Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:51, контрольная работа
Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае, изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.
СОДЕРЖАНИЕ
Спрос – это платежеспособная
потребность покупателей в
Потребительский спрос
Функциональный
Социальные эффекты Спекулятивный
Эффект Эффект Эффект Эффект
большинства сноба Веблена Гиффена
Рисунок 1. Структурная схема потребительского спроса
Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае, изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.
Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.
В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).
Проиллюстрируем на графике влияние неценовых факторов (рис. 2).
Рисунок 2. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
Для этого в тех же осях цен и количества товаров поместили кривую спроса dd (кривая спроса). Неценовые факторы вызывают изменения спроса на товары, независимо от уровня их цены. Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса, показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.
Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса dd вправо вверх.
И наоборот, если неценовые факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать его можно сместившейся кривой спроса влево вниз.
На рис. 2 эти смещения показаны линиями d'd' - возросший спрос, где все точки А', В', С, D' на кривой показывают увеличение количества проданных товаров по неизменившейся цене. Линия d"d" соответствует положению сократившегося спроса, где принадлежащие ей точки А", В",С", D" соответствуют сократившимся продажам товаров.
Таким образом, не всегда кривая спроса выглядит классическим способом – это называется парадоксом Гриффена, когда при снижении цены так же снижается спрос. Зависимость между спросом и каким-либо фактором называется степенью эластичности спроса.
Поэтому спрос может быть эластичным и не эластичным, на практике принято рассматривать следующие виды эластичности: эластичность спроса по цене, эластичность спроса от дохода и перекрестная эластичность, которая отражает эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.
Рассмотрим эластичность спроса на примере хлеба. Хлеб важен и как источник минеральных веществ. За счет хлеба организм человека на 50% удовлетворяет потребность в витаминах группы В. В настоящее время в Волгограде существует высокая конкуренция на рынке хлебобулочных изделий. Формирование потребительских характеристик спроса на хлеб производилось путем анкетирования 15 человек. Результаты анкетирования изложены в таблицах 1,4; образец анкеты представлен в приложении 1.
Большинство опрошенных потребителей оценивают потребность в хлебе как высокую (59%) и достаточную (33%) и низкую (8%).
Оценка покупателями широты ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий свидетельствует о высокой степени их удовлетворенности предлагаемыми видами и сортами хлеба: 62% опрошенных считают представленный ассортимент широким, еще 17% — очень широким, столько же потребителей считают этот же ассортимент ограниченным и только 4% — узким.
Оценивая готовность покупки хлеба и хлебобулочных изделий в зависимости от дохода, большинство опрошенных покупателей (93,0% - 14 человек) отметили готовность покупать хлеб вне зависимости от своего дохода; еще 7% (1 человек) считают, что немного снизили бы потребление хлеба при получении дохода более 40 тыс/мес.
Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.
2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.
3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.
ΔQ — изменение величины спроса;
ΔP — изменение рыночной цены на товар;
Таблица 1
Результаты анкетирования зависимости цены и величины спроса
№ п/п |
Цена товара, руб |
Величина спроса |
Выручка, руб |
№ п/п |
Цена товара, руб. |
Величина спроса |
Выручка, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
18 |
5 |
90 |
7 |
16 |
5 |
80 |
2 |
20 |
5 |
100 |
8 |
14 |
5 |
70 |
3 |
22 |
5 |
110 |
9 |
12 |
5 |
60 |
4 |
27 |
5 |
135 |
10 |
9 |
5 |
45 |
5 |
36 |
4 |
144 |
11 |
2 |
5 |
10 |
6 |
54 |
3 |
162 |
Таким образом, спрос по цене на хлеб является относительно неэластичен. В то же время нельзя не упускать из виду ассортиментную эластичность спроса на отдельные сорта хлеба, так последняя является относительно эластичной, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п.
Рис.3 Увеличение цены на хлеб |
Рис.4. Снижение цены на хлеб. |
Рассчитаем коэффициент эластичность спроса по цене по формуле:
Е=(ΔQ/Q1)/(ΔР/Р1), где:
- Q - объем купленных товаров;
- Р - цена на товар.
Совершенно неэластичный спрос Е = 0, объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос Е < 1, когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала.
ΔQ = (Q1- Q0)/ (Q1+ Q0) : 2
В основном изменение величины спроса во всех интервалах по увеличению цены составляет от 0 до 0,3%.
Аналогично для определения процентного изменения цены Р в выбранном интервале получаем от 01% до 0,4% Таким образом получим следующие коэффициенты эластичности по цене, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
№ п/п |
Цена товара, руб |
Величина спроса |
Коэффициент эластичности |
№ п/п |
Цена товара, руб. |
Величина спроса |
Коэффициент эластичности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
18 |
5 |
0 |
7 |
16 |
5 |
0 |
2 |
20 |
5 |
0 |
8 |
14 |
5 |
0 |
3 |
22 |
5 |
0 |
9 |
12 |
5 |
0 |
4 |
27 |
5 |
0 |
10 |
9 |
5 |
0 |
5 |
36 |
4 |
1 |
11 |
2 |
5 |
0 |
6 |
54 |
3 |
0,25 |
Показатели таблицы 2,
характеризуют товар как
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
- Значимость товара для бюджета семьи.
- Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
- Консерватизм во вкусах.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продуктов питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:
Е=(ΔQ/Q1)/(ΔI/I1)
- где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям приведена в следующей таблице:
Нормальное (полноценное) благо |
Е > 0 |
Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. |
Предмет роскоши |
Е > 1 |
Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход. |
Товар первой необходимости |
0< Е <1 |
Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз. |
Неполноценное (низшее) благо |
Е < 0 |
Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки. |
Нейтральное благо |
Е = 0 |
Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода. |
Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие Е > 0 содержит оба условия, и Е > 1, и 0< Е <1