Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:40, реферат
Цель исследования, рассмотреть экономику Украины, ресурсный потенциал, внешнеэкономические связи и систему налогооблажения.
Объектом исследования является состав современной экономики Украины.
Предметом исследования является изменения экономики в условиях экономического кризиса.
Через украинские порты вывозятся уголь, сода, руда, хлеб, строительные материалы. Ввозятся лес, нефть, химическое сырье, продукция тропического земледелия. Речное судоходство развито на Днепре.
6. Структура экономики
Главные экономические сферы.
В материальном производстве украинской экономики в начале 1990-х годов было занято около трех четвертей работающего населения. В постсоветский период их доля постепенно и постоянно снижается, медленно приближаясь к показателям развитых стран мира.
Материальное производство экономики государства – это заводы, фабрики, шахты, фермы, коллективные хозяйства и другие предприятия разной формы собственности, осуществляющие продуцирование материальных ценностей. К производственной сфере кроме промышленности и сельского хозяйства принадлежат также важные отрасли коммуникации – транспорт и связь.
К непроизводственной сфере экономики любого государства относятся учреждения, не осуществляющие создание материальных ценностей, но необходимые в любом относительно развитом обществе. Они условно объединяются в четыре крупные направления, обслуживающие духовные и физические потребности человека: образовательные (школы, техникумы, университеты и др.), здравоохранение (больницы, поликлиники и т.п.), культурные (театры, кинотеатры и другие зрелища) и спортивные (спорткомплексы, стадионы, бассейны и т.д.).
Структура экономики.
Промышленность Украины подразделяется на тяжёлую (создающую средства производства), лёгкую и пищевую (производящую предметы потребления). Предприятия группы тяжёлой промышленности вырабатывают также и предметы потребления (легковые автомобили, сложное бытовое оборудование и др.), а фабрики лёгкой промышленности изготавливают продукцию производственного назначения (например, технические ткани и т.п.). Между производственной и непроизводственной сферами существуют довольно значительные отличия, зависящие от экономики страны, специализации отдельных её регионов на определенном виде хозяйственной деятельности. Различают отраслевую и территориальную структуры хозяйства.
Отраслевая структура хозяйства – это состав, соотношение и связи между отдельными отраслями хозяйства страны. Например, каждая отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, выделяющихся на основе единства экономического назначения их продукции, однородности потребляемого сырья и материалов, общности технологических процессов, своеобразности профессионального состава кадров и т.п.
Территориальная структура хозяйства – это состав и соотношение производств, особенности их размещения в разных частях страны и связи между ними.
Экономика на украинских землях всегда развивалась экстенсивно, т.е. за счёт увеличения дополнительных ресурсов – увеличения времени работы, посевных площадей, роста количества работающих и т.д.
Интенсивное ведение хозяйства предусматривает расширение производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, автоматизации производства, использования новейших технологических процессов, передовых методов организации работы и т.п., что характерно для передовых экономик мира, к каковым украинская не относится.
Некоторые области хозяйства Украины отличаются значительной долей валового общественного продукта, т.е. суммой материальных благ, произведенных за год обществом страны. Ведущей и важнейшей областью производственной сферы Украины является промышленность. Она состоит из отдельных областей: топливная, энергетическая, чёрная и цветная металлургия, химическая, лесозаготовительный комплекс и др.
Потенциал экономики.
Практически значительная часть потенциала нынешней украинской экономики была создана во времена СССР. Постепенно выходя из индустриальной экономики Советского Союза в Украине постепенно усиливается роль предприятий непроизводственной сферы. Особое значения здесь должна была бы приобретать наука, которая обычно является двигателем научно-технического прогресса во всех областях хозяйства и образования. Но на её развитие перманентно не хватает финансирования и, по-видимому, Украина практически перешла в разряд стран третьего мира, являющихся в лучшем случае полигоном для внедрения различных чужих научных нововведений.
Перспективной для украинской экономики может стать курортно-туристическое хозяйство, базирующееся на природно-климатических ресурсах, минеральных водах, исторических и природных памятниках.
Предпосылками развития и размещения крупных предприятий экономики Украины являются природные ресурсы. Среди них важное значение имеют запасы каменного и бурого угля, железной, марганцевой, титановой и ртутной руд, серы, калийной и кухонной соли, каолинов, цементного сырья, флюсовых известняков и т.п. Украина имеет значительные запасы практически всех известных на сегодня видов природного промышленного сырья и главной обязанностью государства является создать механизм их рачительного использования во благо всех граждан страны. Значительным природным богатством Украины являются её плодородные почвы.
7.Малый бизнес
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства –
мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях выхода из экономического кризиса нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.
Появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.
Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике Украины, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Что касается Украины, то развитие малого предпринимательства началось еще в условиях социалистической экономики и своего наибольшего размаха достигло в период рыночной трансформации. Так, за период с 1991 до 2001 года общее количество предприятий, которые можно отнести к сфере малого предпринимательства , выросла в несколько раз. В этом секторе экономики работает более 12% общего количества работников, и который формирует около 8% валового внутреннего продукта страны.
Необходимость в финансовых ресурсах – это объективное явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. По этому государство, как основа развития национальной экономики, должна оказывать содействие в развитии предпринимательских структур.
Обобщение результатов опроса предпринимателей приводит к выводу, что одной из наиболее острых проблем деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. По этому особо значение для развития сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятия малого бизнеса. В этом направлении можно выделить следующие виды финансово- кредитной помощи.
В Украине в связи с отсутствием у государства возможностей прямая финансовая помощь практически отсутствует. На сегодняшний день основным способом финансовой поддержки малого бизнеса является банковский кредит.
Кроме банковских учреждений, необходимо также стимулировать развитие финансового небанковского сектора в Украине, формирующийся на основе развития фондов поддержки предпринимательства, вместе с инновационными и инвестиционными фондами, страховыми и лизинговыми компаниями, финансово-кредитными учреждениями, гарантийными фондами т.д.
8.Банковская система
Формирование банковской системы Украины началось с провозглашением независимости и выходом с состава СССР в 1991 г. До этого времени в Украине не было необходимых предпосылок для существования самостоятельной банковской системы. Большинство банковских учреждений, которые действовали на ее территории в конце 80-х лет, были не самостоятельными банками, а филиалами союзных банков. Они входили в состав банковской системы СССР и управлялись из союзного центра. Самая союзная банковская система была далеко не рыночной, и потому после провозглашения курса на перестройку с 1988 г. началось активное ее реформирование, в том числе и на территории Украины. Тем не менее, задача создания законченных банковских систем в каждой союзной республике во времена существования Союза не относилось, хотя шла речь о формировании центральных банков в каждой из республик. В частности, уже в 1990 г. началась разработка проекта Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Но вероятнее всего имелось в виду реорганизовать сам союзный центральный банк (Госбанк СССР), что-то наподобие Федеральной резервной системы США, а не создать самостоятельные банковские системы в каждой республике.
К середине 1994 года открытия банка в Украине можно было сравнить с открытием частного предприятия или общества. Как следствие, число коммерческих банков к конца 1992 году превысило 90. В 1992 году их было уже 130, а в 1993 году - 207. В течение трех последующих лет, количество банков достигло 230, и стабилизировалась на этом уровне. В то же время три с пяти больших государственных банков - "Промстройбанк", "Житлосоцбанк", "Агропромбанк" - были преобразованы в акционерные компании - "Проминвестбанк", "Укрсоцбанк", а также банк "Украина". 1992-1993 лет характеризуются как период создания банков "новой волны". В этот период в результате прогрессирующего развития совместных предприятий, малых предприятий и акционерных компаний создаются банки со значительной долей частного капитала.
Народнохозяйственное значение банковского сектора Украины особенно заметно снизилось в 1994-1995 годах. Один из признаков этого этапа - низкий уровень банковского менеджмента. Это привело к банковскому кризису и банкротству отдельных банков. В течение 1994 года обанкротились 12 банков. В 1995 году 20 банков были переведены в состояние оздоровления. На протяжении 1996 года обанкротилось 45 банков (прямое банкротсво), а 60 прибывали в состоянии оздоровления (скрытое банкротсво). По данным Национального банка Украины, количество проблемных банков составляли 28. В начале 1998 года 23 банка проходили процедуру санации, 16 подлежали закрытию, 12 - признаны банкротами.