Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:08, курсовая работа
Новые знания о происхождении права как общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III-II тыс. до н.э., имеющей своей глобальной целью обеспечение нового социально-хозяйственного, духовною и даже бытового уклада и способа существования человечества, объективно предписывают теории права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования. Что это такое, какие иные, кроме права, регулятивные системы действуют в обществе, какие взаимодействия или противоречия существуют между ними, каково место права в социальном регулировании – эти и другие вопросы сразу же возникают, как только выясняется, что основное назначение права – быть регулятором общественных отношений, складывающихся по всему спектру нового социально – хозяйственного уклада человеческого бытия.
Введение
1. Социальные нормы: понятие, признаки, классификация
2. Соотношения права и других социальных норм
3. Соотношения права и морали
Заключение
Список используемой литературы
Соотношение права и религии.
С древнейших времен особое место в обществе занимает религия. Её главной целью на протяжении многих столетий являлось объединение людей, а также непосредственное влияние на государственную жизнь.
Общепринятого определения понятий «религия» или родственные термины («секта», «культ», «традиционная религия» и т.д.). в международном праве не существует, и многие государства сталкивались с трудностями при определении таковых. Возможность определения таких терминов с точки зрения юриспруденции оспаривалась в связи с тем, что понятие «религия» может трактоваться по-разному. Распространенной ошибкой при определении религии является признание необходимости веры в бога. Наиболее очевидными примерами, доказывающими обратное, являются классический буддизм (религия, не основанная на идее бога-творца) и индуизм, в котором исповедуется многобожие. Кроме того, использование таких терминов, как «секта» и «культ» зачастую является скорее уничижительным, чем аналитическим. 6
В
современном обществе сложилось
так, что государство и церковь
отделены друг от друга. Это говорит
о том, что государственные органы
и должностные лица не имеют права
вмешиваться в сферу
Свобода
вероисповедания означает право
человека на выбор религиозного учения
и беспрепятственное
Религиозным
объединениям может предоставляться
статус юридического лица. Они вправе
иметь храмы, молитвенные дома, учебные
заведения, культовое и другое имущество,
необходимое для религиозных
целей. Нормы, содержащиеся в уставах
соответствующих юридических
Не смотря на свободу вероисповедания, УК РФ преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Имеются в виду секты и объединения, действующие нелегально в стране.
Стоит также отметить, есть религиозные праздники, которые официально признаны государством с учетом исторических традиций. Но сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.
Взаимоотношения
между церковью и государством во
многом определяются уровнем социально-
Соотношение права и обычаев.
В
системе неправовых социальных норм
важное место занимают обычаи. Под
обычаем понимают традиционно установившиеся
правила общественного
Исторически
обычаи относятся к числу самых
ранних социальных норм. В период становления
первых цивилизаций, образования древних
государств обычаям начинают придавать
общеобязательное значение. Облеченные
в письменную форму, в определенном
смысле систематизированные, своды
обычаев возводятся в ранг законов
государства (законы Ману, законы Хаммурапи
и т.п.) и становятся первыми источниками
права. Нормативные системы
Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды и прочее. По мере развития общества и становления государства меры общественного воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия.
Сегодня
говорят о взаимодействии права
и обычаев, которое рассматривается
преимущественно как «
1.
Юридические нормы
2.
Юридические нормы могут
3.
Юридические нормы безразличны
к действующим обычаям. Таких
обычаев большинство и связаны
они главным образом с
На современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости мерами общественного воздействия. Что же касается других обычаев, называемых правовыми, то они как все иные правовые акты обеспечиваются государственным принуждением.
Р. Давид, завершая свой краткий обзор о правовом обычае как источнике права, писал: «Более точным представление о роли обычая станет тогда, когда возродят традицию и перестанут отождествлять право и закон. Если понимать закон лишь как одно из средств (главное в наши дни) для выражения права, то ничто не мешает признанию наряду с законодательными актами полезности других источников. И среди этих последних важное место займет обычай: естественно и даже необходимо учитывать обычное поведение людей, чтобы установить то, что объективно считается в обществе справедливым».8
Нужно сказать, что следует отличать деловой обычай от правового обычая (обычного права), хотя грань эта иногда весьма условна. Деловой обычай, деловое обыкновение – это та складывающаяся и повторяющаяся хозяйственная, управленческая, бытовая и иная практика, которая в силу привычки, повторяемости приобретает постепенно регулятивное значение.9 Например, когда деловой обычай приобретает правовую защиту (на него ссылаются в суде, на нем суд основывает свое решение и т.д.), он становится правовым обычаем. Но хочется подчеркнуть, что и в своем «внеправовом» бытии деловой обычай и сейчас в нормативной системе общества занимает весьма существенное место и вовсе не отмирает, как полагают некоторые ученые – юристы.
Деловые обычаи тоже подвержены воздействию других регуляторов, формируются под их влиянием.
Таким образом, независимо от формы и содержания, а также особенностей реализации обычаев, независимо от того, как они осуществляются во взаимосвязи и взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет в обществе важную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как составной элемент единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том или ином этапе его развития.
Право и социально – технические нормы.
Весьма важными и своеобразными в рамках нормативной системы являются юридико-технический и нормативно-технический регуляторы. И в этой связи следует указать на коренное отличие социальных норм от технических. Социальные нормы регулируют отношения людей и их коллективных образований между собой, технические нормы определяют отношение человека к технике (например, это могут быть инструкции о том, как задействовать ту или иную «технику», как пользоваться этой «техникой»).
Социальные нормы при всем своем многообразии обладают общей чертой – они регулируют общественные отношения типа «человек – человек». Технические нормы, хотя и создаются человеком, выражаются в формуле «человек – машина».
Технические
нормы всегда рассматривались вне
системы правового
По мнению А. Ф. Черданцева, подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами. Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, за их нарушение не наступает никакой юридической ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов – телевизоров, холодильников, магнитофонов). В случае выхода их из строя по причине неправильного обращения и понесенного ущерба человек сам себя «наказывает». 11
Технические нормы различаются и по своему содержанию. Одни адресованы конкретному лицу в рамках его должностных обязанностей, вторые – производственные и строительные – адресованы как обязанному субъекту, так и его партнерам, третьи устанавливают количественные показатели операций (квоты, объемы, отчетность и т.п.)
Технико
– юридические нормы
Мордовец
А.С. и Синюков В.Н. рассматривают
соотношение технико –
1.
Субъект действует в четком
соответствии с предписанием
технической нормы. В этом
2.
Субъект нарушает требования
технической нормы, причиняя
3.
Нарушение технической нормы
повлекло за собой наступление
социально – вредных
Информация о работе Классификация предприятий розничной торговли