Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:51, контрольная работа
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Существуют различные объяснения этого явления. Наиболее убедительное заключается в том, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в структуре их экспорта большое место занимали товары, в которых были относительно высоки затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно внушительных затрат капитала, включая и различные виды сырья. Согласно «парадоксу Леонтьева» при организации международной торговли нельзя слишком упрощенно и прямолинейно использовать теорию соотношения факторов производства Хекшера— Олина. В. Леонтьев сделал вывод, что при анализе преимуществ в торговле следует учитывать более двух факторов производства.
В настоящее время теории международной торговли развиваются по двум направлениям. Первое направление — это теории, которые углубляют концепции, разработанные классиками. В них исследуются проблемы, не получившие в классических трудах должного освещения. Ко второму направлению относятся теории, авторы которых критически относятся к сложившимся подходам относительно проблем международной торговли. Они создают новые концепции, в частности, теорию специфических факторов производства П. Самуэльсона и Р. Джонса, разработанную в 1970-х гг. на основе теории Хекшера— Олина. В отличие от предшественников, они рассматривают не два, а три фактора производства, добавив к труду (L) и капиталу (К) еще и землю (T). Такой подход более соответствует действительности, чем теория соотношения факторов производства в чистом виде.
Представляет интерес концепция торгуемых и неторгуемых товаров и услуг, позволяющая конкретизировать последствия участия страны во внешней торговле. Все товары и услуги можно разделить на две группы: торгуемые, т.е. экспортируемые и импортируемые, и неторгуемые, т.е. потребляемые внутри страны, где они производятся, и не участвующие в международной торговле. Цены на неторгуемые товары складываются на внутреннем рынке и не зависят от цен на мировом. Исключение неторгуемых товаров и услуг из международного оборота обусловлено большими транспортными расходами на их перемещение через границу страны и высоким уровнем тарифных и нетарифных ограничений. К торгуемым обычно относят товары, производимые в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности. Большая часть товаров и услуг, сферы строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных услуг входит в группу неторгуемых.
Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые условно и может изменяться под воздействием НТП. В свою очередь оно отражается на структурных сдвигах в экономике, которые происходят под влиянием участия страны в международной торговле. Дело в том, что спрос на неторгуемые товары и услуги может быть удовлетворен только за счет внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги — также за счет импорта.
Многие страны в последней четверти XX в. начавшие интенсивно разрабатывать новые сырьевые экспортные ресурсы, такие как нефть и газ, столкнулись с рядом проблем, или «голландской болезнью». Это название возникло в связи с тем, что в начале 1970-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с увеличением в дальнейшем объема его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в газодобывающую отрасль. Произошедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и, соответственно, росту их производства. В то же время свертывалось производство в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширялся импорт недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные годы поражала Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны. По мнению специалистов, она проявляется в настоящее время в России.
Последующее в 80-е гг. снижение цен на сырьевые товары вызвало новое проявление «голландской болезни». Произошло уменьшение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Снова укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», могут породить серьезные социальные проблемы в обществе, например, привести к структурной безработице и, как следствие, к ухудшению общего уровня жизни и социальному недовольству электората.
ГЛАВА 3.Участие России в мировой торговле.
Российская Федерация обладает более чем 140-миллионным населением, значительным энергетическим потенциалом, высококвалифицированными трудовыми ресурсами, при том что цена рабочей силы находится на достаточно низком уровне. Россия представляет собой огромный растущий рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень его реализации во внешнеэкономической сфере может быть гораздо выше.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), в январе 2005 г. внешнеторговый оборот РФ составил 21,9 млрд. дол., или на 31% больше, чем в январе 2004 г.; объем экспорта — соответственно 15,2 млрд. дол., или на 35,4% больше; объем импорта — 6,7 млрд. дол., или на 21,8% больше. Вместе с тем на состоянии российской внешней торговли до сих пор отражаются особенности переходной экономики России в 1990-е гг., разрыв хозяйственных связей в результате распада Советского Союза, свертывание торговли с бывшими странами СЭВ, которым СССР поставлял машиностроительную продукцию. Не является оптимальной структура экспорта и импорта страны.
Для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина российской экспортной квоты, рассчитанная на базе ППС рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении 5:1. Внешняя торговля выступает источником поступления инвестиционных товаров и играет большую роль в обеспечении населения России различными товарами потребительского назначения (автомобилями, электронной и вычислительной техникой и др.).
Структура внешней торговли России включает в себя топливно-энергетические, простые химические товары, нефтегазохимические товары, черные и цветные металлы, лесоматериалы, оружие, продовольствие, золото и другие драгметаллы.
Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В нем сократилась доля инвестиционных и возросла доля потребительских товаров.
Конкурентными преимуществами России являются огромные запасы сырьевых ресурсов, достаточно высокий уровень квалификации рабочей силы при ее относительной дешевизне, значительные объемы накопленных основных производственных фондов, фондов универсального обрабатывающего оборудования, позволяющих снизить капиталоемкость технологической модернизации производства. Страна обладает уникальными передовыми разработками и технологиями в ряде секторов экономики, прежде всего связанных с ВПК. Перечисленные конкурентные преимущества позволяют российской внешней торговле иметь большие перспективы развития.
Однако наряду с конкурентными преимуществами во внешней торговле РФ есть и слабые стороны, сдерживающие ее развитие. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества, отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта, трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства. Сюда же можно отнести низкую эффективность производства и чересчур высокую долю материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.
Рассмотрим среднесрочные перспективы развития внешней торговли РФ с учетом ее конкурентных преимуществ и слабых сторон.
Основной позицией в течение долгого времени в структуре российского экспорта будут оставаться топливно-сырьевые ресурсы. Вполне реально увеличение степени переработки сырья и на этой базе увеличение в экспорте доли таких товаров, как минеральные удобрения, целлюлоза, химическая продукция и др.
Имеются возможности для расширения экспорта продукции машиностроения, легковых и грузовых автомобилей, оборудования для энергетики и добывающих отраслей. С учетом наличия недорогой рабочей силы весьма перспективно создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынки, например, производство иностранных автомобилей на базе обанкротившихся отечественных автомобильных заводов.
Определенные перспективы намечаются для расширения экспорта наукоемкой продукции на базе конверсионного производства (экспорт аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для атомной энергетики, современного вооружения).
По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности в российском импорте намечается тенденция к сокращению доли потребительских и увеличению доли инвестиционных товаров в виде машин и оборудования.
Заключение.
Развитие и усложнение
международной торговли нашло отражение
в эволюции теорий, объясняющих движущие
силы этого процесса. В современных
условиях различия в международной
специализации можно
Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно-развитые и отсталые.
Нельзя не заметить все
возрастающую роль современных средств
связи в процессе обмена информации
и заключении самих сделок. Тенденции
к обезличиванию и
В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.
Список используемой литературы.