Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:49, контрольная работа
Развитие товарного производства в сельском хозяйстве предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответствующими ему категориями и методами регулирования механизмов. В экономической литературе существует много определений рынка; главное в них — рынок является определенной формой взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.
Существуют узкое и широкое определения понятия «рынок».
В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга.
Развитие товарного
Существуют узкое и широкое определения понятия «рынок».
В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга.
В широком смысле рынок
— это форма социально-
Рынок — неотъемлемый элемент
рыночной экономики. Сам по себе он
не создает товаров и товарного
изобилия. Это лишь один из инструментов,
воздействующих на воспроизводство
и экономические интересы хозяйствующих
субъектов. Рынок осуществляет реализацию
социально-экономических
Первоначально рынок рассматривался как конкретное место в пространстве для осуществления торговых операций. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесел и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование. Формируется новая структура общественного производства — сфера обращения. В данной трактовке реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособности спроса потребителей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок продукции.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, возникают новые определения рынка как совокупности покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. То есть здесь рынок выступает как сфера экономических отношений.
Отсюда можно дать следующее определение рынка.
Рынок — это сфера непосредственного товарного обращения, обмена денег на товары и наоборот.
Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреблением.
С таким определением рынка
тесно связано еще одно его
понимание: рынок — это общественная
форма организации и
Основные элементы рынка – это спрос, предложение, цены, конкуренция.
Эти элементы являются важнейшими
параметрами рынка, которыми руководствуются
производители и потребители
в своей экономической
Механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка и основных экономических законов рынка называется рыночным механизмом.
Другими словами, рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.
Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.
Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:
Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальные (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).
Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.
Рыночный механизм позволяет
удовлетворять только те потребности,
которые выражены через спрос. Помимо
них в обществе есть и такие
потребности, которые нельзя трансформировать
в спрос. К ним, прежде всего, относятся
блага и услуги коллективного
пользования, которые в экономической
науке называются общественными
товарами (охрана общественного порядка,
национальная оборона, государственное
управление и т.д.). Вместе с тем
в обществе с развитой рыночной экономикой
преобладающая часть
Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.
Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать. Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.
Можно привести другое определение:
предложение – это сумма
Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.
Особенность рыночного механизма
состоит в том, что каждый его
элемент теснейшим образом
Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.
Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
В процессе создания новых продуктов потребляются живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции живого и прошлого, овеществленного в предметах и средствах труда образуют издержки производства. Себестоимость продукции отражает индивидуальные издержки производства на предприятии.
То есть, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на израсходованные средства производства и оплату труда.
Важным условием эффективного функционирования сельскохозяйственного предприятия является постоянное снижение себестоимости производства продукции. Оно позволяет:
- увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства;
- улучшить материальное стимулирование работников, лучше решать социальные задачи;
- улучшить финансовое состояние предприятия;
- снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить долю на рынке сбыта;
- в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.
Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно условно разделить на две группы: внутри- и внепро-изводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, на которые предприятие может оказать воздействие в процессе управления; прежде всего, это применение передовой техники и технологии, улучшение организации производства и труда, мотивация высокопроизводительного труда и т. п.
Внепроизводственными являются факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние: цены на сырье, тарифы на топливо и электроэнергию, ставки налогов и отчислений, природные условия и т. д.
Чтобы изыскать резервы снижения себестоимости, нужно знать ее структуру, то есть долю отдельных элементов или статей в общей сумме затрат.
Анализ структуры
На сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятиях значительное
место в структуре
Важнейшими факторами снижения себестоимости продукции являются повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных и экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве. В животноводстве при снижении продуктивности скота всегда повышается расход кормов на единицу продукции.
В свою очередь, рост продуктивности животных достигается при полноценном и сбалансированном кормлении, правильном содержании и уходе, совершенствовании племенной работы.
Повышение урожайности
Информация о работе Экономика сельского хозяйства в системе АПК