Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:25, реферат
Энергетическая отрасль – одна из ведущих в Беларуси. От ее стабильной и эффективной работы, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения зависит работа всех других отраслей народного хозяйства республики, комфорт и благополучие граждан. Какими темпами ведется обновление генерирующих мощностей белорусской энергетики? Будет ли новая программа модернизации энергосистемы еще масштабней, чем действующая?
Введение
1. Перспективы развития энергетики
2. Сотрудничество с Россией
3. Новая отрасль – ядерная энергетика
Заключение
2.
Сотрудничество с
Россией
Министерства энергетики Республики Беларусь
и Российской Федерации совместно с заинтересованными
разработали проект Программы расширения
белорусско-российского сотрудничества
в топливно-энергетической сфере. Целью
данного документа является осуществление
в среднесрочной перспективе согласованного
комплекса мероприятий, направленных
на развитие взаимовыгодных экономических
связей в нефтяной, газо- и нефтехимической
отраслях, газовой сфере, электроэнергетике,
атомной энергетике, в сфере повышения
энергоэффективности и использования
возобновляемых источников энергии.
Реализация программы будет содействовать
укреплению энергетической безопасности
Беларуси и России, обеспечению потребности
внутреннего рынка обоих государств в
энергоресурсах, расширение экспортного
потенциала и устойчивому росту национальных
экономик на основе эффективного использования
энергии.
Предусматривается,
что сотрудничество будет осуществляться
в результате гармонизации энергетической
политики Беларуси и России, выполнения
совместных энергетических проектов.
Предполагается разработка инструментов,
регулирующих совместную внешнеэкономическую
деятельность, в том числе подготовка
соглашений и совместных программ по различным
сферам деятельности в ТЭК.
При подготовке
проекта программы белорусская сторона
основывалась на принципе создания равных
условий для субъектов хозяйствования
России и Беларуси, заложенном в Договоре
о создании Союзного государства, а также
на договоренностях, достигнутых в рамках
Союзного государства, СНГ и ЕврАзЭС. Проект
программы одобрен Президиумом Совета
Министров Беларуси. 28 октября 2009 года
документ был рассмотрен и в целом одобрен
на заседании Совета Министров Союзного
государства. 10 декабря вопрос о программе
рассмотрен на заседании Высшего Государственного
Совета Союзного государства. В настоящее
время ведется доработка проекта программы
по трем неурегулированным вопросам в
газовой и нефтяной сферах. Наиболее принципиальным
из них для Беларуси является вопрос ценообразования
на поставку в республику российского
природного газа на основе принципа равнодоходности
при формировании Российской Федерацией
внутренних и экспортных цен на газ.
Выполнение
программы позволит обеспечить перевод
двустороннего торгово-инвестиционного
сотрудничества в сфере энергетики на
новый количественный и качественный
уровень. Широкий спектр мероприятий по
сотрудничеству в ТЭК, их актуальность
и обоснованность, определенность сроков
реализации и адресность обеспечат развитие
энергетики в интересах Республики Беларусь
и Российской Федерации. Результатом должны
стать эффективная реализация внешнеэкономического
потенциала субъектов хозяйствования,
осуществление (увеличение) экспорта электроэнергии
в третьи страны, а также услуг по транзиту
электроэнергии и газа. Предполагается
улучшение финансового состояния энергетических
предприятий и создание предпосылок для
их стабильной работы в условиях развития
рыночных отношений в топливно-энергетической
комплексе, совместная реализация инвестиционных
проектов, в том числе строительства АЭС,
гидроэлектростанций, подземных хранилищ
газа на территории Беларуси.
P.S Как сообщает regnum.ru, российская сторона настаивает на том, что до подписания соглашения с Беларусью соглашения о сооружении атомной электростанции должно быть создано совместное предприятие по сбыту электроэнергии.
По
словам источника в органах
Ранее
Беларусь пыталась найти других подрядчиков
для строительства БелАЭС. В частности,
в качестве таковых рассматривался Иран
и французская компания АРЕВА.
3.
Новая отрасль
–ядерная энергетика
Концепцией энергетической
безопасности Республики
Беларусь, утвержденной
Указом Президента Республики
Беларусь № 433 от
17 сентября 2007 г., предусмотрен
ввод к 2020 двух энергоблоков
суммарной электрической
мощностью около 2000
МВт., для повышения
энергетической безопасности
страны и диверсификации
видов топлива.
В Беларуси планируется построить атомную электростанцию в составе двух энергоблоков общей мощностью около 2,4 тыс. МВт с вводом в эксплуатацию первого энергоблока в 2016 году и второго – в 2018 году. Строительство АЭС позволит укрепить энергетическую безопасность страны, снизить себестоимость производства электроэнергии, а, следовательно, и рост тарифов на ее отпуск. Уменьшатся выбросы парниковых газов, будут выведены из работы устаревшие и малоэффективные генерирующие мощности. Расчеты, выполненные учеными НАН Беларуси, показали, что с пуском АЭС себестоимость электроэнергии в целом по энергосистеме снизится примерно на 20%, при этом в расчетах не принималось повышение цен на газ. Годовой объем закупок природного газа сократится на 4-5 млрд. куб.м. Как показывает анализ, топливная составляющая в себестоимости производства электрической энергии на АЭС составляет в мире от 12 до 25%, в то время как на обычных электростанциях - около 70%. В абсолютных ценах топливная составляющая на АЭС колеблется от 0,2 до 1 цента на 1 кВт.ч, на обычных тепловых электростанциях у нас в стране в 2009 году эта величина составила 5,63 цента на 1 кВт.ч.
Таким
образом, рост цен на урановое сырье
(оно в топливной составляющей
8-10%) не приведет к значительному
росту тарифов, как при росте
цен на органическое топливо. Следует
также отметить, что строительство
атомной электростанции будет способствовать
экономическому и социальному развитию
региона размещения АЭС. Выполнение
заказов для АЭС позволит поднять
технический, технологический уровень
промышленных предприятий республики
и повысить квалификацию кадров. Опыт,
приобретенный при
Приоритеты развития топливно-энергетического комплекса
Постановлением Совета
Безопасности Республики Беларусь № 1
от 31 января 2008г. «О развитии атомной энергетики
Республики Беларусь» принято решение
о строительстве в Республике Беларусь
атомной электростанции суммарной электрической
мощностью 2000 МВт с вводом в эксплуатацию
- первого энергоблока в 2016 году, второго
- в 2018 году.
Преимущества ввода АЭС в энергосистему Беларуси
Создание инфраструктуры
Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции» № 565 от 12 ноября 2007 г. предусматривается:
Указом
Президента Республики Беларусь № 378 от
10 июля 2008г. Для формирования и реализации
государственной политики в области
развития ядерной энергетики в структуре
Минэнерго создан Департамент по
ядерной энергетике.
Разработка
законодательной
базы развития ядерной
энергетики
Закон Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии» (введен в действие в июле 2008 года):
О законодательной и НТ базе использования атомной энергии
Разработан «План работы
О выборе проекта АЭС
Учеными
и специалистами Беларуси изучен
мировой опыт строительства объектов
ядерной энергетики, рынок производителей
и поставщиков оборудования с
анализом их предложений, в том числе
условий финансового
Сегодня
в мире разработаны проекты АЭС
повышенной безопасности и надежности,
практически исключающие
Наиболее безопасными, имеющими большой опыт эксплуатации и составляющими основу мировой ядерной энергетики являются АЭС с водо-водяными реакторами типа ВВЭР (PWR) 3-го поколения.
Сотрудничество с Российской Федерацией
О заключении межправительственных соглашений
Для реализации достигнутых договоренностей по реализации проекта строительства АЭС в Республике Беларусь:
О выборе места размещения АЭС
Информация о работе Энергетика Беларуси: перспективы развития. Атомная энергетика