Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:22, реферат
Исследование военной экономики СССР в годы Великой Отечественной войны имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение. Изучение закономерностей и особенностей военной экономики с точки зрения использования некоторых сторон ее опыта организации народного хозяйства в обычных условиях расширенного социалистического воспроизводства во многих отношениях существенно важно для мирной экономики. Великая Отечественная война Советского Союза против фашистского блока во главе с гитлеровской Германией явилась тяжелейшим испытанием для советского народа, для всей социалистической экономики.
Введение………………………………………………………………………………………………..…2
I. Общее состояние промышленности……………………………………………..3
II. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
1. Военная промышленность………………………………………………………………………7
2. Авиационная промышленность………………………………………………………………8
3. Вооружение……………………………………………………………………………………………10
4.Танковая промышленность………………………………………………………………….…12
5. Судостроение…………………………………………………………………………………………13
6.Черная и цветная металлургия……………………………………………………………….14
7.Энергетика и топливная промышленность……………………………………………..15
8. Химическая промышленность……………………………………………………………….15
9. Легкая и пищевая промышленность………………………………………………………16
III. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ВОЕННЫЕ ГОДЫ…………………………....18
Заключение…………………………………………………………………………………………….….20
Список используемой литературы………………………………………………………………21
В 1945
г. наряду с ростом военной продукции
продолжало увеличиваться производство
тракторов, зерновых комбайнов, тракторных
молотилок, сеялок и другой сельскохозяйственной
техники. В начале 1945 г. возобновилось
производство бульдозеров, автомобильных
и башенных кранов. Принимались меры
для обеспечения дальнейшего
увеличения производства всех видов
стройматериалов и подъема
Характерно, что в 1945 г. на производство гражданской продукции было переведено более 500 предприятий. Во втором квартале 1945 г. выпуск ее составил 45,7% общего объема производства, а в третьем — 59,8%.
В годы
войны выдающуюся роль в создании
и развитии военной экономики, и
особенно военной промышленности, сыграла
тяжелая промышленность, объем продукции
которой по годам характеризуется следующими
данными:
Виды продукции | Единица измерения млн. т | Годы | |||||
1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | ||
Чугун | 14,9 | 13,8 | 4,8 | 5,6 | 7,3 | 8,8 | |
Сталь | » » | 18,3 | 17,9 | 8,1 | 8,5 | 10,9 | 12,3 |
Прокат | » » | 13,1 | 12,6 | 5,4 | 5,7 | 7,3 | 8,5 |
Железная руда | » » | 29,9 | 24,7 | 9,8 | 9,3 | 11,7 | 15,9 |
Кокс | » » | 21,1 | 18,5 | 6,9 | 8,2 | 11,5 | 13,6 |
Уголь | » » | 166 | 151,4 | 75,5 | 93,1 | 121,5 | 149,3 |
Нефть | » » | 31,1 | 33,0 | 22,0 | 18,0 | 18,3 | 19,4 |
Электроэнергия | млрд. кВт-ч | 48,3 | 46,7 | 29,1 | 32,3 | 39,2 | 43,3 |
Металлорежущие станки | тыс. шт. | 58,4 | 44,5 | 22,9 | 23,0 | 34,0 | 38,4 |
Благодаря
росту тяжелой промышленности успешно
работала военная промышленность, которая
в сжатые сроки обеспечила Красной
Армии материально-техническое
Дальнейшее
развитие военно-экономического потенциала
СССР происходило главным образом
путем, во-первых, наращивания дополнительных
производственных мощностей военной
промышленности за счет расширения действующих
предприятий; во-вторых, перевода гражданской
промышленности на производство военной
продукции и, в-третьих, форсированного
строительства новых
С первых дней войны предприятия целых наркоматов быстро переключались на производство боевой техники, вооружения и боеприпасов. Так, предприятия Наркомата общего машиностроения, выпускавшие в мирное время оборудование для пищевой, текстильной, химической, полиграфической и других отраслей промышленности, были перестроены на производство различных видов вооружения. Паровозостроительные, вагоностроительные, тракторные и другие заводы тоже переводились на военное производство.
Производство вооружения и боеприпасов освоили не только специализированные машиностроительные заводы, но и предприятия пищевой, текстильной, местной промышленности и даже мелкие артели. На заводах и фабриках, привлеченных к выполнению военных заказов, проводилась огромная подготовительная работа. Она охватывала все стадии организации производства, начиная с разработки технической документации на осваиваемые виды военной продукции и кончая изготовлением всех необходимых приспособлений, оснастки и инструментов.
промышленности, промышленности боеприпасов, стрелкового вооружения.В широких масштабах проводилось строительство новых заводов авиационной, танковой
Военная
техника создавалась и
Количество выпускаемой военной техники позволило уже ко времени битвы под Москвой сформировать много новых артиллерийских частей. Красная Армия получила значительное число установок реактивной артиллерий — знаменитых «катюш». Значительно увеличились возможности противотанковой обороны, появились специальные истребительные противотанковые полки. Вместо смешанных авиационных соединений создавались специализированные (истребительные, штурмовые, бомбардировочные) соединения, которые для удобства управления и массированного применения сводились в воздушные армии.
Восточные
районы страны быстро превращались в
главный арсенал победы над врагом.
Одновременно с восстановлением
эвакуированных предприятий всемерно
форсировалось строительство
Главная задача военной индустрии СССР — превзойти гитлеровскую Германию по количеству и качеству выпускаемой военной продукции при наличии меньшей по объему военно-промышленной базы, чем у Германии, — была достигнута. Военное производство в Советском Союзе в 1943 г. по сравнению с довоенным периодом увеличилось в 4,3 раза, а в Германии — лишь в 2,3 раза.
Успехи в развитии слаженного военного хозяйства позволили в 1943 г. ускорить перевооружение Красной Армии новейшей военной техникой. Советские войска получили танки, САУ, самолеты, большое количество артиллерии, минометов, автоматов, перестали испытывать острую нужду в боеприпасах. Советские танки значительно превосходили немецкие по качеству, маневренности на ноле боя и ударной силе.
Красная
Армия оснащалась более современной
боевой техникой, чем немецкая. В 1944
г. на ее вооружении наряду с танками
Т-34, обладавшими после модернизации
большей скоростью, более прочной
броней и более мощной ударной
силой, находилось большое количество
тяжелых танков ИС-2 со 122-мм пушкой.
Советская авиация получила в
массовом количестве скоростные бомбардировщики
ТУ-2, истребители ЯК-9, ЛA-7, штурмовики
ИЛ-10, отличавшиеся высокими боевыми
качествами. Советские войска были
обеспечены усовершенствованным
С конца
1943 г. Советские Вооруженные Силы
не испытывали недостатка в боевой
технике, вооружении и боеприпасах.
Военное хозяйство полностью
удовлетворяло потребности
С самого начала войны гитлеровское командование ставило задачу быстро уничтожить советскую авиацию путем непрерывного нанесения мощных и концентрированных ударов по советским аэродромам, достигнуть превосходства в воздухе, а затем парализовать работу промышленности и дезорганизовать фронт и тыл, обрушив всю силу своей авиации на советские войска, города и предприятия.
Действительно, в первый период войны в СССР резко сократился выпуск боевых самолетов новых конструкций, а истребители и бомбардировщики старых типов, такие, как И-15, И-16, СБ и ТБ-3, по своим основным боевым параметрам уступали новейшим «мессершмиттам» и «юнкерсам
Военно-Воздушные Силы СССР в первый день войны потеряли 1200 самолетов. Однако и в этих тяжелых условиях советские летчики, проявляя высокое боевое мастерство, отвагу и массовый героизм, вели упорные воздушные бои. В результате боевых действий советские летчики за первые 18 дней войны уничтожили на аэродромах и в воздушных боях 838 вражеских самолетов.
Однако
в начале войны авиационная
27 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило план размещения эвакуируемых авиационных заводов. В тот же день СНК СССР принял решение увеличить ассигнования Наркомату авиационной промышленности на строительство и реконструкцию авиационных заводов, выделить оборудование и трудовые ресурсы. Принимались дополнительные меры по обеспечению авиационной промышленности необходимыми материалами: специальными сталями, алюминиевым листом, прокатом, ацетиленом и др. Наркомату авиационной промышленности был передан ряд заводов электротехнического оборудования, машиностроительной и станкостроительной промышленности. В результате этих мер были созданы благоприятные условия для дальнейшего развития отечественного самолетостроения.
Уже первые серийные машины — ИЛ, ПЕ, МИГ, ЛАГГ, ЯК — находились на уровне мировых стандартов и не уступали немецким «мессершмиттам» и «юнкерсам».
Усилиями советских ученых, конструкторов, инженеров, рабочих за первый год Отечественной войны было освоено производство 14 новых типов самолетов, в том числе 5 типов истребителей, 6 — бомбардировщиков, 1 — штурмовика и 2 типов транспортных.
В ходе войны в советской авиации появились реактивные самолеты. Первый реактивный самолет создал В. Ф. Болховитинов в самом начале войны, однако он не был принят к производству вследствие многих еще не решенных проблем в этой области. Над созданием турбореактивных двигателей работали крупный ученый А. М. Люлька и другие конструкторы. Решением научных проблем в области производства самолетов с реактивными двигателями занимались конструкторские бюро А. И. Микояна, П. О. Сухого, С. А. Лавочкина, А. С. Яковлева и другие коллективы. Авиационная промышленность настойчиво продолжала работу по освоению производства реактивных самолетов. В 1945 г. появились опытные самолеты с реактивными ускорителями, а в 1946 г. и в последующие годы — реактивные самолеты.
6 мая 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о серийном производстве новых авиационных двигателей М-107 вместо двигателей М-105П, чтобы увеличить скорость истребителей.
Уже весной 1942 г. все авиационные заводы, эвакуированные из центральных областей Советского Союза на Урал и в Сибирь, полностью наладили производство самолетов, моторов, агрегатов к ним и наращивали темпы их выпуска. Большинство перебазированных заводов вскоре стали давать в несколько раз больше продукции, чем до эвакуации. В 1942 г. было произведено 25 436 самолетов против 15 735 в 1941 г., т.е. на 60% больше, причем значительно возрос выпуск самолетов новых конструкций.
К осени 1942 г. советская военная авиация имела 4540 самолетов, а гитлеровская — около 3500. Хотя на вооружении Советских ВВС находились еще машины старых конструкций (например, 500 ночных бомбардировщиков У-2 и Р-5), советская авиация не уступала немецко-фашистской в боевой мощи. К предстоящему контрнаступлению под Сталинградом общее производство самолетов в декабре 1942 г. по сравнению с декабрем 1941 г. возросло в 3,3 раза, авиамоторов — в 5,4, бомб — в 2,1, авиаснарядов — в 6,3 раза. В контрнаступлении под Сталинградом участвовало около 1350 самолетов, причем уже в начале операции инициатива в воздухе перешла к советским летчикам. В ходе Сталинградской битвы в ожесточенных воздушных боях и ударами по вражеским аэродромам они уничтожили около 3 тыс. самолетов противника, что значительно подорвало мощь гитлеровской авиации. В это время соотношение воздушных сил изменилось в пользу СССР.
В 1943
г. авиационная промышленность достигла
дальнейшего роста выпуска
С 1943
г. на вооружение истребительной авиации
начали поступать более совершенные
самолеты: ЯК-9 — конструкции А. С.
Яковлева, ЛА-7 — С. А. Лавочкина. Немецкие
конструкторы не смогли увеличить калибр
авиационной пушки, в то время
как советские истребители
За
четыре года Великой Отечественной
войны (с 1 июля 1941 по 1 июля 1945 г.) советская
авиационная промышленность выпустила
108 тыс. боевых машин, в то время как
фашистская Германия произвела за 1941—1945
гг. 78,9 тыс. самолетов. За время Отечественной
войны советская авиация