Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа
Территория Поволжского экономического района вытянута с севера на юг по обоим берегам Волги и имеет выход к Каспийскому морю. Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем им.В.И.Ленина, с Белым морем – Северо-Двинской водной системой и Беломоро- Балтийским каналом, с Азовским и Черными морями – Волго-Донским каналом имени В.И.Ленина, с рекой Москвой – каналом им. Москвы.
СОСТАВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА И ЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 3
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ 4
НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 9
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА 9
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 12
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ 13
КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Таким образом, в районе складывается
настоящий дефицит в
Запасы горючих сланцев в районе достаточно велики в Самарской и Саратовской областях, но себестоимость добычи высокая, поэтому применение их как топлива невыгодно. Сланцы Кашпирского месторождения используются в фармацевтической промышленности.
В Республике Татарстан есть бурые угли, но они пока не разрабатываются.
Поволжский район располагает
значительными ресурсами
Богат район минеральными
строительными материалами. Особенно
велики запасы стекольного песка
и цементного сырья. Например, мергели
сосредоточены близ Вольска (Саратовская
область) и используются для производства
цемента высоких марок; мел, глины
находятся в Саратовской
При средней плотности населения 31,5 чел. на 1 км2 наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и в Татарстане. Слабо заселена Республика Калмыкия, где плотность населения всего 4,2 чел. на 1 км2.
Удельный вес городского населения составляет 72,9%, наиболее урбанизирована Самарская область. В городах Самара, Казань и Волгоград проживает по 1млн. человек и более, а в городах Набережные Челны (Республика Татарстан), Пенза, Саратов, Тольятти (Самарская область) и Ульяновске – от 525 до 884 тыс.человек. Рассматривается вопрос о возрождении автономии поволжских немцев, несправедливо выселенных из Поволжья в восточные районы страны во время Великой Отечественной войны.
Поволжье располагает высококвалифицированными кадрами. В 1993 г. Численность населения, занятого в экономике, составляла 95,5% от экономически активного населения, в 1997г.- 89,5%. Уровень безработицы в регионе повысился за этот период с 5,5 до 10,5%. Особенно явно данная тенденция проявилась в Республике Калмыкия, в которой безработица возросла с 9 до 22,5%, это связано с сокращением рабочих мест на немногочисленных предприятиях республики.
Внутренняя территориальная
структура хозяйства
В Поволжском экономическом районе при определенном его хозяйственном единстве хорошо просматриваются два подрайона, различающиеся по условиям формирования, специализации и проблемам развития: Среднее и Нижнее Поволжье.
В Среднем Поволжье (Республика
Татарстан, Самарская, ульяновская
и Пензенская области) развивается
мощная электроэнергетика, нефтедобывающая
и нефтехимическая
Крупнейшими индустриальными
центрами Среднего Поволжья являются
Самарская и Казанская
Самарская агломерация - самая крупная в Поволжье. Она характеризуется транспортной целостностью, а входящие в ее состав города являются промышленными узлами, тяготеющими к главному центру - Самаре. Каждый промышленный узел, входящий в агломерацию, имеет свою специализацию. Главный центр агломерации - Самара - является прежде всего крупным машиностроительным центром общероссийского значения.
Казанская агломерация, как и Самарская, относится к числу крупнейших и лишь немногим уступает последней. Центром Казанской агломерации является Казань. В Казани находятся заводы насосно-компрессорного и холодильного оборудования, медицинских инструментов и аппаратуры, теплоизмерительных приборов, химические заводы, выпускающие фотопленку, предприятия меховой промышленности, имеющие общероссийское значение.
Другие две агломерации
Среднего Поволжья (Ульяновская и
Пензенская) значительно уступают первым
двум как по численности населения,
так и по промышленному потенциалу.
Эти области иногда рассматривают
как самостоятельный
В Ульяновской агломерации
сосредоточены заводы точного и
сложного машиностроения, включая автомобильный
завод УАЗ и завод тяжелых
уникальных станков, электротехнические
предприятия и предприятия
Пензенская агломерация специализируется на выпуске сложных приборов, электронно-вычислительной техники, часов, технологического оборудования для нефтехимической, энергетической и легкой промышленности.
В состав Нижнего Поволжья входят Астраханская, Волгоградская, Саратовская области и Республика Калмыкия. Специализирующими отраслями Нижнего Поволжья являются электроэнергетика, в том числе гидроэнергетика, машиностроение, черная металлургия, алюминиевая промышленность, газодобывающая промышленность, нефтепереработка, деревообработка, цементная, стекольная, хлопчатобумажная, рыбная, маслоэкстракционная, соляная отрасли и др..
Важнейшими индустриальными центрами этой части Поволжья являются следующие агломерации.
Волгоградская агломерация - третья по значению в районе (после Самарской и Казанской). Общероссийскую специализацию агломерации определяют развитое машиностроение, черная и цветная металлургия, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Наличие собственной металлургической базы обусловило наличие машиностроения. Оно более металлоемкое, чем в других агломерациях района. Здесь выделяются две основные группы машиностроительных производств: сельскохозяйственное с заводами - тракторным, моторным, тракторных двигателей и нормалей, ремонта подшипников; нефтяное машиностроение, выпускающее буровые станки, оборудование для нефтеперегонных и химических заводов. Крупное нефтехимическое производство осуществляют Волгоградский НПЗ, Волгоградский и Волжский химические комбинаты.
Саратовская агломерация включает города Саратов и Энгельс, объединенные тесными производственными связями и единой энергетической базой. В агломерации производят станки, приборы, подшипники, троллейбусы, нефтехимическое оборудование, химическую продукцию, стекло.
Крупными промышленными
узлами являются Вольск, Балаково (Саратовская
область), в которых размещены
преимущественно предприятия
Город Астрахань является крупным промышленным узлом, выделяется как центр судостроения и судоремонта, легкой и разнообразной пищевой промышленности, особая роль в которой принадлежит рыбной (особенно деликатесных сортов) и промышленности тарного производства.
В Астраханской области формируется
крупный Прикаспийский
Город Элиста - столица Республики Калмыкия - растущий промышленный и культурный центр. В Элисте находятся университет, ряд научно-исследовательских институтов, средних специальных учебных заведений. В городе получила развитие промышленность строительных материалов (завод железобетонных конструкций, кирпичный завод и др.), имеются предприятия машиностроения (завод электронного машиностроения, завод по производству товаров народного потребления - кухонные комбайны и пр.). Получили развитие швейная, трикотажная и различная пищевая промышленность.
В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают доставку в район сырья: нефти, газа, угля, металла.
По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы - зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.
Из общего объема перевозок грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.
В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направляется во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск - Нижний Новгород - Ярославль - Москва - Рязань; Самара - Новороссийск; Альметьевск - Самара - Брянск - Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).
Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление - важное звено Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва - Казань - Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.
Поволжский район обслуживают Куйбышевская (Пензенская, Самарская, Ульяновская области и на небольшом протяжении Республика Татарстан), Приволжская (Астраханская, Волгоградская, Саратовская области и Республика Калмыкия – отдельные участки) дороги, в меньшей степени Горьковская (Республика Татарстан), Северо-Кавказская (Республика Калмыкия) и Юго-Восточная (отдельные участки на территории Сратовской и Волгоградской областей) дороги.
Экспуатационная длина железнодорожных путей района составляет 8,5 тыс. км (9,9% от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. км2 территории – 159 км (средняя по РФ – 51 км).
Куйбышевская железная дорога протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.
Дорога обслуживает три республики и семь областей: Татарстан, Башкортостан, Мордовию, Рязанскую, Пензенскую, Тамбовскую, Ульяновскую, Самарскую, Оренбургскую и Челябинскую области.
Географическое положение дороги определяет ее характерную особенность - сочетание Управление Куйбышевской магистрали построено в 1925 году по проекту известного архитектора Павла Щербачева больших транзитных грузопотоков со значительными местными перевозками. Клиентами дороги являются крупнейшие автомобильные заводы - в Тольятти (АвтоВАЗ), Ульяновске, Елабуге, Набережных Челнах (КамАЗ). Почти пятая часть отправляемых в стране нефтепродуктов и каждый третий автомобиль приходятся на Куйбышевскую железную дорогу.
В состав дороги входят пять отделений: Пензенское, Самарское, Башкирское (г. Уфа), Ульяновское, а так же представительство дороги в Республике Татарстан (г. Нижнекамск, Набережные Челны). Общая протяженность путей Куйбышевской магистрали составляет 11502.5 км, в том числе главных - 7234.8 км.
Со станций дороги ежедневно отправляется в путь более 100 тыс. пассажиров, производится погрузка свыше 180 тыс. тонн грузов. Управление находится в г. Самаре.
Википедия [В Интернете]. - http://ru.wikipedia.org.
Куйбышевская железная дорога [В Интернете]. - http://kbsh.rzd.ru.
Проект Всемирная География [В Интернете]. - http://worldgeo.ru.
Регионолистика [Книга] / авт. Лапидус Б.М. Пехтерев Ф.С., Терешина Н.П.. - 2001.
Регионы России [Книга]. - 2005.