Китай в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение и всесторонний анализ экономики Китая (Китайской Народной Республики, КНР) и степени её вовлеченности (участия) в мировые экономические отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ КНР 5
1.1. ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КНР 5
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КНР. ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА КИТАЯ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.3. КНР В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ 23
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КИТАЯ 31
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 31
2.2. ИМПОРТ КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КИТАЯ 38
2.3. РОЛЬ СЭЗ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Работа состоит из  1 файл

Китай в мировой экономике.doc

— 1.85 Мб (Скачать документ)

* - нет  данных

    Широкое развитие международной производственной кооперации способствовало расширению экспорта и улучшению его товарной структуры. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР в 1989г. составила 15%, в 1992г. этот показатель достиг 19,8%, а в 1996г. - уже 25,2%. Привлечение иностранных капиталовложений способствовало ускорению развития ряда экспортных отраслей КНР, в том числе текстильной, швейной, обувной, электронной, что позволило увеличить их вывоз на мировой рынок.

    Особую  роль в области открытой внешнеэкономической  политики играют приморские районы страны. На них приходится около 80% предприятий с участием иностранного капитала, функционирующих в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся степенью льготности режима для иностранных инвестиций.

    Все вышеперечисленные меры КНР по привлечению в страну иностранных инвестиций привели к тому, что в 2002 Китай потеснил США с места самого крупного в мире получателя прямых иностранных инвестиций - 53 миллиардов долларов США, при тенденции роста на 13 % в год, что особенно впечатляет на фоне общего падения объемов прямых иностранных инвестиций в экономики развивающихся стран на 25%. Китайское правительство предсказывает, что объем прямых иностранных инвестиций вырастит до 100 миллиардов в 2006. До сих пор ведущие инвесторы к Китайской экономике были США, Япония, Тайвань и Сингапур, но и на данный момент сохраняются значительные возможности для инвесторов из других регионов мира, особенно из Европы. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Роль СЭЗ в экономике  Китая

    Составной  частью   экономических   реформ   Китая   стала   «политика

открытости». Это политика  привлечения  иностранного  капитала  в китайскую экономику в виде  займов,  прямых  инвестиций,  организации  СП  с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

    Первая  свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979  г.  Менее  чем  через  10  лет  Шэньчжэнь  превратилась  в современный город с  населением  в  2  млн.  чел.,  а  в  1990  г.  там  уже  действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала,  причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 –  полнстью иностранными. 21

    Главными  особенностями китайских СЭЗ  являются:

        1.   Самостоятельное  экономическое   развитие  на  основе  принципов

           рыночного регулирования.

        2.    Опора   на   иностранные   капиталовложения.   Этот    принцип

           декларируется, но реализовать  его пока не удалось. Так, за  90-е

           гг.  в  Шэньчжэне  бюджетные   ассигнования  составили  10%  всех

           инвестиций, средства центральных и  провинциальных  ведомств,  а

           также китайских предприятий  - 7%, накопления самой зоны  -  37%,

           внутренние кредиты - 22%, иностранные  капиталовложения - 24%.

  1. Главный современный отраслевой приоритет  -  промышленность  (до

          1989 г. Китай шел практически  на любые иностранные инвестиции  в

         СЭЗ).

        4.  Экспортная   ориентация   производства,   широкое   привлечение

             импортного сырья.

        5. Включение обширных национальных  регионов.

        6. Активное взаимодействие СЭЗ  с остальной территорией страны.

        7. Налоговая система дифференцирована  по региональным  особенностям

    СЭЗ.22

    Основные  цели создания СЭЗ:

      • привлечение иностранного  капитала,  передовой техники  и
      • технологии,   овладение   опытом   управления,   подготовка
      • национальных кадров;
      • увеличение экспортной валютной выручки;
      •   стимулирование  реформы,  предварительная   "обкатка"   ее
      • мероприятий;
      • эффективное использование природных ресурсов;
      • стимулирование развития экономики страны в целом,  передача
      • передовой  зарубежной  технологии  и  опыта  управления  во
      • внутренние районы страны;
      • создание "буферов" в связи с  возвращением  Гонконга  (1997
      • г.) и Макао (1999 г.);
      • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
      • обеспечение ускоренного развития тех регионов  страны,  где
      • находятся спецзоны всех типов 23

    На  развитие  СЭЗ  Китая   оказали   благоприятное   воздействие   как объективные  факторы:  дешевизна  и  избыток  рабочей  силы;   благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость  Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных  ресурсов  для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и  субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978  г.;  юридические  гарантии  для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей  страны для развития зон.

    К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных  экономических  зон,  более

30 государственных  зон экономического и технического развития,  14  открытых портов, а так же иные  зоны  свободной  торговли,  таможенные  пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и  торговый  статус.  СЭЗ являются наиболее экономически  развитыми  регионами  страны.  4  из  6  СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

    СЭЗ  Шэньчжэнь  включает  17,5  тыс.  предприятий  с   общим   объемом

инвестиций  в $22,4 млрд., из которых 85%  приходится  на  Гонконг.  Основные

сферы  инвестирования:  ядерная  энергетика,  электроника,   машиностроение,

инфраструктура, финансы, высокие  технологии.  Объем  экспорта  промышленной продукции в 2001 г. - $7,5 мрлд.

      СЭЗ  Чжухай  насчитывает   около  4980   предприятий   с   иностранными

инвестициями. Вложения направлены в  сферу  услуг,  тяжелую  промышленность, электронику, портовое и  дорожное  строительство  и  т.д.  80%  капиталла  – инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

    СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным  капиталом  на  сумму  $15 млрд., из которых 80%  -  из  Тайваня.  Основные  отрасли инвестирования  –электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

    СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с  участием иностранного  капитала  в

облшасти  нефтехимии, портовой и  др.  инфраструктуры,  производства  одежды, обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5  млрд.,  из  которых 95%  поступают  от  китайских   соотечественников   в   Гонконге,   Тайване, Сингапуре.

    СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд.

    СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405  проектов  в

автомобилестроении,   электронике,    приборостроении,    телекоммуникациях,

высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. 24

      В 1984 г. было принято решение   об  «открытии»  14  городов-портов  на

побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского  морей.  Фактически – это территории с 20-ти млн. населением включают  в  себя  весь  приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.

Эти 14 городов, открытых  для  мирового  рынка  и  интернационализации

производства  не относились  к  бедствующим  районам  с  самого  начала.  Они

давали 23% всего промышленного производства Китая,  а  их  доля  в  экспорте

страны  составляла 40%, суммарная мощность этих  портов  –  97%,  как  видно,

этот  вид СЭЗ был создан в индустриально  развитой полосе Китая.

      В открытых  районах  с   льготным  режимом  хозяйственной  деятельности

размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие  технологии  с  участием иностранного капитала, функционирует  экспортоориентированное  производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города  можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были  затрачены огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.

    Приморские  «открытые» города ориентированы на  развитие  прибрежных  и внутренних регионов Китая. В них  действуют  значительные  налоговые  льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких  технологий  равен  15%, подоходный  налог  на  дивиденды,  проценты,  рентные  платежи,  роялти   из открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). 25

          «Открытые»  порты   получили   значительные   свободы   в   проведении

    экономической политики. Им можно, например, принимать  законодательные  акты,

    регулирующие  поток   иностранного   капитала,   в   том   числе   и   части

    дополнительных  льгот или ограничений подоходного налога, арендной  платы  за землю и т.д.

    «Открытые»  города-порты дают 40% экспорта и  почти  100%  грузооборота морских  портов.  Производительность  здесь  на  2/3  выше  среднекитайского уровня.

    К комплексном зонам можно отнести  многие СЭЗ. Комплексные  зоны  Китая имеют собственные административные границы и законодательство.

    В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или

зона  комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она  была в одном из самых отсталых районов  Китая.  Для  привлечения  инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых  скидок  и  льгот  в  самых различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии). 26

    В начале 90-х гг. в Шанхае создана  зона развития «Пудун». В этой  зоне действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой,  промышленной и  научной  специализации.  Главные  инвесторы  –  США,  Япония,   Сингапур, Франция, Канада.

    Однако, с самого  начала  этого  грандиозного  эксперимента  с  Зонами

китайские власти отдавали себе  отчет  в  том,  что  с  помощью  иностранных

инвестиций  можно  поднять  экономику  страны,   но   невозможно   развивать

экономику только за счет этих инвестиций. Экономика  страны,  обескровленная "большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась  не  только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить  уровень производства,  насытить  внутренний  рынок  и  выйти  на  внешние  рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме  того,  развитие  производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта  технологий  должно  было  не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать  созданию  более передовой,  более  продвинутой,  по  сравнению   с   зарубежными   аналогами продукции.  Поэтому  официальная  государственная  политика,   во-первых   - ставила  всяческие  барьеры  на  пути  импорта  в  страну   устаревших   или второстепенных технологий, а во-вторых  -  всячески  стимулировала  создание иностранными    корпорациями    научных    и    исследовательских    центров непосредственно на территории КНР.

    Такие признанные авторитеты в области  ИТ, как  Motorola,  IBM,  Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др.  создают в   середине   90-х   годов   в   крупнейших   городах   Китая   собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с  новейшими технологиями  тысячи  и  десятки   тысяч   китайских   инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств  на  различные

Информация о работе Китай в мировой экономике