Экономика Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 22:44, контрольная работа

Описание

Официальное название: Швейцарская Конфедерация, Swiss Confederation (англ.)
Государство в центре Европы, в горах и предгорьях Альп. Выхода к морю не имеет, граничит с Францией на западе, юго-западе и северо-западе, с Германией на севере, с Австрией и Лихтенштейном на востоке, с Италией на юге.

Содержание

1. Основная геополитическая информация
2. Демографическая ситуация, состав населения, динамика и составляющие миграции
3. Основные макроэкономические показатели деятельности государства в динамике за последние 10-20 лет
4. Ведущие отрасли экономики, предпосылки их успеха и перспективы дальнейшего развития экономики
5. Участие страны в мировой торговле, структура и динамика экспорта и импорта
6. Достижения страны в сфере науки, культуры, образования
7. Выводы
8. Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Контрольная_Мирэкономика3.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

Туризм4

Туризм  играет важную роль в развитии швейцарской  экономики. В списке стран по доходам  от туризма, опубликованном в 2001 г. Всемирной  Торговой Организацией, Швейцария занимала 13 место. В том же самом году страну посетило в целом 10.7 млн. иностранных туристов.

Общая сумма доходов от туризма в 2002 г. составила 19.9 млрд. швейцарских франков, из которых 12.9 млрд. франков приходилось  на долю иностранных, и 9.7 млрд. – на долю местных туристов. В туристическом секторе задействовано большое количество населения страны, а в горных регионах практически каждый третий житель. 

Итоги экономического года в Швейцарии (2009 г.)7

С точки  зрения экономических показателей  Швейцария пережила год определенной рецессии. На 2010-й год эксперты осторожно прогнозируют улучшение макроэкономической ситуации. Общий вывод - Швейцария переживает кризис более или менее без потерь за счет, прежде всего, структурных преимуществ национальной экономики.

Прошедший экономический год был лучше, чем ожидалось, и, тем не менее, он ознаменовался многочисленными разочарованиями и мелкими неудачами. Росла безработица, и аналитики исходят из того, что и в следующем году количество людей, ищущих работу, будет в Швейцарии увеличиваться, а положение в финансовом секторе будет отмечено относительной неопределенностью.

Экономические данные на 2009 г. и прогнозы на год 2010-й  варьируют в зависимости от того, кто выдает прогноз. Так, по данным «Госсекретариата по делам экономики Швейцарии» («Seco») в 2009 году швейцарское промышленное производство сократилось на 1,6 процента. В 2010 г. ожидается рост производства на 0,7 процента, в 2011 – на 2,0 процента. «Бюро исследования промышленной конъюнктуры» цюрихского Университета («Konjunkturforschungs-Stelle» – «KOF») представляет иные данные. Падение промышленного производства в Швейцарии в 2009 г. составило по данным этой структуры 2,9 процента. На 2010 г. «KOF» прогнозирует рост в 0,6 процента (2011: 2%). По данным же аналитиков банка «UBS» падение производства в 2009 составило минус 1,5 процента, на 2010 г. прогнозируется рост плюс 1,7 процента, на 2011-й г. - плюс 2,1 процента.

Все аналитики  едины только в одном – безработица  достигнет уровня в 5 процентов.  Сходятся они и в анализе причин появления вышеприведенных данных и прогнозов. Главную роль играют здесь, прежде всего, проблемы банковского сектора, а так же ослабление международного спроса на швейцарскую продукцию. В самом деле, по данным организации «Swissmem», межотраслевого объединения предприятий машиностроительной, электротехнической  и металлообрабатывающей отраслей промышленности, вывоз швейцарской продукции в 2009 г. сократился на 23 процента по сравнению с 2008 г. Портфель зарубежных заказов швейцарской промышленности так же сократился - на одну треть.

Особенно  пострадали такие крупные технологические  предприятия, как «Sulzer», «Georg Fischer»  и «Oerlikon». Последняя компания вообще находится на пороге банкротства  и вынуждена была начать разрабатывать  программу реструктуризации. Именно в связи с этими данными аналитики предсказывают в наступающем году в Швейцарии 5-процентный уровень безработицы. Единственной отраслью, сумевшей удержать в 2009 году свои позиции, была фармацевтика. Так, компания «Roche» сумела достичь по итогам года солидных результатов за счет хороших продаж «Tamiflu» - средства против гриппа (в том числе и свиного).

Крупнейший  швейцарский банк «UBS» продолжал  в 2009 г. страдать от последствий своих  игр с американскими «структурированными  финансовыми продуктами». В ноябре 2009 г. банк объявил об очередных потерях в размере полумиллиарда франков. И «UBS», и вообще все швейцарские финансовые институты, занимающиеся управлением состояниями, готовятся к вступлению в силу в новом году более жестких международных регулирующих норм. Не исключено, так же, что некоторые из этих институтов недосчитаются части американских и европейских капиталов и состояний – из-за усиления международной борьбы с уклонениями от уплаты налогов.

Некоторые аналитики, правда, смотрят на ситуацию в измученной кризисом банковской сфере с большим оптимизмом. Они исходят из скорого завершения финансового кризиса, каковое должно принести стабильным швейцарским банкам новых клиентов. Эти же эксперты высоко оценивают политику швейцарского Центробанка (SNB), проводившего в уходящем году политику низкой процентной ставки при сохранении стабильного обменного курса франка.

В 2009 году швейцарская промышленности не спешила  пользоваться финансовыми средствами, предоставляемыми государством в рамках программ поддержки конъюнктуры. Только лишь банк «UBS» был вынужден принять помощь от государства. Тем самым, уровень государственной задолженности в стране продолжал находиться в границах приемлемого. Более того, федеральные власти говорят о том, что им удалось добиться экономии в размере 1,5 миллиардов франков, что так же разгрузило госбюджет. Стабильными, несмотря на кризис, оставались как настроение швейцарских потребителей, так и национальный рынок недвижимости.

Общий вывод аналитиков - от самого негативного  сценария страну уберегла структурно сильная, и умело диверсифицированная, экономика. Эти же факторы могут, по их мнению, стать в наступающем году основой для скромного, но роста. 
 
 
 
 
 

5. Участие  страны в мировой торговле, структура  и динамика экспорта и импорта8

       Экономика страны в значительной  мере ориентирована на внешний  рынок. Основные статьи экспорта - продукция химической промышленности, включая фармацевтику (31,8%), машиностроение и электронной (27,3%), а также точные инструменты, часы, бижутерия (16,4%). В импорте преобладают продукция машиностроения и электронной промышленности (22,7%), химической промышленности, включая фармацевтику (20,2%), средства транспорта (10,9%), металлы (7,9%), сельскохозяйственные продукты (7,8 %).

            Внешнеэкономические связи ориентированы  главным образом на промышленно-развитые  страны. При этом доля стран  ЕС составляет 70,4% всего внешнеторгового оборота. Лидирующие позиции среди торговых партнеров занимает Германия (более 27% товарооборота страны).

       В структуре швейцарского экспорта  основное место занимают машинотехнические  изделия, приборы и средства  транспорта (37%), продукция химической и фармацевтической промышленности (30%), а также изделия часовой промышленности (14%).

     Высокоразвитая  внешняя торговля Швейцарии основана на экспорте промышленной продукции, например машин, часов, медикаментов, электронного оборудования, химических продуктов и одежды. В 1991 на долю продукции обрабатывающей промышленности приходилось ок. 90% экспортных поступлений страны. Структура экспорта в 1997: 20% – машины и аппараты; 9% – электрические машины и оборудование; 9% – продукты органической химии; 9% – фармацевтические продукты; 6% – точные инструменты и часы, 6% – благородные металлы, 4% – искусственные материалы.

     Внешнеторговый  баланс Швейцарии обычно имел дефицит, который традиционно покрывался за счет ввоза иностранного капитала, доходов от вывоза капитала, доходов от иностранного туризма, страхования и транспортных перевозок. В середине 1990-х годов благодаря улучшению в сфере импорта впервые было достигнуто небольшое положительное сальдо внешнеторгового баланса: в 1997 стоимость экспорта составила 105,1 млрд. швейцарских франков, а импорта – 103,1 млрд.

     Ведущие внешнеторговые партнеры Швейцарии  – ФРГ, США, Италия, Франция и Великобритания. Швейцария была одной из стран- учредителей  Европейской ассоциации свободной  торговли (ЕАСТ) в 1959, в 1972 швейцарские  избиратели одобрили соглашение о свободной  торговле с Европейским экономическим сообществом (ныне – Европейский союз, ЕС), в 1977 были отменены все пошлины на промышленные товары. В 1992 Швейцария обратилась с просьбой о принятии в ЕС, однако позднее в том же году швейцарские избиратели проголосовали против вступления страны в Европейское экономическое пространство (ЕЭП). Этот проект был направлен на облегчение свободного перемещения рабочей силы, товаров, услуг и капиталов в 7 странах ЕАСТ и 12 странах ЕС. После этого Швейцария заключила соглашение с ЕС об ограниченном участии в ЕЭП; в результате Швейцария снизила пошлины на товары, перевозимые через ее территорию странами – членами ЕС.

     Существующие  ограничения по экспорту из Швейцарии  связаны главным образом с  её обязательствами по многосторонним соглашениям и касаются, в частности, вооружений, технологий двойного назначения, редких видов животных и растений, а также товаров, которые могут быть применены для изготовления оружия массового поражения. В целом же свобода экспорта может ограничиваться исключительно соображениями национальной безопасности с учетом гарантий обеспечения внутренних потребностей при чрезвычайных обстоятельствах. Предусмотрено, что для введения специальных ограничительных мер по вывозу товаров из Швейцарии нехватка того или иного продукта должна носить долговременный характер, ощущаться на территории всей страны и являться следствием каких-либо экстраординарных событий (например, военных действий).

     В июне 2002 г. в Швейцарии принят федеральный  закон о применении международных  санкций в области внешней торговли (Закон о введении эмбарго). В соответствии с данным законом решение о введении эмбарго в отношении какой-либо страны может быть принято только Федеральным советом на основании:

  • нарушений международного права;
  • нарушений прав человека;
  • резолюции ООН в отношении данной страны;
  • решения ОБСЕ;
  • нарушений принципов партнерства страны со Швейцарией.

     В настоящее время простая средняя  ставка импортных пошлин по всей номенклатуре товаров составляет в пересчете  на адвалорные ставки около 8,9 %. Жесткость таможенного режима Швейцарии варьируется в зависимости от вида ввозимой продукции. Примерно по 18% позиций применяются нулевые ставки пошлин, в том числе на сырую нефть, природный газ, электроэнергию, руды металлов, изделия из кожи (кроме обуви), некоторые химические и фармацевтические товары, не производимые в стране или производимые в малых количествах ( например, кокс - 0,08, калийные удобрения - 0,01, ферросплавы - 0,38, металлообрабатывающее оборудование 0,2 - 0,4 шв.франка за 100 кг).

     По  мере повышения степени обработки ввозимых товаров пошлины увеличиваются. По готовым изделиям, пошлины на которые являются относительно высокими, также имеются различия по отраслям. Низкие пошлины установлены для товаров тех отраслей, в которых швейцарские производители занимают прочные позиции на мировом рынке. Это прежде всего такие отрасли, как машиностроение ( пошлины в шв.франках за 100 кг: ткацкие станки 9-10, обрабатывающие центры 3,5-14,6, высокоточные обрабатывающие станки 4,5- 15,8, упаковочные машины 10,4-18,8), электротехническая, химико-фармацевтическая и часовая промышленность. В то же время, продукция отраслей, ориентирующихся в основном на внутренний рынок, защищена таможенными барьерами в гораздо большей степени. Это относится, в частности, к продукции текстильной, швейной, мебельной отраслей промышленности, игрушкам, музыкальным инструментам и ряду других товаров широкого потребления. По отдельным позициям тарифные пики таможенного тарифа в пересчете на адвалорные пошлины превышают 600%.

     Наиболее защищенными являются сельскохозяйственное сырье и продовольствие: по данной группе товаров средняя ставка импортного тарифа также в пересчете на адвалорные ставки составляет 34,3%, в то время как средняя ставка на все остальные товары составляет в среднем 2,35%. Защита сельхоз. производителей от иностранной конкуренции осуществляется путем использования специфических тарифов и установления тарифных квот на импорт ряда продовольственных товаров. Механизм тарифных квот применяется по 283 восьмизначным позициям гармонизированной системы кодирования товаров. Так, например, при импорте мяса птицы сверх установленной квоты применяется ставка импортной пошлины в размере 678% цены, при импорте сверх квоты говядины, свинины, некоторых молочных продуктов, живых растений, корнеплодов и клубнеплодов применяются ставки от 400%.

     В целях защиты внутреннего рынка  Швейцария применяет также нетарифные меры регулирования ввоза товаров. Импортные лицензии используются, как  правило, в целях учета и контроля за ценами на такие товары, как текстиль, чай, кофе, нефтепродукты, лицензируется также ввоз удобрений, оружия, взрывчатых, наркотических веществ и их составных частей. Лицензии выдаются на срок до одного года и только швейцарским импортерам. В качестве инструмента ограничения импорта используются также квоты, применяемые, в частности, в отношении ввоза пищевого зерна, фуражной продукции, цветов. Из-за соображений безопасности, охраны здоровья, защиты окружающей среды, соблюдения международных и внутренних стандартов применяются также нетарифные ограничения в отношении ввоза лекарственных, косметических препаратов, электроприборов, отопительных установок. При ввозе овощей и фруктов применяется, так называемая система "трех фаз", используемая для ступенчатого регулирования импорта этой продукции в зависимости от сезонного предложения на внутреннем рынке аналогичной продукции местных производителей. По ряду товаров (в частности, некоторые сорта мяса) применяется система разрешения импорта в пропорции к реализации отечественной продукции (количественные ограничения не устанавливаются, но импортер обязуется закупить определенный объем соответствующей швейцарской продукции).

     Специального  закона, регулирующего аспекты валютного  обращения, Швейцария не имеет. Валютный рынок страны свободен от вмешательства государства в том, что касается условий заключения контрактов и их содержания. Валютный контроль не предусматривается, не делается различий между банковскими счетами резидентов и нерезидентов. Не ограничивается право заключать коммерческие или финансовые сделки, производить и принимать платежи в любой валюте. Иностранный капитал может ввозиться и вывозиться без ограничений. Осуществление мероприятий, связанных с регулированием движения капиталов делегировано Конфедерацией Швейцарскому национальному банку, основной задачей которого является проведение отвечающей национальным интересам валютной и кредитной политики.

Информация о работе Экономика Швейцарии