Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:32, реферат
Цель моей работы показать, что формирование мировой валютной системы – это очень трудный процесс, на него влияют все макроэкономические показатели. Развитие мировой валютной системы – это бесконечный процесс, потому что нет предела совершенству и какая бы совершенная модель мировой валютной системы ни была, в ней всегда найдется то, что необходимо исправить или заменить.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Развитие мировой валютной системы. 5
1.1. От золотомонетного к золото-девизному стандарту 5
1.2. Бреттонвудская валютная система 8
1.3. Ямайская валютная система 12
1.4. Европейская валютная система 16
2. Валютный курс и факторы, влияющие на его величину 27
3. Направление эволюции мировой валютной системы. 32
4. Единая валютная система для Европы. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список литературы 56
Как видно, все эти изменения имеют не столько институциональный, сколько концептуальный характер, определяющий общие подходы к валютной политике.
Ни одна из названных новаций, взятая в отдельности, не способна привести к кардинальному оздоровлению валютной сферы. Более того, что касается либерализации операций с капиталом, то она чревата опасностью деструктивных воздействий на валютные отношения 25.
Однако расширение круга используемых суррогатных мировых денег в виде национальных резервных валют в сочетании с совершенствованием адаптивных механизмов межстрановых платежно-расчетных взаимоотношений пока позволяет международной валютной системе, хотя и не беспроблемно, но выполнять свои основные функции.
Отказ Запада от реформирования мировой валютной системы посредством ее перевода на базу всеобщего, коллективного резервного и платежного средства в виде СДР не означает, что эта проблема вообще перестала быть актуальной. Происходит поиск путей (в качестве примера можно назвать таких экономистов, как П. Кенен, Э. Кпокетт) того, что единица СДР, так или иначе, использовалась не только в межгосударственных расчетах, но и в частных международных операциях. Для этого она должна получить признание со стороны участников международных рыночных обменов в качестве конкурентоспособного и эффективного рыночного платежного инструмента и средства инвестирования свободных денежных средств. Высказываются в частности мнения о том, что одним из возможных путей к достижению этой цели могла бы стать привязка стоимости СДР к определенной “товарной корзине”.
Что касается предстоящей перспективы, то предполагаются и более радикальные идеи, исходящие из возможности появления полноценной единой мировой денежной единицы, которая в конечном счете вытеснила бы национальные деньги. Такого рода взгляды высказывал в частности в беседе с автором статьи в октябре 1988 г. в США профессор Гарвардского университета Р. Купер. С концепцией создания единых мировых денег выступает Р. Манделл (Колумбийский университет США): “На мой взгляд, СДР имеют будущее в качестве универсальной счетной единицы, занимающей положение в сердцевине международной валютной системы. Для достижения этой цели она должна быть преобразована из корзины, состоящей из пяти подвергающихся инфляции валют, в единицу, которая остается постоянно стабильной по своей покупательной способности”26. Учены, развивающие подобные идеи, вдохновляются в частности примером формируемого Европейского валютного союза, видя в нем модель, которую, по их мнению, со временем можно будет применить к миру в целом.
Трансформация мировой валютной системы в направлении к единой валютной единице должна была бы повлечь преобразование МВФ в наднациональное учреждение центрально-банковского типа. В этом случае оно будет регулировать объем и структуру международной денежной массы.
При
расхождении интересов
Движение к рационально упорядоченной мировой валютной системе потребует разрешения ряда сложных экономических, политических и социально-психологических проблем. Достижение этой цели станет, по-видимому, возможным только при ощутимом изменении самой мировоззренческой парадигмы. Имеется в виду переход от упований на всесилие пресловутой “невидимой руки” к постановке во главу угла планомерных, целенаправленных, основанных на аккумулированном опыте коллективных действий. Потребуется также перейти от национального эгоизма к универсальным критериям нравственности и социальной справедливости.
Завершая
работу над этой главой, хотелось бы
сказать, что будущее мировой
валютной системы пока еще не ясно,
ведь приспособление мировой валютной
системы к меняющимся экономическим реалиям
осуществляется путем, который по-английски
обозначает “muddling through”. На русский это
переводится как “блуждание впотьмах”,
или “движение на ощупь” – с помощью
метода проб и ошибок и судя по всему, так
и будет обстоять дело в обозримом будущем.
Но уже явно проглядываются направления,
по которым ей следует развиваться.
Единая валютная система для Европы.
Когда Европа стремилась к более тесному политическому и экономическому союзу, она столкнулась с необходимостью осуществить настоящую монетарную революцию. Одиннадцать стран континента – Германия, Франция, Италия, Испания, Ирландия, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Финляндия, Португалия и Люксембург – выработали единые правила и условия конвертации своих национальных валют в новую, никому неведомую денежную единицу – евро. А ведь дело то это непростое. Ведь переход на единые деньги потребовало принесения в жертву валютному союзу, пожалуй, самого важного атрибута национальной государственности – права самостоятельно печатать денежные знаки. Отныне эта функция перешла к Центральному банку Европы, который собственно, и определяет всю монетарную политику нового альянса. Но и это еще не все. Страны-члены союза одновременно утратили еще два мощных рычага спасительного воздействия на хозяйственное развитие – право девальвации денег, как средство решения экономических проблем, и право наращивать бюджетный дефицит, как способ избежать массовой безработицы. “По сути решившись на этот валютный альянс, правительство этих стран сделали заложниками неопределенного будущего Европы всю расходную часть своих госбюджетов, а также национальные рынки акций и облигаций”27.
Давайте рассмотрим причины и преимущества перехода к единой валюте. Для государства ЕС и, особенно для субъектов их хозяйства причины и преимущества перехода к единой денежной политике и валюте определяются в основном следующим. Экономически единый рынок ЕС не может на деле стать таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри ЕС различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, следовательно, и связанные с ними различия в ценах, налогах, денежной политике и валютных рисках.
В этом смысле “евро” подводит недостающую базу под уже сложившиеся в ЕС единые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы, превращая его в завершенный валютно-экономический союз. Ожидается, что в итоге “евро” позволит успешно бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и налоговое бремя, то есть стимулировать рост инвестиций, производства, занятости и стабилизировать государственные финансы стран-участниц. И если переход к единому внутреннему рынку “ЕС к 1996 г. уже позволил создать в западной Европе от 300 тыс. до 900 тыс. новых рабочих мест, поднять уровень средних душевых доходов на 1,1 – 1,5%, снизить инфляцию на 1 – 1,5 процентного пункта, увеличить промышленный экспорт на 20-30%, сократить разрыв внутренних цен в различных странах ЕС на товары -–с 22,5 до 19,6 и услуги – с 33,7 до 28,6% и привлечь в ЕС 44% всего международного вывоза капитала (против 28% в 1992 г.), то введение “евро” сулит принести не меньшие дополнительные макроэкономические преимуществ”28.
Политически это позволит Западной Европе иметь валюту, вполне сопоставимую с долларом и иеной и способную противостоять им, поможет привести политический вес ЕС в мире в соответствии с его экономическим потенциалом.
Для субъектов хозяйства “евро” будет означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, а также лучшую управляемость собственными финансами. Также от единой валюты ожидается ощутимый толчок процессам концентрации и централизации, что подкрепит вход европейских фирм в элиту мирового бизнеса.
Технически по сравнению с мультивалютной средой единая валюта будет означать снижение накладных расходов на обслуживание операций, снятие внутри зоны “евро” валютных рисков, сокращение сроков и удешевление межвалютных переводов средств и как следствие, относительное уменьшение потребностей предприятий в оборотном капитале, а также в
размещении своих активов для подстраховки в трудноуправляемых корзинах различных валют.2 Поэтому европейский бизнес почти без исключения положительно воспринимает единую валюту.
Граждане ЕС ожидали от “евро” улучшения конъюнктуры на рынке труда, роста доходов и относительное сокращение расходов, в том числе при инвалютных платежах. Подсчитано, например, что если германский турист будет последовательно обменивать сумму в 1 тыс. марок в 14 других странах ЕС, от нее в итоге останется половина плюс гора мелких монет разных стран, не принимаемых обратно к обмену.
Однако все эти очевидные и не столь очевидные преимущества отнюдь не гарантировали гладкого перехода на “евро”, впереди у реформаторов еще немало трудностей.
Официально расчеты в евро начались производится с 1 января 1999 г., когда бухгалтерская отчетность предприятий, банковские переводы, платежи с кредитных карт и даже операции с закладными под недвижимость стали проводится в новой валюте. Тогда же Центральный банк Европы установил и процентные ставки на единую денежную единицу. Обращение монет и банкнот еврономинации последовало лишь с 1 января 2002 г. Конечно, чем крепче экономика той или иной страны, тем менее болезненным оказался для нее переходный период. Но если бы Европа вошла в полосу рецессивного развития, вину за спад наверняка приписали введению евро и политики поспешно открестились бы от него…
Каков же был механизм перехода на новую валюту?
Сценарий продвижения к валютному союзу ЕС распадался на три фазы: Подготовительная – до 1 января 1996 г., организационная – 31 декабря 1998 г. и финальная – до 2002 г. В ходе первой фазы страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как “пропускные” для членства в валютном союзе. Ими являются:
Вторая, фаза нацелена на завершение стабилизации государственных финансов (страны, достигшие вышеуказанных критериев, с 1.12.1998 составят первый “эшелон” перехода к “евро”) и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.
Функционирует (с января 1994 г.) Европейский валютный институт во Франкфурте, осуществляющий совместно с Комиссией ЕС соответствующие наработки. Позднее он был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). На сессии в Дублине решено, что “евро” получает статус официальной денежной единицы стран-участниц (то есть вберет в себя все функции денег, тогда как прежнее экю было лишь условной расчетной единицей, отражавшей масштаб цен) вместо их национальных валют. Соответственно в “евро” будут пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Перерасчет в “евро” сумм национальных валютах будет осуществляться с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета экю в “евро” установлен в пропорции 1:1.
Банкноты “евро” имеют достоинство в 5, 10, 20, 50, 100 и 200 единиц
при единообразном дизайне банкнот каждого типа и при помещении на их лицевой стороне национальной символики соответствующих стран-членов.
“Евро” дробится по десятичной системе в монеты в 1, 2, 5, 20 и 50 сантимов. Монетарная форма избрана также для единиц в 1 и 2 “евро”.29
После сформирования первого эшелона присоединившихся к “евро” стран его платежные отношения с остальными государствами ЕС будут регулироваться и обслуживаться обновленным механизмом стабилизации обменных курсов (“ЕРМ-2”), в центре которого будет новая валюта, связанная с сохранившимися национальными валютами через индивидуальные обменные курсы (так называемый “принцип оси и спиц в колесе”). Эти курсы (с разрешенным лимитом колебаний +/- 15%) будут устанавливаться совместными решениями ЕЦБ, национальных центральных банков данных стран и КЕС. При превышении разрешенных лимитов возможны совместные интервенции этих институтов в пользу колеблющейся валюты на денежных рынках. Взаимные официальные обменные курсы валют стран ЕС, сохранивших самостоятельность, также рассчитываются через “евро”.
Для отдельных государств Европы, констатирует английский финансовый обозреватель М. Вольф, членство или не членство в валютном союзе “станет выбором между тем, будут ли они иметь свой голос в регулирующих механизмах интеграции или утеряют его. Со временем это может вылиться даже в то, остаются они внутри Евросоюза или вытесняются за его пределы.