Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 12:41, курсовая работа
Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. Это объясняется не столько многочисленностью населения, сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние и перспективы развития экономики Японии
1.1. Восстановление экономики Японии в послевоенный период…………………….4
1.2. Современное состояние и перспективы развития экономики Японии
1.2.1. Структура экономики Японии………………………………………………………...7
1.2.2. Анализ динамики экономики Японии………………………………………………12
1.2.3. Особенности экономики Японии……………………………………………………14
Глава 2. Япония в международных экономических отношениях
2.1. Внешнеэкономическая стратегия Японии…………………………………………..17
2.2. Российско-японское торгово-экономическое сотрудничество…………………..20
Заключение………………………………………………………………………….............26
Список использованной литературы…………………………………………………28
- Отличия в структуре частного предпринимательства
Особенность экономического строя— вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает значительную часть системы деловых отношений в стране.
- Трудовые отношения
Уровень заработной платы определяется различными доплатами к базовой ставке. Система распределения доходов отличается большим равенством в сравнении с другими ведущими странами. Это достигается небольшими разрывами в оплате и прогрессивной шкалой подоходного налога и налога с наследства.
Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. В государственной статистике женщины-поденщицы проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин значительно ниже, чем мужчин.
- Роль государства
Особенностью
японской экономики является единство
государственного аппарата и крупного
капитала в решении общих проблем. До сих
пор отмечается высокая координация действий
промышленных, банковских компаний и правительства.
Глава 2. Япония в международных экономических отношениях.
2.1. Внешнеэкономическая стратегия Японии
Экономические
успехи Японии в послевоенные годы
были бы немыслимы без четко
Японское хозяйство не отличалось открытостью своего внешнеэкономического порядка. По величине экспортной квоты, масштабам иностранного капитала она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 12% ВВП. Последний показатель близок внешнеторговой квоте США, но в 1,5 раза уступает величине экспортной квоты ЕС. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов, кассовых аппаратов, копировальных машин). Около 1/4 продукции машиностроения направляется на внешний рынок.
Существенные изменения претерпела структура экспорта. При высокой доле автомобилей (16,3%) и бытовой электротехники вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения, научного оборудования. Доля наукоемкой продукции снизилась до 24% экспорта обрабатывающей промышленности (38% в 1995 г.).
По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: суда — 25,6%, легковые автомобили — 17,9, сталь — 17,4, двигатели внутреннего сгорания — 14,7, электромашиностроение — 14,5, полупроводники — 12, транзисторы — 12, конторское оборудование — 9,4, телекоммуникационное оборудование — 5,8%. Структура экспорта обрабатывающей промышленности имеет свои особенности в сравнении с другими ведущими странами. В нем большую долю занимают суда, черные металлы, продукция общего машиностроения, пластмассы и низка доля продукции тонкого химического синтеза.
Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом. На нее приходится свыше 10% мирового импорта нефти, камень угля, хлопка и шерсти, крупные позиции занимает рыба. В структуре импорта, как и в других развитых странах, основное место, но более низкое, занимает продукция машиностроения — 32%, его доля значительно возросла. Снизилась доля импорта руд металлов. Япония выступает одним из крупнейших в мире импортером продовольственных товаров: около 10% мирового импорта зерновых, масличных семян, мяса и около 5% бананов, молочных продуктов, волокон, сахара и тропических напитков. Эти данные показывают влияние Японии на сельскохозяйственную политику других стран. Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США и КНР, На американском рынке реализуется 25% японского экспорта и обеспечивается 15,4% импорта. В свою очередь Япония — один из крупнейших торговых партнеров США после Канады, КНР, Мексики — до 10% американского экспорта. В импорте из США возросла доля минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.
Япония
выступает основным торговым партнером
ряда стран Восточной и Юго-
Начиная
с 1980-х годов Япония прилагает
усилия для расширения двустороннего
и многостороннего
В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции.
С
1980-х годов произошла
Основным рынком приложения японского капитала является Северная Америка (30%), где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах идет Западная Европа.
Произошло
массированное внедрение
Япония
не является крупным объектом приложения
иностранного капитала. Объем ИПК
в Японии составляет только 1,2% общемировых
иностранных инвестиций (1990 г. — 0,5%).
В середине 2000-х годов на компании
с иностранным капиталом
Япония стала одним из крупнейших кредиторов ссудного капитала и экономической помощи. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став одним из крупнейших доноров (2000-е годы — 20%). Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 70%), где Япония является его крупнейшим донором (около 50%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Вьетнам. Центральное место в нем занимает прием иностранных студентов и стажеров при сравнительно незначительном количестве направляемых за рубеж японских специалистов.
И все же, несмотря на некоторые новые моменты во внешнеэкономической стратегии Японии, ее главной задачей остается обеспечение высоких темпов роста внешней торговли в рамках уже сложившейся структуры.
В
качестве одной из главных задач
при определении нового курса
во внешнеэкономической сфере
2.2. Российско-японское торгово-экономическое сотрудничество
В январе- сентябре 2009 г. российско-японский товарооборот составил 8,9 млрд. долларов. За аналогичный период 2008 г. он составил 16,4 млрд. долларов. А за аналогичный период 2007 г. 13,9 млрд. долларов.
Увеличиваются поставки в Японию угля и нефти, вскоре начнутся поставки сжиженного природного газа (СПГ) с сахалинского завода. Данные о торговле России с Японией в 2006 - 2009 гг. приведены ниже (млн. долл.):
I | II | III | IV | |
Оборот | 4.206,1 | 5962,7 | 8816,0 | 10400 |
Экспорт | 3261 | 4210 | 5701,5 | 6100 |
Импорт | 940,6 | 1752,7 | 3114,5 | 4300 |
Сальдо | 2320,4 | 2457,3 | 2587,0 | 1800 |
Примечание. I - 2006 г., II - 2007 г., III - 2008 г., IV - 2009 г.
В структуре российского экспорта на четыре основные товарные группы (металлы и изделия из них, минеральное сырье и топливо, рыба и морепродукты, деловая древесина) приходится 95% .
Доля металлов и металлоизделий в экспорте РФ в 2009 г. составила 33%, причем объем поставок достиг 2 млрд. долл. и по сравнению с 2008 г. уменьшился на 3% из-за сокращения физического и стоимостного объема поставок платины и палладия. Поставки первичного алюминия возросли на 6% - до 1,4 млрд. долл. (российские экспортеры являются лидерами на указанном японском рынке).
Поставки продукции топливно-сырьевой группы достигли 1,9 млрд. долл., их доля в экспорте возросла с 25% в 2009г. до 30% в 2008 г. В 1,5 раза, или до 0,9 млрд. долл., увеличился физический и стоимостный объем поставок угля (поставки энергетического угля достигли 6 млн. т, что в 2 раза больше вывоза коксующегося угля). Несмотря на сокращение физического объема поставок нефти, стоимостной объем увеличился на 13% - до 0,5 млрд. долл., а нефтепродуктов - до 430 млн. долл.
Доля продукции морского промысла составила 19%, причем поставки увеличились по сравнению с 2008 г. в физическом выражении до 210 тыс. т, или на 7%, а по стоимости - до 1,1 млрд. долл., или на 5%.