Экономика Японии в системе мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:09, реферат

Описание

Япония — одна из наиболее высокоразвитых стран мира и один из крупнейших финансовых центров мира. Страна занимает 2-e место в мире (после США) по расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, Россия на 5-ом месте.
Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира.

Содержание

Введение 3
1. Общая экономико-географическая характеристика Японии 3
2. Общая экономическая характеристика 5
2.1. Динамика ВВП 6
2.2. Обрабатывающая промышленность 8
2.3. Горнодобывающая промышленность 8
2.4. Энергетика 9
2.5. Транспорт 10
3. Внешние экономические связи 13
4. Экономические отношения России и Японии 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Япошка в мире.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ)

 

 

 

 

 

Факультет Экономический

Кафедра Экономика Автомобильного Транспорта

Реферат на тему: «Экономика Японии в системе мирохозяйственных  связей»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 3ЭАТ1 
Очереднюк Ю. В.

Проверил: Стрыгин А.В.

 

 

 

Москва 2011г.

Оглавление

Введение 3

1. Общая экономико-географическая характеристика Японии 3

2. Общая экономическая характеристика 5

2.1. Динамика ВВП 6

2.2. Обрабатывающая промышленность 8

2.3. Горнодобывающая промышленность 8

2.4. Энергетика 9

2.5. Транспорт 10

3. Внешние экономические связи 13

4. Экономические отношения России и Японии 15

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Япония — одна из наиболее высокоразвитых стран мира и один из крупнейших финансовых центров мира. Страна занимает 2-e место в мире (после США) по расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, Россия на 5-ом месте.

Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного  производства Япония занимает одно из первых мест среди стран мира. Развиты высокие наукоемкие отрасли, такие как электроника и робототехника. Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Имеется сеть скоростных железных дорог и скоростных автомагистралей. Один из крупнейших экспортеров продукции машиностроения и современных конструкционных материалов.

Япония опережает другие азиатские государства по уровню развития промышленности, а по доходам  на душу населения опередила многие страны Западной Европы.

  1. Общая экономико-географическая характеристика Японии

 

Япония — унитарное государство в Восточной Азии, расположенное на Японском архипелаге. Территория Японии занимает архипелаги: Японские острова (более 4000), Рюкю (98 островов) и ряд других мелких островов. Четыре крупнейших острова (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Скоку) соединены мостами и тоннелями[1].

Своеобразие природы Японии определяется гористостью, высокой  сейсмичностью, активным вулканизмом (высшая точка - действующий вулкан Фудзияма, 3776 м). Климат Японии в целом довольно благоприятен для проживания людей и ведения хозяйства. Он изменяется от умеренного до топического на юге, но на всей территории муссонный, c летне-осенними тайфунами, нередко разрушительными. Остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Кюсю – во влажном субтропическом, а острова Рюкю (в т.ч. Окинава) – в зоне тропического климата[4].

Важнейшим фактором, формирующим  климат, являются муссоны, летом сопровождающиеся тайфунами и ливнями, а зимой  – снегопадами. Смягчающее воздействие  оказывает тёплое океаническое течение  Куросио. Благодаря климатическим  условиям в южных субтропических и тропических областях можно  собирать по два урожая в год[4].

С населением 127 390 000 человек Япония занимает 10 место в мире, а с плотностью населения — 20 место в мире. По размерам территории Япония составляет 377 835  . Она имеет выход к Тихому океану, Восточно-Китайскому, Охотскому и Японскому морям[6].

В Японии имеется 47 административных единиц высшего уровня. Они объединены в систему «тодофукэн». По этой системе страна состоит из одной столичной префектуры «то» — Токио, одного губернаторства «до» — Хоккайдо, двух городов «фу», имеющих статус префектур, — Киото и Осака — и 43 префектур «кэн». Для удобства принято называть вышеназванные единицы «префектурами»[6].

Форма правления – конституционная  монархия[7].

Город Токио является столицей Японии, площадь которого составляет 2 187 , с населением 12,544 млн. чел. Плотность населения Токио самая высокая среди префектур Японии и составляет 5 740 [6].

Так же к крупнейшим городам  Японии относятся: Йокохама (3500 тыс. чел.), Осака (3000 тыс. чел.), Нагоя (2800 тыс. чел.), Саппоро (2000 тыс. чел.), Кобе (1600 тыс. чел.), Киото (1500 тыс. чел.), Фукуока (1350 тыс. чел.), Кавасаки (1230 тыс. чел.).

Население Японии отличается национальной однородностью. Этнический состав населения: японцы – 99%. Кроме них в стране живет 600 тыс. корейцев, 50 тыс. китайцев, 20 тыс. американцев и др.

Подавляющее большинство  жителей страны говорят на японском языке.

Япония бедна полезными  ископаемыми. Привязка к внешним  источникам сырья и рынкам сбыта  готовых товаров стала важнейшей  причиной проведения страной активной внешней политики. Свыше 2/3 территории Японии занимают леса, кустарники; значительная часть лесов, свыше 1/3 – искусственного насаждения. Хвойные породы составляют 50% общих запасов древесины и 37% всей лесной площади. Реки Японии многочисленны, но малопротяженны. Крупнейшая из них – река Синако (367 км)[1].

  1. Общая экономическая характеристика

 

В последние десятилетия  Япония выступает как одна из ведущих  экономических держав, является второй по величине национальной экономической  силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой  численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП). На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовой внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП[2].

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции)[4].

    1. Финансовая система

 

Финансовая система. Денежной единицей в стране служит иена, эмиссию  которой осуществляет Банк Японии. Иена — одна из основных резервных валют мира после доллара США и евро. Одна японская иена = 0.406 российского рубля. Центральный банк стремится держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая в своей основе 13 банков (5 из которых относятся к числу 10 крупнейших в мире) и множество специализированных кредитных учреждений.

Правительственные финансовые учреждения выдают ссуды в основном крупным предприятиям в таких  отраслях, как судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.

    1. Динамика ВВП

 

ВВП Японии составляет более 4 млрд. долл. (2002 г.), ВВП на душу населения  — около 32 тыс. долл. в год —  один из самых высоких показателей  в мире. Япония в 4 раза превышает Китай по ВВП на душу населения. В Японии производится свыше 10% мировой промышленной продукции[5].

Лидирующее положение  в мире страна удерживает, опираясь на следующие факторы[5]:

  • Относительно небольшая территория с высокой плотностью населения, высокая урбанизация, ограниченные возможности для ведения сельского хозяйства.
  • Скудость минеральных природных ресурсов и высокая зависимость (более чем на 80%) от импорта сырья стали одним из стимулов для интенсивного использования научно-технических факторов экономического развития и обновления производственной базы за счет применения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, а также активного использования в промышленности вторичного сырья.
  • Особенности человеческого фактора: высокая квалификация и уровень образования, специфика в использовании рабочей силы (система пожизненного найма, корпоративизм и др.), отсутствие иностранной рабочей силы, невысокие показатели безработицы и один из наиболее высоких в мире показателей уровня средней продолжительности жизни.

 

 

Рисунок 1. Структура ВВП Японии (в процентах).

 

 

 

    1. Обрабатывающая промышленность

 

Япония – крупнейший в  мире производитель морских судов (52% мирового объема), телевизоров (более 60%), автомобилей (около 30%), алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов. Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров[3].

Характерна высокая степень  территориальной концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио  – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей[3].

Наиболее отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю  и южный Кюсю, где развиты черная и цветная металлургия, нефтепереработка, машиностроение, электронное приборостроение, военная, стекольно-керамическая, цементная, пищевая, текстильная, полиграфическая  промышленность[3].

      1. Машиностроение

 

Машиностроение. Машиностроение Японии включает в себя множество  отраслей (судостроение, автомобилестроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая  промышленность). Действует ряд крупных  заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность  и транспортное машиностроение. Электромобиль.

Япония обладает современной  и эффективной транспортной системой, которая обслуживает более 100 млн. человек[6].

Япония вкладывает большие  средства на развитие дорожной системы  страны. 1,2 миллиона километров дорог  являются основным средством передвижения. В Японии левостороннее движение. Единая сеть высокоскоростных, платных  дорог соединяет крупные города, и находятся в ведении предприятий  собирающих плату за проезд[6].

 

 

      1. Металлургия

 

Самым старым металлургическим центром является Китакюсю на севере острова Кюсю. Здесь еще в конце XIX в. в местечке Явата был построен металлургический комбинат, ориентированный  на собственный каменный уголь бассейна Гикухо, а впоследствии еще несколько  предприятий черной металлургии, и  в 1913 г. район давал более 80% стали  Японии. И сегодня этот центр, является одним из важнейших. На Хоккайдо на местном сырье был построен металлургический комбинат в Муроране. Самый крупный  комбинат Японии (мощностью 16 млн. т.) был  построен в Фукуяме, крупнейшее производство создано в Мидзусима, Камину, Касиме, Канагаве и других центрах.

    1. Транспорт

 

Железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт  в Японии является ведущим видом  транспорта.

В Японии железная дорога является основным средством перевозки пассажиров. Она является массовым и высокоскоростным транспортом между основными  городами, и для пригородных пассажиров, ежедневно совершающих поездки  в мегаполисы[6].

Общая продолжительность  железных дорог — 23 670,7 км, из которых 2 893,1 км электрифицированная со стандартной  шириной колеи 1 435 мм и 89,8 км узкой  колеи, которая тоже электрифицирована. Около половины из 20 656,8 км 1067-мм пути и 40 км 762-мм пути электрифицировано.

Города Фукуока, Кобе, Киото, Нагоя, Осака, Саппоро, Сэндай, Токио, Иокогама имеют метро.

Первая железная дорога была построена между Токио и Йокогамой  в 1872 году. В Японии в настоящее  время одна из наиболее развитых транспортных систем в мире.

Пять станций (Синдзюку, Икэбукуро, Сибуя, Умэда, Иокогама) обслуживают  по 2 миллиона пассажиров в день каждая, делая японцев нацией, которая  больше всех пользуется железными дорогами в расчёте на душу населения.

Дорожный транспорт

В Японии 1 152 207 км дорог, 863 003 км которых с покрытием (включая 6 114 км скоростных автомагистралей) и 289 204 км грунтовых дорог (1997 год). Единая сеть высокоскоростных, разделенных, платных  дорог с ограниченным доступом соединяет  главные города на Хонсю, Сикоку и  Кюсю. У Хоккайдо отдельная сеть, также на островах Окинавы есть автомагистраль этого типа[6].

 

Воздушный транспорт

В Японии имеется большое  количество аэропортов. Главными международными аэропортами Японии являются Нарита (район Токио), Кансай (район Осаки/Кобэ/Киото) и Тюбу (район Нагоя). Главный внутренний центр — аэропорт Токио (аэропорт Ханэда), самый оживленный аэропорт Азии и 4-ый самый оживленный аэропорт в мире; другие крупные транспортные центры включают — аэропорт Осаки (аэропорт Итами), новый аэропорт Титосэ вне  Саппоро, и аэропорт Фукуоки[6].

 

Морской транспорт

В Японии существует порядка 1770 км водных путей, морские суда курсируют  у всех побережий внутренних морей.

Паромы связывают Хоккайдо и Хонсю, и остров Окинава с  Кюсю и Хонсю. Они также соединяют  другие меньшие острова с главными островами. Запланированные международные  пассажирские маршруты в Китай, Россию, Южную Корею и Тайвань. Количество прибрежных паромов на основных островах сократилось из-за увеличения строительства  мостов и скоростных автомагистралей[6].

Информация о работе Экономика Японии в системе мирохозяйственных связей