Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:45, реферат
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов.
Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом прежде всего за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.
И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.
Закон "О таможенном тарифе" устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ — инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.
В результате регулирования экспорта и импорта путем использования таможенных тарифов и методов нетаможенного воздействия внешнеторговый оборот России составил в 1999 году 115,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 74,3 млрд. долларов, импорт – 41,1 млрд. долларов; за январь 2000 г., соответственно, — 8,8; 6,4 и 2,4 млрд. долларов. Экспорт превысил импорт в 1999 году на 33,2 млрд. долларов, в январе 2000 года – на 4,0 млрд. долларов.
Таким образом, экспорт товаров существенно опережает импорт, а сальдо торгового баланса России в 90-е годы всегда положительное.
Характеризуя товарный состав экспорта, можно отметить его сырьевую направленность и незначительную долю в экспорте машин и оборудования. Структура товарного экспорта не является оптимальной. Так, по данным Госкомстата РФ, удельный вес основных топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии) в общем объеме экспорта в январе 2000 г. составил 61,6% (в январе 1999 г. – 50,8%); металлов (черных металлов, меди, никеля, алюминия) — 13,2% (18,5%); машин и оборудования – 5,0% (7,1%). Поэтому федеральным и региональным органам власти, а также российским предпринимателям следует принять меры для увеличения в экспорте доли товаров наукоемких отраслей. Такие номенклатурные позиции с целью стимулирования экспорта не следует облагать экспортными пошлинами.
Товарный состав импорта также носит ярко выраженную тенденцию преобладания в импорте товаров потребительского назначения, а именно сахара, рыбы, пшеницы, масла подсолнечного и сливочного, сигарет, алкогольных напитков, тканей, обуви и других потребительских товаров. В общем объеме импорта доля машин и оборудования в январе 2000 года составила 25,8%, в январе 1999 года – 40,7%.
Анализ состава и структуры товарного импорта показывает необходимость пересмотра отдельных номенклатурных позиций и уточнения ряда импортных таможенных пошлин в сторону увеличения. Это относится к алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде. По этим позициям потребительский рынок России перенасыщен, и это отрицательно влияет на соответствующие отрасли отечественного производства. Многие высшие менеджеры предприятий легкой и текстильной промышленности неоднократно высказывали предложения о необходимости уточнения конкретных таможенных импортных пошлин.
Динамику экспорта и импорта во внешнеторговом обороте России характеризует коэффициент покрытия импорта экспортом, исчисляемый как отношение объема экспорта к импорту в соответствующем периоде года (в процентах).
Потребительский рынок характеризует изменение товарных запасов в организациях розничной торговли. Имеющиеся данные иллюстрируют:
а) абсолютный рост товарных запасов в динамике за счет двух факторов: первый — рост физического объема товарных ресурсов, второй — сохранившаяся до сих пор тенденция роста розничных цен на потребительские товары;
б) рост объема дневной продажи потребительских товаров в розничной торговле;
в) стабилизация уровня запасов в днях на уровне 30—32 дней торговли. По-видимому, это близкий к оптимальному уровень запасов в торговле. Увеличение запасов (в днях торговли) ведет к росту оборотных средств торговых предприятий, что не все предприятия могут "осилить" в финансовом отношении, а также к возможностям затоваривания розничной торговли отдельными товарными позициями.
Анализ оборота розничной торговли по субъектам федерации показывает, что в большинстве регионов товарооборот возрастает. Так, в январе-феврале 2000 г. против соответствующего периода прошлого года товарооборот увеличился в 59 субъектах. Существенно возрос розничный товарооборот в Московской области — 111,6%, Санкт-Петербурге — 116,7%, Республике Коми — 118,9%, Чувашской Республике —111,8%, Татарстане — 117,9% и многих других субъектах. Однако, к сожалению, есть случаи и его снижения. Например, Кировская область — 94,6%, Нижегородская область — 93,9%, Белгородская — 88,3%, Воронежская — 85,5%, Саратовская — 96,6%, Ульяновская — 96,3%. Местным органам власти необходимо дать оценку сложившейся ситуации на потребительском рынке и наметить меры по его восстановлению и развитию в оптимальном режиме. Продолжают возрастать, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы, потребительские цены и цены производителей. В целом по РФ в феврале 2000 г. розничные цены на товары и услуги выросли на 1,0% к предыдущему месяцу, в том числе на продовольственные товары — на 0,5%, непродовольственные — 1,3% и на платные услуги населению — на 3,0%. Характерно, что цены производителей промышленной продукции возросли в большей мере — на 3,8%, что иллюстрирует возрастание и ужесточение конкуренции на потребительском рынке и снижение рентабельности в розничной торговле. Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика – сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:
— установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;
— своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;
— определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;
— более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.
Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:
— постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ:
— увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;
— усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.
3. Экономические проблемы и перспективы таможенной деятельности.
Сиюминутные фискальные выгоды не должны заслонять долгосрочные перспективы таможенной дела. Поэтому сегодня принципиально важно по-новому расставить акценты и обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.
Государство, к сожалению, до сих пор не определило приоритетные сферы экономики - это мешает направить точно острие таможенной политики. Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране полное отсутствие хлопка и 65-процентный дефицит глинозема, то необходимо создавать условия для сохранения данных отраслей промышленности. Конечно, следует оказывать поддержку российским энергоносителям или конкурентоспособному машиностроению. Но я не могу понять, как защитить нашу автомобильную промышленность таможенными мерами. Вне поля зрения разумной таможенной политики беспошлинный ввоз готовой печатной продукции, мы забыли, что у нас есть собственное бумажное и полиграфическое производство. Нет контроля и за потоками лекарственных средств и препаратов. Очевидно, что их импорт в Россию будет повышаться. Ведь, с одной стороны, мы стареющая нация, а с другой - благосостояние населения постепенно растет. Люди будут больше тратить на свое лечение, а отечественных лекарств в стране крайне мало. Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.
Действующее российское законодательство позволяет применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.
Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.
У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики.
Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. В законе о бюджете и других нормативных актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами.
Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета неуклонно растет (в 1995 г. - 25 % в 1999 г. - уже 40 %). По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.
Такой односторонний подход вызывает серьезную озабоченность наших зарубежных партнеров. По их мнению, подобная политика стала препятствовать нормальным экономическим процессам. По настоянию иностранных инвесторов, членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, была специально образована новая секция по совершенствованию таможенных процедур. Почти двухлетний опыт работы позволяет сделать печальный вывод: немало потенциальных инвесторов отказываются от намерения работать в России именно из-за чрезмерной фискальной направленности таможенной политики Российской Федерации.
Фискальные "перегибы" российской таможенной политики заботят не только иностранцев. С просьбами о смягчении бремени таможенных платежей к правительству постоянно обращаются губернаторы, мэры, директора предприятий, руководители общественных организаций. Все они, как правило, получают стандартный ответ: действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления индивидуальных льгот. В принципе так и должно быть - равные шансы для всех.
Однако решительный отказ от льгот не решает проблему таможенных платежей как таковую. И в результате закупленное за рубежом дорогостоящее оборудование годами бездействует и приходит в негодность на таможенных складах, а отечественные производители теряют одну за другой позиции на международном и внутреннем рынках.
Нынешний фискальный перекос приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения.
Следствием такой политики может стать полное прекращение производства многих товаров отечественных производителей и превращение страны исключительно в производителя энергоресурсов.
Очевидно, что в этих условиях основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных промышленников что-либо производить.
Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслей промышленности. Это прежде всего таможенные режимы.
В частности, интерес представляет применение режима свободного склада в отношении строящихся объектов. Этот режим позволяет не взимать таможенные платежи (или взимать их в пониженном размере) на протяжении строительства и монтажа. Неуплаченные платежи начинают погашаться только после того, как начнется производство товарной продукции. Другой стимулирующий инструмент - предоставление рассрочек и отсрочек уплаты таможенных платежей, а также налогового кредита по таможенным платежам в соответствии с положениями Налогового кодекса.
Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.
Важно также восстановить таможенный аудит и изменить некоторые правила бухгалтерского учета. Существующая практика включения таможенной пошлины в состав косвенных расходов не позволяет проверить правильность определения таможенной стоимости при проведении аудита.
Практическими мерами для реализации новой таможенной политики могли бы стать:
• Создание системы предварительного декларирования, смысл которой заключается в том, чтобы информация о предъявленных к оформлению товарах уже находилась в таможенном органе до их фактического оформления.
• Использование механизмов валютного контроля, в частности, паспортов сделок для предварительного начисления таможенных платежей до момента оформления.
• Внесение в документы данных, которые позволяют проверить законность таможенного оформления на любом этапе обращения товаров.
• Создание единой информационной сети, позволяющей в кратчайшие сроки проверить правильность таможенного оформления товара по номеру ГТД.
• Широкое развитие института таможенных брокеров и превращение их в настоящих налоговых агентов по уплате таможенных пошлин.
• Устранение легальных возможностей уклонения от уплаты таможенных платежей (исключение ряда товаров из беспошлинной торговли, недопущение использования таможенных режимов переработки, временного ввоза и т. д.).
• Расширение взаимодействия с таможенными органами стран отправления товаров, что позволит в кратчайшие сроки проверять заявляемую информацию.
• Внесение изменений в российское законодательство об уничтожении мер наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей.