Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:48, контрольная работа
Цель настоящей контрольной работы закрепление теоретических знаний по теме и работа с дополнительной литературой.
Задачи настоящей контрольной работы раскрыть тему классификации стран по уровню социально-экономического развития, описать в отдельности каждую группу стран, развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
Введение………………………………………………………………………….2 1.Классификация стран по уровню социально-экономического развития…..2
1.1. Показатели уровня социально-экономического развития стран……...2
2. Развитые страны……………..………………...…………….………….........4
2.1. Общая характеристика развитых стран ………………………………..4
2.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах……………………………………………………………..5
3. Развивающиеся страны……………………………………………………....6
4. Страны с переходной экономикой…………………………………………..7
4.1 . Основные черты стран с переходной экономикой…………………….7
Заключение………………………………………………………………...............8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Специальность 061100 – менеджмент организации
Кафедра «Экономики и менеджмента»
Контрольная работа
По «Мировой экономике»
Вариант №2
Выполнил: Студентка ХТФ ЗДО
3-ий курс, гр.061100
Шифр k570062
_______________________ Кандина Т.В.
Проверил:
_______________________
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Классификация стран мира по социально-экономическому развитию
Введение…………………………………………………………
1.1. Показатели уровня социально-экономического развития стран……...2
2. Развитые страны……………..………………...…………….……
2.1. Общая характеристика развитых стран ………………………………..4
2.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах……………………………………………………………
3. Развивающиеся страны……………………………………………………....
4. Страны с переходной экономикой…………………………………………..7
4.1 . Основные черты стран с переходной экономикой…………………….7
Заключение……………………………………………………
2. Природные ресурсы в мировой экономике, их значение и роль.
Введение…………………………………………………………
1.Понятие природно-ресурсного потенциала…………………………………9
2.Ресурсы минерального сырья и топлива…………………………………....10
3.Земельные, водные и лесные ресурсы……………………………………...14
4. Распределение природных ресурсов между странами…………………….16
5. Роль и значение природных ресурсов в мировой экономике……………..17
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
1. Классификация стран мира по социально-экономическому развитию.
Введение
В международной практике все страны мира по социально экономическому уровню развития подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Среди развивающихся стран в современных условиях идёт процесс дальнейшей экономической дифференциации. Так, наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран».
В контрольной работе было определено место той или иной страны в системе мирового хозяйства, рассмотрены основные тенденции развития экономики, место государства в современной экономике, социальные проблемы этих стран.
Также было определено место России в этой классификации и рассмотрен российский переход к рыночной экономике и перспективы её дальнейшего развития.
Цель настоящей контрольной работы закрепление теоретических знаний по теме и работа с дополнительной литературой.
Задачи настоящей контрольной работы раскрыть тему классификации стран по уровню социально-экономического развития, описать в отдельности каждую группу стран, развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
1. Классификация стран по уровню социально-экономического развития
Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – ООН, МВФ и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций (ООН – 185, МВФ – 182, Мировой банк – 181 страна), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.
Для целей экономического анализа ООН делит страны на:
развитые страны (государства с рыночной экономикой);
страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
развивающиеся страны.
Рассмотрим особенности каждой из выделенных подсистем.
1.1 Показатели уровня социально-экономического развития стран
Статистические (количественные) показатели являются основой каждого объективного научного исследования.. Какие же существуют показатели, по которым можно судить об уровне социально-экономического развития страны? В первую очередь, это абсолютные показатели, характеризующие экономическую мощь: ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) сумма всех благ, произведенных на территории данной страны за год, и ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) - объем произведенных благ по национальному принципу: ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний, переведенных за рубеж и заработной платы иностранных рабочих, плюс аналогичные поступления из-за границы. Как правило, разница между этими показателями не превышает долей процента, но есть страны, где эта доля значительна (например, Сингапур).
В странах мира используются различные методы подсчета ВВП и ВНП, поэтому данные, приводимые национальной статистикой и международной почти всегда различны. Так,в национальной статистике России, в отличие от других стран, в ВВП не включаются отрасли нематериального производства - прибыли банков, услуги.
Чтобы обеспечить возможность межстрановых сопоставлений, в международной статистике данные о ВВП приводятся в едином денежном измерении - долларах США. Они рассчитываются экспертами ООН по особым методикам - по официальным обменным курсам или по паритетам покупательной способности валют. Поэтому и эти данные, в зависимости от методики подсчета, значительно отличаются друг от друга.
Важным показателем является ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, отражающий распределение произведенного богатства между населением страны.
Структура экономики (соотношение секторов "первичного" сельское и лесное хозяйство, отрасли обрабатывающей промышленности, рыболовство; "вторичного" отрасли промышленности; "третичного"- услуги и сфера управления) находит свое отражение в СТРУКТУРЕ ВВП и СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Динамика ВВП за ряд лет дает представление о ТЕМПАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
Важными индикаторами при межстрановых сопоставлениях являются демографические показатели - средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин, коэффициенты рождаемости и смертности (соответственно, количество родившихся и умерших на тысячу жителей), темпы прироста населения, численность и доля экономически активного населения, доля городского населения.
Показатели, отражающие социальные аспекты жизни населения и "качество жизни": количество пациентов на одного врача, уровень грамотности (доля грамотного населения в численности населения страны), количество автомобилей на 100 семей и др., так же важны при экономико-географическом анализе.
По всем этим показателям существуют весьма ощутимые различия между тремя группами стран.
2. Развитые страны
2.1 Общая характеристика развитых стран
Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год, на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.
К группе стран с развитой экономикой МВФ относит, прежде всего, ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП. Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия. В 1997 г. экономически развитыми стали считаться такие государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы» Юго-Восточной Азии) и Израиль. Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-«драконах» и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.
ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к их числу также Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя скорее это, развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА). Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и территорий.
Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП, 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24%).
2.2 Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах.
В индустриально развитых странах Запада, начиная с 1960-х годов, научно-технический прогресс развивается в форме научно-технической революции (НТР). По сути, НТР представляет собой ускоренное развитие НТП на базе соединения научных открытий, опытно-конструкторских разработок с развитием производства, в результате чего наука превращается в ведущую производительную силу. НТР оказывает преобразующее влияние на производственную, социальную и отраслевую структуру экономики.
Научно-технический и технологический уровень производства страны зависит от объема средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). На промышленно развитые страны приходится 96% общемировых расходов на НИОКР, около 90% из которых сконцентрировано в семи наиболее развитых странах («Большая семерка»). Наряду с существенным увеличением инвестиций в человеческий капитал в развитых странах наблюдается значительный рост инвестиций в информационные технологии. Информационные технологии изменили экономическую и общественную жизнь и стали основой формирования «новой экономики».
Доля расходов на НИОКР в национальном доходе повысилась: в США с 2,7 до 3,1%, в Германии с 2,9 до 3, 03%, во Франции с 2,3 до 3,0%, в Японии с 2,1 до 3,7%. В среднем государство в странах «большой семёрки» финансирует около трети ассигнований на НИОКР, причём абсолютным лидером среди них являются США, на которые приходится 45% всех бюджетных ассигнований на эти цели в названной группе стран.
Формирование «новой экономики» в индустриально развитых странах — одна из наиболее важных мировых тенденций конца XX — начала XXI века. «Новая экономика» — это совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала в добавленную стоимость по сравнению с материально-вещественными ресурсами (землей и капиталом). Она включает образование, информационно-коммуникационные сети, сферу инноваций и высоких технологий, интеллектуальные услуги (консультирование, маркетинговые услуги, финансовая аналитика и т. п.). Основой «новой экономики» стали современные информационные технологии и информационная сеть интернет.
В ряде стран Западной Европы (Англии, Франции, Германии, Италии), с их высоким удельным весом государственного сектора в экономике, значительная часть государственных инвестиций направляется в отрасли первого передела, транспорт, связь, атомную энергетику. Расширяются функции государства в экономическом регулировании и координации.
Особенностью финансовой системы в развитых странах в последние два десятилетия, стало существенное повышение роли и значения расходов на социальные цели (табл.1). Важнейшими статьями являются затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и защиту, жилищное строительство и коммунальные службы.
Информация о работе Классификация стран мира по социально-экономическому развитию