Экономика сельского хозяйства в системе АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:49, контрольная работа

Описание

Развитие товарного производства в сельском хозяйстве предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответствующими ему категориями и методами регулирования механизмов. В экономической литературе существует много определений рынка; главное в них — рынок является определенной формой взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.
Существуют узкое и широкое определения понятия «рынок».
В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 50.20 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие рынка и рыночного механизма. Основные элементы рыночного механизма.

 

Развитие товарного производства в сельском хозяйстве предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответствующими ему  категориями и методами регулирования  механизмов. В экономической литературе существует много определений рынка; главное в них — рынок является определенной формой взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.

Существуют узкое и  широкое определения понятия  «рынок».

В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок  определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов  и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят  друг друга.

В широком смысле рынок  — это форма социально-экономической  жизни общества, при которой воспроизводство  материальных благ, отношений и интересов  осуществляется на основе принципов  товарного производства и обращения, главным из которых является свобода  хозяйственной деятельности в целях  извлечения прибыли. И то, и другое определения по-своему правильно  отражают существо проблемы. Узкое  определение отражает суть собственно рынка в его первоначальном значении.

Рынок — неотъемлемый элемент  рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного  изобилия. Это лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство  и экономические интересы хозяйствующих  субъектов. Рынок осуществляет реализацию социально-экономических взаимосвязей, экономически обособленных разделением  труда хозяйствующих субъектов. Он формируется и может функционировать  в определенной рыночной среде. Создание товаров и услуг обеспечивается рыночной экономикой, работающей по законам товарно-денежных отношений.

Первоначально рынок рассматривался как конкретное место в пространстве для осуществления торговых операций. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесел и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного  разделения труда и развития товарного  производства понятие «рынок» приобретает  все более сложное толкование. Формируется новая структура общественного производства — сфера обращения. В данной трактовке реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособности спроса потребителей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок продукции.

Если рассматривать рынок  со стороны субъектов рыночных отношений, возникают новые определения  рынка как совокупности покупателей  или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и  заключающих крупные сделки по поводу любого товара. То есть здесь рынок выступает как сфера экономических отношений.

Отсюда можно дать следующее  определение рынка.

Рынок — это сфера непосредственного товарного обращения, обмена денег на товары и наоборот.

Внешне, на поверхности рынок  выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма  конкурентной связи между производством  и потреблением.

С таким определением рынка  тесно связано еще одно его  понимание: рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления  без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Основные элементы рынка  – это спрос, предложение, цены, конкуренция. 

Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются  производители и потребители  в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка и основных экономических законов рынка называется рыночным механизмом.

Другими словами, рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.

Рыночный механизм действует  на основе экономических законов: изменения  спроса, изменения предложения, равновесной  цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.

Основными элементами рыночного  механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет  куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места  и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать  различные виды:

Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальные (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).

Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет  удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие  потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся  блага и услуги коллективного  пользования, которые в экономической  науке называются общественными  товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное  управление и т.д.). Вместе с тем  в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными  ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут  или намерены продать. Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам.

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного механизма  состоит в том, что каждый его  элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его  инструментом, инструментом координации  и приспособления друг к другу  спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели  и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой  товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма  существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой  рыночный механизм. Понятно, что спрос  неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние  на спрос, предложение и уровень  цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся  в единой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы и пути снижения себестоимости продаж сельскохозяйственной продукции.

 

В процессе создания новых  продуктов потребляются живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции  живого и прошлого, овеществленного  в предметах и средствах труда  образуют издержки производства. Себестоимость  продукции отражает индивидуальные издержки производства на предприятии.

То есть, себестоимость  продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на израсходованные средства производства и оплату труда.

Важным условием эффективного функционирования сельскохозяйственного  предприятия является постоянное снижение себестоимости производства продукции. Оно позволяет:

- увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства;

- улучшить материальное стимулирование работников, лучше решать социальные задачи;

- улучшить финансовое состояние предприятия;

- снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить долю на рынке сбыта;

- в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.

Снижение себестоимости  зависит от целого ряда факторов, которые  можно условно разделить на две  группы: внутри- и внепро-изводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, на которые предприятие может оказать воздействие в процессе управления; прежде всего, это применение передовой техники и технологии, улучшение организации производства и труда, мотивация высокопроизводительного труда и т. п.

Внепроизводственными являются факторы, на которые предприятие  не может оказать непосредственное влияние: цены на сырье, тарифы на топливо  и электроэнергию, ставки налогов  и отчислений, природные условия  и т. д.

Чтобы изыскать резервы снижения себестоимости, нужно знать ее структуру, то есть долю отдельных элементов  или статей в общей сумме затрат.

Анализ структуры себестоимости  позволяет выявить основные резервы  ее снижения. Прежде всего, это экономия по основным элементам и статьям  расходов; в сельском хозяйстве к  ним можно отнести статьи «Содержание  основных средств» и «Организация производства и управления», в пищевой промышленности — «Сырье и основные материалы», «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования», «Общезаводские расходы».

На сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях значительное место в структуре себестоимости  занимают затраты, связанные с организацией и управлением производством; их необходимо снижать путем ликвидации излишних штатных единиц в административно-управленческом аппарате хозяйства,  совершенствования  структуры и методов управления.

Важнейшими факторами  снижения себестоимости продукции  являются повышение урожайности  сельскохозяйственных культур и  продуктивности животных и экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве. В животноводстве при снижении продуктивности скота  всегда повышается расход кормов на единицу  продукции.

В свою очередь, рост продуктивности животных достигается при полноценном  и сбалансированном кормлении, правильном содержании и уходе, совершенствовании  племенной работы.

Повышение урожайности сельскохозяйственных культур возможно за счет внедрения  прогрессивных систем земледелия, правильной обработки почвы, использования  семян высокоурожайных сортов и  гибридов, правильного применения органических и минеральных удобрений, средств борьбы с вредителями и болезнями растений, соблюдения оптимальных агротехнических сроков проведения работ.

Информация о работе Экономика сельского хозяйства в системе АПК