КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА |
Экономика
Великобритании. |
по
дисциплине: Мировая экономика |
|
|
Экономика
и внешняя торговля
Великобритании. Основные
черты британской
экономики
Великобритания, один из лидеров
мировой торговли и финансовый
центр, является третьей по величине экономикой
в Европе после Германии и Франции. За
последние два десятилетия правительство
сильно уменьшило долю государственной
собственности в экономике страны и реализовало
программы социального обеспечения. Сельское
хозяйство является интенсивным, чрезвычайно
механизированным и соответствует европейским
стандартам, обеспечивая приблизительно
60% потребностей страны в продовольствии
при занятости менее чем с 2% рабочей силы.
Великобритания располагает большими
запасами угля, природного газа и нефтяными
ресурсами, но запасы нефти и природного
газа уменьшаются, а Великобритания стала
импортером нефти и газа в 2005 году.
Сектор услуг, особенно банковское
дело, страхование и деловые услуги
считается самой большой составляющей
ВВП Великобритании, в то время как доля
промышленности продолжает уменьшаться.
После восстановления после кризиса в
1992 году, британская экономика росла на
протяжении самого длительного периода
в истории и этот рост во многом опередил
развитие большей части Западной Европы.
В 2008 году, однако, глобальный финансовый
кризис поразил экономику страны особенно
сильно, по причине важности финансового
сектора страны. Резко уменьшающиеся цены
на внутреннем рынке, большой потребительский
долг и мировой экономический кризис -
основные британские экономические проблемы,
по причине которых в Великобритании во
второй половине 2008 года произошел спад.
Кризис побудил тогдашнее правительство
Брауна осуществить много мер стимулирования
экономики и стабилизировать финансовые
рынки; они включали частичную национализацию
банковского сектора, сокращение налогов,
повышение расходов на государственные
нужды и капитальные проекты. Столкнувшись
с увеличением дефицита бюджета и высокого
уровня долга, правительство Д.Камерона
в 2010 году начало реализовывать пятилетнюю
программу по сокращению расходов, которая
направлена на снижение бюджетного дефицита
страны с 10% ВВП в 2010 году до 1% к 2015 году.
Государственный банк Англии периодически
координирует шаги по изменению процентной
ставки с ЕЦБ, но Великобритания остается
вне европейского Экономического и Валютного
союза (ЕВС).
В настоящее время ведущим
сектором британской экономики
является сфера услуг (74% ВВП),
темпы роста которой в 2006 г.
(3,6%) превышали темпы роста ВВП
в целом (2,8%). Лидирующее положение в ней
занимает её финансовая составляющая
(27,7% ВВП), определяющая специализацию
страны в системе международных экономических
отношений. На транспорте (7,8% ВВП) рост
составил 2,9%. Вторая по значимости отрасль
британского хозяйства — промышленность
(18,6% от ВВП, сокращение объёма выпуска
продукции в 2006 г. на 0,1%) представлена двумя
под отраслями: горнодобывающим производством
(2,2% ВВП, сокращение на 9,2%) и обрабатывающей
промышленностью (14,7% ВВП, прирост на 1,4%).
На сельское хозяйство, которое удовлетворяет
порядка двух третей внутренних потребностей
в продуктах питания, приходится всего
лишь 1% ВВП (объём производства сократился
на 1,8%), строительство (6,1%, рост на 1,1%).
Природные
ресурсы Великобритании
Великобритания — считается вторым
в мире экспортером каолина
(белой глины, из которой делают
фарфор); также в крупных масштабах
добывают и другие виды глины
для керамической промышленности.
Есть перспективы добычи вольфрама,
меди и золота из вновь разведанных
месторождений.
Разработка железной руды ведется
в сравнительно узком поясе,
который начинается у города
Сканторпа в Йоркшире на севере
и тянется через весь Восточный
Мидленд до города Банбери
на юге. Руда здесь низкого
качества, кремнеземистая и содержит
всего 33 % металла. Потребность в железной
руде покрывается за счет импорта из Канады,
Либерии и Мавритании.
В британском секторе Северного
моря известно 133 месторождения нефти
с разведанными запасами 2 млрд
т и извлекаемыми — 0,7 млрд
т, что составляет около 1/3 запасов
шельфа. В британской зоне Северного моря
обнаружено более 80 газовых месторождений
с разведанными запасами 2 трлн м3 и извлекаемыми
— 0,8 трлн м3.
Промышленность
Великобритании
Промышленность Великобритании (18,6%
от ВВП, сокращение объёма выпуска продукции
в 2006г. на 0,1%) представлена двумя под отраслями:
горнодобывающим производством (2,2% ВВП,
сокращение на 9,2%) и обрабатывающей промышленностью
(14,7% ВВП, прирост на 1,4%).
Добывающая промышленность включает
в себя черную и цветную металлургию,
добычу нефти и природного газа. Добыча
нефти в Великобритании ведется на полусотне
месторождений, из которых крупнейшие
— Брент, Фортис. В 2003г. она составила 106
млн т, из них свыше половины пошло на экспорт
— главным образом в США, Германию, Нидерланды.
Сохраняется и крупный импорт нефти (до
50 млн т), что связано с преобладанием легких
фракций в североморской нефти и технологическими
особенностями британских НПЗ, рассчитанных
на более тяжелую нефть. Что касается британской
нефтеперерабатывающей промышленности,
то она пока ещё зависит от импорта сырой
нефти и нефтепродуктов. В стране действует
9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн т в
год (в 1999г. закрылся НПЗ компании «Шелл»
в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн т в год).
Они расположены в устье Темзы, в Фоли
близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского
канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии
(Грейнджмуте).
Добыча газа на них началась
в середине 1960-х годов, сейчас
эксплуатируется 37 месторождений, 1/2
добычи дают 7, среди них — Леман-Бенк,
Брент, Моркэм. Объём добычи за 1990—2003 гг.
возрос до 103 млрд м3. Внешняя торговля
газом незначительна; в 2003 г. его экспорт
составил 15, а импорт — 8 млрд м3. По проложенному
на дне Северного моря газопроводу газ
достигает восточного побережья острова
Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.
Большое развитие получила чёрная
металлургия. К началу 70-х годов
объём производства стали составил
около 30 млн т, в дальнейшем
с введением квот на черные
металлы в ЕС он сократился
более чем в 2 раза — до 13,5 млн т в 2001 г.
(Великобритания не входит в десятку крупнейших
производителей стали.) Во второй половине
80-х годов в отрасли была проведена техническая
модернизация, и в настоящее время 75 % стали
выплавляется кислородно-конвертерным
способом.
На сегодняшний день Великобритания
занимает восьмое место в мире
по выплавке чугуна и стали.
Государственная корпорация «Бритиш
стил» производит почти всю
сталь для страны. Необходимо
отметить, что металлургия Великобритании
развивалась в благоприятных условиях.
Страна богата углем. Железную руду часто
содержали сами угольные пласты, либо
она добывалась поблизости. Третий компонент,
необходимый для металлургии — известняки
имеются на Британских островах почти
везде. Угольные бассейны, вблизи которых
развивались металлургические центры,
расположены сравнительно недалеко друг
от друга и от крупнейших морских портов
страны, что облегчает доставку из других
районов страны и из зарубежных стран
недостающего сырья и вывоз готовой продукции.
Сохранилось 4 металлургических района,
из которых лишь один находится в центре
страны (Шеффилд-Ротерем с его специализацией
на качественной стали и электростали),
остальные — на побережье в портах (в Южном
Уэльсе — Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай-де
— Сканторп, в Тиссайде — Редкар).
В сталеплавильной индустрии
Великобритании все больше используется
в качестве сырья металлолом,
поэтому современные сталеплавильные
заводы обычно «привязаны» к
основным промышленным центрам
как к источникам сырья и
рынкам сбыта готовой продукции.
В свою очередь, британская
цветная металлургия — одна
из крупнейших в Европе. Она
работает почти целиком на
привозном сырье, поэтому выплавка
цветных металлов тяготеет к
портовым городам. При практически
полном отсутствии ресурсной
базы отрасль развивалась благодаря
высокой потребности в цветных металлах
и представлена главным образом производством
вторичного металла. Из первичных металлов
выпускаются только алюминий и никель.
Потребности страны по олову, свинцу, алюминию
удовлетворяются за счет собственного
производства почти полностью; по меди
и цинку на 1/2.
Экспорт цветных металлов по
стоимости намного превысил экспорт
чугуна и стали. Великобритания
— также один из основных
поставщиков таких металлов, как
уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий
и др., которые используются в атомной
промышленности, в самолетостроении и
электронике. Главные покупатели британских
цветных металлов — США и Германия.
Западный Мидленд — главный
район цветной металлургии здесь
расположено много мелких предприятий
специализирующихся на производстве,
прокате, литье и обработке цветных металлов.
Другие центры — южный Уэльс, Лондон и
Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке
алюминия расположены на острове Англии,
у города Инвенгордона (Шотландия) и на
северо-востоке Англии. Они обеспечивают
более половины потребности отрасли в
первичном алюминии. Центры по производству
алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно
связаны с американскими и канадскими
алюминиевыми компаниями.
В структуре обрабатывающей промышленности
наибольший удельный вес имеют бумажная
и полиграфическая промышленность (13,9
%), пищевая и табачная (13,8 %). Пищевкусовая
промышленность за последние полвека
стала одной из главных сфер концентрации
британского капитала: из 40 корпораций
страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших
фирм мира, данную отрасль представляет
целая дюжина во главе с «Юнилевер», «Дайэджео»
и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность
на мировом рынке имеют пищевые концентраты,
кондитерские изделия, напитки (в том числе
чай, шотландское виски и лондонский джин),
табачные изделия. Размещение крупнейших
предприятий ориентировано на рынки, в
том числе внешние.
В машиностроении самой крупной
отрасли британской промышленности
работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей
промышленности. На отрасль приходится
40 % условно-чистой продукции обрабатывающей
промышленности. Если в прошлом для неё
был характерен выпуск продукции высококачественной,
но среднего уровня сложности, то в настоящее
время все больший удельный вес приобретает
технически сложная, наукоемкая продукция.
Преобладает транспортное машиностроение.
Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство
средств транспорта, принадлежит американским
компаниям, которые закрепились на Британских
островах после второй мировой войны.
Предприятия этой отрасли имеются практически
во всех районах и в большинстве городов
Великобритании.
Великобритания занимает лидирующие
позиции в мире как экспортер
грузовых автомашин. Например, широко
известна серия машин повышенной
проходимости марки «Лендровер».
Главные покупатели английский автомобилей
— США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.
Несколько крупнейших автомобильных
фирмам выпускают почти все
серийные легковые и грузовые
автомашины. Такие как «Бритиш
Лейланд», заводы международной
американской компании «Крайслер Ю.
К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл»
и «Форд». Сохраняют позиции мировых лидеров
в выпуске машин высшего класса компании
«Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли»,
контролируемая «Фольксвагеном». В 2002
г. произведено 1,8 млн автомобилей, в том
числе 1,5 млн. — легковых. Импорт пока превышает
экспорт, но последний также очень значителен
(около 1 млн шт.). Первым крупным районом
автомобилестроения на Британских островах
стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме.
Вторым районом автомобилестроения стал
юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде,
Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке
рабочие руки.
Общее машиностроение ныне уступает
по темпам роста другим секторам
отрасли. В последние годы вновь
усилились позиции станкостроения
(страна занимает шестое место в мире по
объёму производства, но четвёртое — по
экспорту). Отраслью международной специализации
является тракторостроение (первое место
в мире по выпуску колесных тракторов).
Более 2/3 стоимости продукции
в приборостроении приходится на
научные и промышленные приборы, в том
числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной
и диагностической аппаратуры. Развито
также производство часов, фотоаппаратов.
Самолетостроение одна и наиболее
быстро развивающихся отраслей
машиностроения Великобритании. Доминирует
в этой отрасли государственная крупнейшая
фирма — «Бритиш эйрспейс». Она специализируется
на выпуске широкого спектра различных
самолетов, вертолетов, космических аппаратов,
ракет. Вертолеты производятся другой
большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти
все производство авиамоторов в стране
сосредоточено в руках национализированной
компании «Роллс-ройс», которая имеет
заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также
в Шотландии. Широко развита кооперация
с западноевропейскими и американскими
компаниями в производстве гражданской
и военной техники.
Новейшие производства химической
промышленности также относятся
к числу быстро развивающихся
отраслей. Около 1/3 продукции основной
химии составляют неорганические
химикаты — серная кислота, оксиды
металлов и неметаллов. Среди множества
химических производств крупными масштабами
стали выделяться производства синтетических
волокон, различных видов пластмасс, новых
красителей, фармацевтической продукции
и моющих средств. Британская химия базируется
на нефтегазовом сырье и специализируется
на достаточно ограниченном числе химических
продуктов, отличающихся высокой наукоемкостью:
это фармацевтические препараты, агрохимикаты,
конструкционные пластмассы, используемые
в авиаракетостроении, микроэлектронике.
Главные районы химической промышленности
сформировались на базе НПЗ вблизи рынков
сбыта. Главные районы размещения химической
промышленности следующие: Юго-восток
Англии, Ланкшир и Чешир.