеция 42. Южная Корея 53. Россия 62. Иран |
1.
США
2. Канада 3. Новая Зеландия 4. Австралия 5. Дания 6. Финляндия 7. Швейцария 8. Нидерланды 9. Швеция 10. Великобритания 20. Южная Корея 42. Россия 62. Бангладеш |
1.
Португалия
2. Австрия 3. Франция 4. Нидерланды 5.Великобритания 6. Италия 8. Германия 9. Греция 10. Канада 36. Россия 41. Южная Корея 62. Тайвань |