Эволюция форм оптовой торговли. История возникновения товарных бирж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:14, лекция

Описание

Типы торговли, виды бирж и эволюция.
Роль биржевой торговли в современной мировой экономике.

Работа состоит из  1 файл

Лекция_1 БД.docx

— 51.46 Кб (Скачать документ)

Тема 1 Эволюция форм оптовой торговли. История  возникновения товарных бирж

 

  1. Типы торговли, виды бирж и эволюция
  2. Роль биржевой торговли в современной мировой экономике

 

Современные товарные биржи  являются результатом длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно одним из видов  организованного товарного рынка, т.е. рынка, функционирующего по установленным правилам, записанным в тех или иных нормативных актах.

Термин «биржа» имеет  несколько версий своего происхождения. Этимологически термин «биржа» происходит от греч. byrza - сумка, кошелек, нем. borse и голл. burse. По одной из версий в бельгийском городе Брюгге была площадь, на которой собиралось для торгов купечество. Площадь носила название «де бурсе» (de burse) по имени крупной маклерской конторы господина Ван де Бурсе, владевшего здесь большим домом. На доме висел герб фирмы с изображением трех кожаных кошельков (мешков), которые на местном наречии именовались «the buerse». Владелец конторы предоставил свой дом для сбора купцов и, возможно, дал название этой форме торговли.

Первые биржи часто  располагались в гостиницах или  чайных, а затем постепенно перебазировались на постоянное место в специальное здание.

Исторически первоначальной формой оптовой торговли можно считать  караванную торговлю. Она отличалась эпизодичностью, нерегулярностью проведения, отсутствием определенного места и правил торговли.

На смену ей пришла ярмарочная торговля. В средние века стали возникать  как небольшие, так и довольно крупные ярмарки. Время и место проведения ярмарок было точно обозначено и о проведении их участники предварительно оповещались. Само значение слова «ярмарка» (в переводе с нем. -- «ежегодный рынок») свидетельствует о регулярности и организованности этой формы торговли.

На ярмарках в Европе в XII-XIII вв. сделки с наличным товаром проводились как с немедленной оплатой, так и с отсрочкой платежа. На некоторых ярмарках были разработаны стандартные требования к качеству продаваемого товара, а затем введена практика торговли по образцам, а не только конкретными наличными партиями. Ярмарочная торговля того времени велась по строгим внутренним правилам:

- регулировался порядок  взаимоотношений между контрагентами сделок;

- устанавливались стандартные  формы для товарных контрактов, векселей, складских квитанций и других документов.

- купец, нарушивший кодекс и не исполнивший свои обязательства мог быть исключен из торгового сообщества.

На ярмарках существовал  свой способ решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций - ярмарочный суд, его называли «суд людей с  пыльными ступнями», так как его  участники - купцы - долгие дни и месяцы находились в дороге. Ярмарочный суд был прообразом современного арбитража.

И все же на определенном этапе ярмарочный способ организации  торговли перестал устраивать его участников. К XVI в. бурное развитие торговли в связи с открытием Америки и укреплением капитализма в Европе привело к появлению постоянных, а не периодических мест торговли, возникли специализированные торговые центры, в своем роде оптовые магазины, иными словами - появились биржи.

В 1531 г. итальянские купцы создали подобие биржи в городе Брюгге, игравшем выдающуюся роль в международной торговле XIV-XV вв. Современники называли этот город «маклером христианских народов», куда «как радиусы к центру, сходились торговые пути со всех сторон». Биржа в Брюгге носила интернациональный характер и стала международной благодаря тому вниманию, которое на ней уделялось обслуживанию иностранных купцов.

Рассматривая развитие оптовой торговли, можно заметить не просто смену мест организации торговли и правил их проведения, а существенные изменения в самом способе ведения торгового процесса. Любая самая простая торговая операция представляет собой соединение спроса и предложения на определенный товар, но то, каким методом осуществляется это соединение, говорит о степени развитости рыночных отношений.

Так, в караванной торговле присутствует простейшая форма рынка — базар. Торговый процесс организован самым элементарным образом: сидящие продавцы ждут покупателей. При таком способе спрос (покупатель) ищет предложение, и в силу эпизодичности и неорганизованности караванной торговли этот поиск может идти довольно долго.

Ярмарочный тип торговли отличается наличием торговых рядов, часто специализированных на определенных товарах. Здесь предложение призвано улавливать спрос, а специализация продавцов - способствовать ускорению поиска. Но при этом стороны имеют определенные роли, которые не изменяются. Как только объемы операций многократно возрастают, ярмарка начинает перерастать в биржу.

Биржу отличает моментальность встречи спроса и предложения, сменяемость ролей и резкое ускорение процесса заключения сделки.

Как уже сказано выше, биржа - один из видов организованного  рынка. Организованным товарным рынком называется место, где собираются покупатели и продавцы для осуществления торговых операций по определенным, установленным правилам. Всем видам таким рынкам присущ ряд общих черт:

  • строго определенные правила проведения торгов;
  • открытость в осуществлении торговых операций;
  • наличие оборудованных торговых площадей, складских и офисных помещений;
  • система связи и информации.

Элементы организованного рынка  можно было наблюдать еще в  древности. Так, в Древнем Риме в определенное время проводились собрания торговцев, которые назывались «коллегия меркаторум». Эти собрания проходили в определенных местах — так называемых продажных рынках («фора вендалия»). Продажные рынки были центрами распределения товаров, поступавших со всех концов Римской империи. Преобладающее значение на них имели бартерные операции, но заключались и сделки с денежной оплатой, а иногда на них заключались и договоры с отсроченным во времени окончательным расчетом. Эту практику можно сейчас наблюдать и на современных биржах.

Итак, биржа возникла в Европе в период первоначального накопления капитала. И если не считать объединения денежно-меняльных контор, то первыми биржами были товарные. По некоторым данным, первые биржи появились в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция) в связи с возникновением там крупных мануфактур и ростом международной торговли.

В 1549 г. возникают биржи в Лионе и Тулузе (Франция), а затем возникает биржа в Лондоне (1556 г.). К числу первых бирж относят возникшую в 1556 г. биржу в Антверпене. Современники называли эту биржу «бесконечной ярмаркой». Биржу в Антверпене можно считать и первой международной, так как в торгах на ней участвовали купцы и товары из многих стран Европы. Эта биржа имела собственное помещение, над входом в которое была установлена надпись на латыни «Для торговых людей всех народов и языков».

В Японии биржа по торговле рисом появилась в 1730 г., а в США первая биржа возникла в 1848 г. в Чикаго.

В истории появления  бирж большое значение имела Амстердамская товарная биржа, возникшая в 1602 г. Она была мировым рынком для товаров как с Востока (перец, гвоздика, кофе, табак), так и с Севера (хлеб, соль, лес, сукно). На Амстердамской бирже впервые была организована торговля по образцам и пробам товаров, а в дальнейшем были установлены средние качественные нормы для товаров, что позволило вести торговлю без представления на биржу самой продукции.

На Амстердамской бирже впервые, стали проводиться операции с ценными бумагами. Торговля велась облигациями государственных займов Голландии, Англии, Португалии, акциями Голландской и Британской Ост-Индской, а позже — Вест-Индской торговых компаний. Всего на этой бирже котировались ценные бумаги 44 наименований. Примерно с 1720 г. на этой бирже начали распространяться спекулятивные сделки с ценными бумагами. И лишь потом эта игра перекинулась на товарные сделки. Амстердамскую биржу в начале XVIII в. посетил Петр I.

В целом, говоря о развитии бирж в XVIII в., можно сказать, что их создание шло довольно медленно. В основном они располагались в портах, через которые шли крупные потоки международной торговли. Биржи первоначального периода были биржами реального товара, обслуживавшими потребности торговли. В XIX в. таких бирж стало много во всех крупных странах как Европы, так и Северной Америки и Японии.

Различный подход в разных странах к вопросу об участниках биржевого торга привел в процессе развития бирж к двум разновидностям:

- открытой бирже;

- закрытой бирже.

На открытой бирже торговля велась непосредственно самими участниками хозяйственных отношений - продавцами и покупателями реальных товаров, каждый из которых имел доступ на торги. Однако по мере увеличения объема операций появилась необходимость в привлечении специализированных участников-посредников, что позволяло самим продавцам и покупателям не тратить время на осуществление операций. Часто эти посредники выделялись из числа наиболее удачно действующих участников либо появлялись извне. В переходный период во многих случаях существовала открытая биржа смешанного типа, на которой действовали как сами продавцы и покупатели, так и посредники. Одна из групп посредников специализировалась на операциях для клиентов, а другая вела сделки от своего имени и за свой счет.

На закрытой бирже торговля велась только специализированными участниками, всем другим лицам доступ в зал для торговли был запрещен. Появление биржи закрытого типа привело к существенным изменениям в организации биржевых операций, так как потребовалось создать систему сбора и обработки заказов на осуществление операций от клиентов. В итоге крупнейшие биржи стали создавать свои периферийные службы за пределами главного здания биржи, что приблизило торговлю к клиентам.

Существование бирж открытого и закрытого типа не только было связано с определенными этапами в развитии самих бирж, но и во многом определялось ролью государства в этом процессе. С этой точки зрения различают три вида бирж:

публично-правовые (государственные биржи);

частно-правовые (частные биржи);

 смешанные  биржи.

 Биржи, носящие публично-правовой характер, контролируются государством и создаются на основе закона о биржах. Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района, занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, не являющиеся членами биржи, также допускаются к совершению сделок согласно приобретаемым ими разовым билетам. Такие биржи были распространены в Европе (Франция, Бельгия, Голландия). В то же время в Германии государство само учреждало их и всесторонне регулировало их деятельность. Эти биржи именовались публичными и носили открытый характер.

В Англии и Америке государство никак не вмешивалось в деятельность бирж, они носили характер корпорации либо частного учреждения и являлись закрытыми организациями.

Смешанные биржи также характерны для континентальной Европы. Наиболее часто смешанными были фондовые биржи, например, Венская фондовая биржа. Для таких бирж характерно то, что в руках государства находится часть акций биржи (если она создана в форме акционерного общества), что дает ему право направлять в органы управления представителей исполнительной власти и таким образом контролировать деятельность биржи.

Развитие бирж и биржевой торговли отразилось и на объектах торговли - биржевых товарах. Уже на том этапе, когда была введена торговля по образцам, к товарам, продаваемым на бирже, стали предъявляться такие требования, как массовость, однородность, делимость. Со временем добавляются и такие необходимые признаки, как возможность установления фиксированного качества (стандарта) и транспортабельность. Очевидно, что указанные признаки присущи прежде всего сельскохозяйственной продукции и сырьевым товарам, которые и представляют собой основную массу товаров, обращающихся на товарной бирже.

Благодаря начавшемуся  массовому производству типизированных видов продукции большинство товаров оказались втянуты в биржевую торговлю. Успехи в сфере технических усовершенствований путей и средств сообщения открыли возможность мировой концентрации спроса и предложения. Биржа становилась органической частью национального и мирового хозяйства.

До середины XIX в. товарные биржи оставались биржами реального товара, главная функция их была - служить одним из каналов крупной оптовой торговли. В своей высшей форме биржа реального товара приобрела следующие черты:

  • торговля осуществляется на основе описания качества и в отсутствие самого товара;
  • продаваемые партии товара стандартизованы, однородны и взаимозаменимы;
  • проводимые на бирже операции могут иметь как производственно-потребительскую, так и спекулятивную направленность;
  • торговля ведется по строго определенным самой биржей правилам при активном взаимодействии как продавцов, так и покупателей.

Товарная биржа явилась родоначальницей  современных бирж, и в  зависимости  от того, что на ней продавалось - товары, ценные бумаги или валюта, - от нее в дальнейшем отпочковались фондовые и валютные биржи.

Во второй половине XIX в. стали возникать новые виды бирж - фьючерсные биржи. Функции их были несколько другими. В этот период с развитием прямой торговли и монополизацией производства упало значение бирж реального товара, но резко увеличилось новое значение биржи как центра ценообразования и страхования рисков.

Информация о работе Эволюция форм оптовой торговли. История возникновения товарных бирж