Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района и Куйбышевской ж/д. дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание

Территория Поволжского экономического района вытянута с севера на юг по обоим берегам Волги и имеет выход к Каспийскому морю. Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем им.В.И.Ленина, с Белым морем – Северо-Двинской водной системой и Беломоро- Балтийским каналом, с Азовским и Черными морями – Волго-Донским каналом имени В.И.Ленина, с рекой Москвой – каналом им. Москвы.

Содержание

СОСТАВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА И ЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 3
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ 4
НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 9
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА 9
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 12
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ 13
КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа состоит из  1 файл

Эк.география.docx

— 88.63 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в районе складывается настоящий дефицит в производстве собственных первичных ресурсов, поэтому необходимо сдерживать рост энергоемкий производств.

Запасы горючих сланцев  в районе достаточно велики в Самарской  и Саратовской областях, но себестоимость  добычи высокая, поэтому применение их как топлива невыгодно. Сланцы Кашпирского месторождения используются в фармацевтической промышленности.

В Республике Татарстан есть бурые угли, но они пока не разрабатываются.

Поволжский район располагает  значительными ресурсами химического  сырья. В Самарской области имеется самородная сера, основными месторождениями которой являются Алексеевское, Воднинское, Сырейское и др. В Волгоградской и Астраханской областях в озерах Эльтон и Баскунчак - запасы поваренной самосадочной соли. Содержащей в себе различные ценные компоненты. Эти виды сырья являются основой развития хлорной, содовой, а также других отраслей химической и мощной соляной промышленности.

Богат район минеральными строительными материалами. Особенно велики запасы стекольного песка  и цементного сырья. Например, мергели  сосредоточены близ Вольска (Саратовская  область) и используются для производства цемента высоких марок; мел, глины  находятся в Саратовской области  около Волынска и Хвалынска, в Самарской области близ Сызрани и Жигулевска.

НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

При средней плотности  населения 31,5 чел. на 1 км2 наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и в Татарстане. Слабо заселена Республика Калмыкия, где плотность населения всего 4,2 чел. на 1 км2.

Удельный вес городского населения составляет 72,9%, наиболее урбанизирована Самарская область. В городах Самара, Казань и Волгоград  проживает по 1млн. человек и более, а в городах Набережные Челны (Республика Татарстан), Пенза, Саратов, Тольятти (Самарская область) и Ульяновске – от 525 до 884 тыс.человек. Рассматривается вопрос о возрождении автономии поволжских немцев, несправедливо выселенных из Поволжья в восточные районы страны во время Великой Отечественной войны.

Поволжье располагает  высококвалифицированными кадрами. В 1993 г. Численность населения, занятого в экономике, составляла 95,5% от экономически активного населения, в 1997г.- 89,5%. Уровень безработицы в регионе повысился за этот период с 5,5 до 10,5%. Особенно явно данная тенденция проявилась в Республике  Калмыкия, в которой безработица возросла с 9 до 22,5%, это связано с сокращением рабочих мест на немногочисленных предприятиях республики.

 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Внутренняя территориальная  структура хозяйства Поволжского  экономического района характеризуется  значительной дифференциацией республик  и областей, входящих в состав района, по уровню промышленного производства.

В Поволжском экономическом  районе при определенном его хозяйственном  единстве хорошо просматриваются два  подрайона, различающиеся по условиям формирования, специализации и проблемам развития: Среднее и Нижнее Поволжье.

В Среднем Поволжье (Республика Татарстан, Самарская, ульяновская  и Пензенская области) развивается  мощная электроэнергетика, нефтедобывающая  и нефтехимическая промышленность, сложное машиностроение, текстильная, меховая, разнообразная пищевая  промышленность.

Крупнейшими индустриальными  центрами Среднего Поволжья являются Самарская и Казанская агломерации.

Самарская агломерация - самая  крупная в Поволжье. Она характеризуется  транспортной целостностью, а входящие в ее состав города являются промышленными  узлами, тяготеющими к главному центру - Самаре. Каждый промышленный узел, входящий в агломерацию, имеет свою специализацию. Главный центр агломерации - Самара - является прежде всего крупным машиностроительным центром общероссийского значения.

Казанская агломерация, как  и Самарская, относится к числу  крупнейших и лишь немногим уступает последней. Центром Казанской агломерации является Казань. В Казани находятся заводы насосно-компрессорного и холодильного оборудования, медицинских инструментов и аппаратуры, теплоизмерительных приборов, химические заводы, выпускающие фотопленку, предприятия меховой промышленности, имеющие общероссийское значение.

Другие две агломерации  Среднего Поволжья (Ульяновская и  Пензенская) значительно уступают первым двум как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Эти области иногда рассматривают  как самостоятельный Приволжский  район.

В Ульяновской агломерации  сосредоточены заводы точного и  сложного машиностроения, включая автомобильный  завод УАЗ и завод тяжелых  уникальных станков, электротехнические предприятия и предприятия промышленности строительных материалов.

Пензенская агломерация  специализируется на выпуске сложных  приборов, электронно-вычислительной техники, часов, технологического оборудования для нефтехимической, энергетической и легкой промышленности.

В состав Нижнего Поволжья входят Астраханская, Волгоградская, Саратовская  области и Республика Калмыкия. Специализирующими отраслями Нижнего Поволжья являются электроэнергетика, в том числе гидроэнергетика, машиностроение, черная металлургия, алюминиевая промышленность, газодобывающая промышленность, нефтепереработка, деревообработка, цементная, стекольная, хлопчатобумажная, рыбная, маслоэкстракционная, соляная отрасли и др..

Важнейшими индустриальными  центрами этой части Поволжья являются следующие агломерации.

Волгоградская агломерация - третья по значению в районе (после  Самарской и Казанской). Общероссийскую специализацию агломерации определяют развитое машиностроение, черная и цветная металлургия, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Наличие собственной металлургической базы обусловило наличие машиностроения. Оно более металлоемкое, чем в других агломерациях района. Здесь выделяются две основные группы машиностроительных производств: сельскохозяйственное с заводами - тракторным, моторным, тракторных двигателей и нормалей, ремонта подшипников; нефтяное машиностроение, выпускающее буровые станки, оборудование для нефтеперегонных и химических заводов. Крупное нефтехимическое производство осуществляют Волгоградский НПЗ, Волгоградский и Волжский химические комбинаты.

Саратовская агломерация  включает города Саратов и Энгельс, объединенные тесными производственными  связями и единой энергетической базой. В агломерации производят станки, приборы, подшипники, троллейбусы, нефтехимическое оборудование, химическую продукцию, стекло.

Крупными промышленными  узлами являются Вольск, Балаково (Саратовская  область), в которых размещены  преимущественно предприятия химической промышленности, промышленности строительных материалов.

Город Астрахань является крупным промышленным узлом, выделяется как центр судостроения и судоремонта, легкой и разнообразной пищевой  промышленности, особая роль в которой  принадлежит рыбной (особенно деликатесных сортов) и промышленности тарного  производства.

В Астраханской области формируется  крупный Прикаспийский газохимический комплекс на базе Астраханского газоконденсатного месторождения. Он будет одним из основных центров по производству серы.

Город Элиста - столица Республики Калмыкия - растущий промышленный и  культурный центр. В Элисте находятся университет, ряд научно-исследовательских институтов, средних специальных учебных заведений. В городе получила развитие промышленность строительных материалов (завод железобетонных конструкций, кирпичный завод и др.), имеются предприятия машиностроения (завод электронного машиностроения, завод по производству товаров народного потребления - кухонные комбайны и пр.). Получили развитие швейная, трикотажная и различная пищевая промышленность.

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

В районе представлены все  виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный  и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси»  развиваются в широтном направлении  и обеспечивают доставку в район  сырья: нефти, газа, угля, металла.

По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место  в стране. Гидротехническое строительство  и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и через систему  каналов район имеет выход  к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы - зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.

Из общего объема перевозок  грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.

В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направляется во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск - Нижний Новгород - Ярославль - Москва - Рязань; Самара - Новороссийск; Альметьевск - Самара - Брянск - Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ  ТРАНСПОРТ

Из шести железнодорожных  магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное  Самарское направление - важное звено  Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва - Казань - Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.

Поволжский район обслуживают  Куйбышевская (Пензенская, Самарская, Ульяновская области и на небольшом  протяжении Республика Татарстан), Приволжская (Астраханская, Волгоградская, Саратовская  области и Республика Калмыкия –  отдельные участки) дороги, в меньшей  степени Горьковская (Республика Татарстан), Северо-Кавказская (Республика Калмыкия) и Юго-Восточная (отдельные участки  на территории Сратовской и Волгоградской областей) дороги.

Экспуатационная длина железнодорожных путей района составляет 8,5 тыс. км (9,9% от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. км2 территории – 159 км (средняя по РФ – 51 км).

КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Куйбышевская железная дорога протянулась от Подмосковья до Уральских  предгорий, связывая центр и запад  Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами  Урала, Сибири, Казахстана и Средней  Азии. Дорога представляет собой две  почти параллельные линии, пролегающие  с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые  на станции Чишмы соединяются, образуя  двухпутную линию, заканчивающуюся  у отрогов Уральских гор. Две  другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.

Дорога обслуживает три  республики и семь областей: Татарстан, Башкортостан, Мордовию, Рязанскую, Пензенскую, Тамбовскую, Ульяновскую, Самарскую, Оренбургскую и Челябинскую области.

Географическое положение  дороги определяет ее характерную особенность - сочетание Управление Куйбышевской магистрали построено в 1925 году по проекту  известного архитектора Павла Щербачева  больших транзитных грузопотоков со значительными местными перевозками. Клиентами дороги являются крупнейшие автомобильные заводы - в Тольятти (АвтоВАЗ), Ульяновске, Елабуге, Набережных Челнах (КамАЗ). Почти пятая часть  отправляемых в стране нефтепродуктов и каждый третий автомобиль приходятся на Куйбышевскую железную дорогу.

В состав дороги входят пять отделений: Пензенское, Самарское, Башкирское (г. Уфа), Ульяновское, а так же представительство дороги в Республике Татарстан (г. Нижнекамск, Набережные Челны). Общая протяженность путей Куйбышевской магистрали составляет 11502.5 км, в том числе главных - 7234.8 км.

Со станций дороги ежедневно  отправляется в путь более 100 тыс. пассажиров, производится погрузка свыше 180 тыс. тонн грузов. Управление находится в г. Самаре.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Википедия [В Интернете]. - http://ru.wikipedia.org.

Куйбышевская  железная дорога [В Интернете]. - http://kbsh.rzd.ru.

Проект Всемирная  География [В Интернете]. - http://worldgeo.ru.

Регионолистика [Книга] / авт. Лапидус Б.М. Пехтерев Ф.С., Терешина Н.П.. - 2001.

Регионы России [Книга]. - 2005.

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района и Куйбышевской ж/д. дороги