Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Она позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
1. Эластичность спроса: виды и методы расчета. Перекрёстная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу.
3
2. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
8
3. Равновесие фирмы в условиях чистой монополии.
12
4. Принятие инвестиционных решений.
15
5. Задача 1.
21
6. Задача 2.
25
7. Список литературы.
26
Оглавление
1. Эластичность спроса: виды
и методы расчета. |
3 |
2. Экономическая и бухгалтерская прибыль. |
8 |
3. Равновесие фирмы в условиях чистой монополии. |
12 |
4. Принятие инвестиционных решений. |
15 |
5. Задача 1. |
21 |
6. Задача 2. |
25 |
7. Список литературы. |
26 |
1. Эластичность спроса: виды и методы расчета. Перекрёстная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Она позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Эластичность спроса характеризует степень реакции спроса на действие какого-либо фактора:
1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить;
2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя;
3) размеры дохода покупателей.
При этом цена может не
4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос;
5) степень необходимости
товара. На продукты питания спрос
менее эластичен, а на
6) размеры запасов товара;
7) потребительские ожидания.
В зависимости от вида фактора, воздействующего на спрос, различают эластичность:
1.Эластичность спроса по цене
2.Эластичность спроса по доходу
3.Перекрёстная эластичность спроса
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
Эластичность спроса по цене можно выразить следующей формулой:
Edp=(∆Q/Q) / (∆P/P)
Различают:
Совершенно неэластичный спрос Edp=0 объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос Edp 0 когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса Edp=1 изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.
Эластичный спрос Edp бъем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совершенно эластичный спрос Edp= объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.
Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу (Еdi) показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1%, и вычисляется по формуле:
Edi=(∆Q/Q) / (∆I/I) .
Различают:
Нормальное (полноценное) благо Edi>0 Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.
Предмет роскоши Edi>1 Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход.
Товар первой необходимости 0< Edi<1 Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз.
Неполноценное (низшее) благо Edi <0 Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.
Нейтральное благо Edi =0 Нет прямой зависимости между потребление этого блага и изменением дохода.
Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие Edi>0 содержит оба условия, и Edi>1, и 0<Edi<1.
Исследование эластичности спроса по доходу требует анализа структуры товаров с позиции деления их на нормальные и низшие.
Практическое значение коэффициента
эластичности спроса по доходу заключается
в следующем. С его помощью
прогнозируются перспективы развития
отраслей: развивающиеся, стабильные,
или находящиеся в состоянии
застоя, и умирающие. Чем выше в
отрасли относительная
Перекрестная эластичность спроса – это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).
Коэффициент перекрестной эластичности спроса — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В.
Еab= .
Различают следующие связи между товарами:
Товары субституты Еab >0 Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка.
Комплементарные блага Еab<0 Потребители теоретически не могут изменить потребления товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример это ноутбуки и комплектующие к ним.
Независимые друг от друга товары Еab =0 Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.
Влияние эластичности на выручку производителя выражается в следующем:
1. Чем больше заменителей
имеет товар, тем эластичнее
спрос, поскольку изменение
2. Чем насущнее потребность,
удовлетворяемая товаром, тем
ниже эластичность спроса на
этот товар. Так, спрос на
хлеб менее эластичен, чем
3. Чем больше удельный
вес затрат на товар в
4. Чем сильнее ограничен
доступ к товару, тем ниже эластичность
спроса на этот товар. Это
ситуация дефицита. Поэтому фирмы-монополисты
заинтересованы в создании
5. Чем выше степень
удовлетворенности
6. Спрос становится более
эластичным с течением времени.
2. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль фирмы. Нынешняя экономическая теория трактует прибыль как доход от использования факторов производства — труда, земли, капитала и предпринимательства.
В количественном отношении
прибыль представляет собой разность
между общей выручкой и издержками,
но если существуют два подхода к
определению и измерению
Бухгалтерская прибыль есть разность между общей выручкой и внешними издержками. Напомним, что к последним относят явные, фактические издержки: заработную плату, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендную плату, амортизацию и т.д.
В экономической теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к хозяйственным издержкам. Совокупные хозяйственные издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки). Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль.
Экономическая прибыль есть определенный излишек совокупного дохода над экономическими затратами. Ее наличие заинтересовывает производителя именно в данной сфере бизнеса. В то же время она побуждает другие фирмы к вступлению в эту сферу. Это способствует расширению круга производителей, увеличению предложения и по известным нам причинам — снижению рыночной цены. Последнее приводит к снижению (исчезновению) экономической прибыли, что вызывает отток ряда фирм из данной сферы бизнеса и попытки их проникновения в другие сферы. Уменьшение числа производителей приведет к сокращению предложения и, как результат, — к повышению рыночных цен. Экономическая прибыль опять станет положительной и будет расти.
Издержки — денежное выражение стоимости производственных ресурсов, потребленных в процессе производства благ: производственные затраты на покупку средств производства и оплату труда работников. Они образуют действительную стоимость продукта для производителя, выступают базой для определения исходной
С точки зрения измерения стоимости затраченных (потребленных) производственных ресурсов выделяют бухгалтерские и экономические издержки.
Бухгалтерские издержки — сумма выплат, осуществляемых предприятием за приобретенные производственные ресурсы. Они включают только явные издержки и оцениваются в фактических ценах их приобретения.
Экономические (альтернативные) издержки — сумма явных и неявных издержек, один из методов измерения издержек производственных ресурсов. Классификации издержек производства:
Явные (внешние) издержки — это альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей поставщикам производственных ресурсов, не принадлежащих к числу владельцев данного предприятия (заработная плата рабочих и служащих, расходы на сырье и материалы, транспортные услуги и т. п.)
Неявные (внутренние) издержки — издержки на собственные и самостоятельно используемые производственные ресурсы. Неявные издержки не выступают в денежной форме, равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственные ресурсы при условии наиболее выгодного из альтернативных вариантов их использования.
Безвозвратные издержки — издержки, осуществляемые предпринимателями единожды, которые не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах, даже в том случае, когда предприятие полностью прекращает свою предпринимательскую деятельность в данной сфере.
Рассматривая затраты на весь объем выпуска, выделяют следующие издержки производства: