Классификация стран мира: стандартная классификация, классификация Международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:31, контрольная работа

Описание

В то же время государства чрезвычайно разнообразны и соответственно играют различную роль в международном разделении труда. Эта роль в каждом случае уникальна и вместе с тем определяется принадлежностью страны к той или иной категории в различных классификациях. Таких классификаций множество, они могут быть объединены в три группы: по размерам страны, по политической системе, по уровню экономического развития (особняком стоят демографические характеристики, рассматриваемые отдельно).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

1. Стандартная классификация...............................................................................6

1.1. Индустриальные страны...............................................................................6

1.1.1. Крупнейшие империалистические державы...................................6

1.1.2. Малые «привилегированные» страны Европы...............................7

1.1.3. Страны переселенческого капитализма...........................................8

1.2. Развивающиеся страны.................................................................................9

1.2.1. Типы развивающихся стран.............................................................12

1.3. Страны с переходной экономикой.............................................................14

2. Международный Валютный Фонд....................................................................17

2.1. Международный Валютный Фонд - центр регулирования мировой экономики...................................................................................................17

2.2. Классификация Международного валютного фонда...............................20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................23

Список использованных источников....................................................................24

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 72.38 Кб (Скачать документ)

       На  территории наиболее бедных стран проживает 2,5 % населения мира, они производят 1% мирового ВВП. Для этих стран внешний фактор развития играет основную роль. Попытки бедных стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами не привели к улучшению их положения. Внутренних источников инвестирования в этих странах нет, но нет или мало также ресурсов, которые могли бы заинтересовать и привлечь капиталы из развитых стран. Даже там, где такие ресурсы есть, их разработка идёт вне связи с экономикой страны и почти не влияет на неё. Некоторые исследователи отмечают, что в самовоспроизводящейся бедности большую роль играет менталитет населения, малообразованного, не имеющего склонности к модернизации, к получению современных специальностей, к труду в условиях капитализма.

- Собственно развивающиеся страны, т.е. такие, экономика которых более или менее успешно развивается. Это распространяется на страны со средними (Ливия, Тунис, Уругвай, Парагвай и др.) или даже с высокими доходами на душу населения (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур и др.). Для них характерны переориентация с сырьевой и аграрной специализации на диверсифицированный промышленный комплекс. Эти страны, в свою очередь, разнообразны, прежде всего с точки зрения факторов, способствующих процессам развития. Среди них выделяются:

- страны  с ресурсной специализацией, прежде  всего богатые нефтью; высокие относительные показатели развития не отменяют принадлежности этих стран к категории развивающихся, поскольку сохраняются отсталость в развитии других отраслей, а население либо остаётся бедным (при сверхбогатстве правителей), либо, даже там, где благосостояние распространяется на простой народ (например, Кувейт), не модернизируется в ментальном и образовательно-квалификационном отношении;

- страны, где абсолютные экономические  показатели высоки прежде всего за счёт размеров страны – это прежде всего Китай, Индия, Бразилия, отчасти Мексика и Аргентина; хотя в них сохраняются такие черты, как бедность и отсталость значительной части населения, структурная слаборазвитость постепенно преодолевается, а некоторые индустриальные или даже постиндустриальные сферы деятельности уже сейчас характеризуются высоким уровнем развития;

- так  называемые новые индустриальные  страны – первоначально к ним причисляли Сингапур, Южную Корею, Гонконг (Сянган) и Тайвань, затем стали добавлять Таиланд, Малайзию, Филиппины, а также большинство стран предыдущей группы; эти страны совершают уверенный и более или менее гармоничный переход к индустриальному и далее постиндустриальному уровню, а Южная Корея уже вошла в число развитых стран.

- Особую, небольшую, но очень разнородную группу образуют страны, продолжающие социалистический эксперимент (не совсем правильно называемые социалистическими). Их всего пять, из них Китай твёрдо встал на путь рыночных реформ, роднящих его со странами с переходной экономикой, но сочетающихся с жёстким государственным регулированием, однопартийной системой и преобладанием государственной собственности. На том же пути стоят и менее развитые страны – Вьетнам и совсем бедный Лаос. В противоположность им, Северная Корея сохраняет жёстко централизованную экономику и абсолютно тоталитарный строй, приводящие к очевидному и усиливающемуся дальнейшему отставанию. В промежуточном положении находится Куба, всё более склоняющаяся к китайскому варианту. 

     1.3. Страны с переходной экономикой

     К этой группе относят государства, которые с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

     Страны  с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия — около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП.

Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.

       Другие  государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе. Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.

     Если  в этой самой молодой группе стран  попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.

     В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной  Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

     В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

     Из  прежней многочисленной группы стран  с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две  страны: Куба и Северная Корея.

 

     2. Международный Валютный Фонд 

      2.1. Международный Валютный Фонд - центр регулирования мировой экономики

     Международный Валютный Фонд (МВФ) был основан на Международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США), проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. Представители 44 стран встретились, чтобы создать отлаженную и лучше функционирующую валютную систему, а также институциональный механизм, который бы обеспечивал ликвидность, регулирование платежей, валютную стабильность.

     Валютная система, созданная в Бреттон-Вудсе, основывалась на утверждении фиксированных валютных курсов по отношению к доллару США и стабильной цене золота в долларах. Страны должны были держать свои официальные резервы в золоте или долларах США и могли обменять доллары на золото без каких-либо ограничений в Министерстве финансов США [5,c.24].

Целью создания МВФ было обеспечение на международном уровне контроля за соблюдением финансовой дисциплины странами-членами и поддержания ими стабильных валютных курсов. Согласно уставу, МВФ в качестве независимого специализированного учреждения ООН должен способствовать международному валютному сотрудничеству и росту сбалансированной международной торговли, обеспечивать стабильность обменных курсов валют входящих в него стран, предоставлять им краткосрочные кредиты для выравнивания платежных балансов, содействовать становлению многосторонней системы валютных расчетов.

     События последних лет в мировой экономике привели к постановке вопроса о необходимости дальнейшего реформирования МВФ и усиления его координирующей роли. В принципиальном плане вопросы реформирования МВФ и других бреттонвудских институтов с целью их адаптации к вызовам ХХI века рассматривались на Неапольском саммите семерки (июль 1994 г.). Более развернуто и конкретно эти вопросы обсуждались в свете острого финансового кризиса в Мексике на встрече в верхах Группы семи в Галифаксе (июль 1995 г.).

     Мексиканский  кризис 1995 г. и финансовый кризис в Азии в 1997-1998 гг. продемонстрировали, что МВФ не смог различить накопление структурных и циклических затруднений в экономике своих крупнейших клиентов, которые могут вызвать экономические, финансовые и социальные сбои беспрецедентного масштаба, и это притом, что в некоторых из этих стран Фонд активно осуществлял крупные программы, проводил обширную аналитическую работу и имел продолжительный опыт тесного сотрудничества с правительствами.

       Реализация комплекса мер по преодолению азиатского кризиса, основанного на рекомендациях МВФ, поставила перед мировым сообществом вопрос о роли МВФ в погашении финансовых кризисов и, более широко - в регулировании мировой экономики. Претворение в жизнь рекомендаций МВФ, позволив добиться определенных успехов, в то же время имело негативные социально-экономические и политические последствия.

       Общая оценка рецептов МВФ неоднозначна. И в самих НИС, и в международных организациях, таких как ОЭСР, и в американских политических и научных кругах распространено мнение, что финансовая политика МВФ и его рекомендации отдельным странам в области экономической политики не только тормозят рост национального производства, но и опасны для мировой экономики, находящейся под угрозой попадания в дефляционную спираль своего развития.

     Стабилизационные  программы МВФ предусматривают  ограничение внутренних кредитов, бюджетных  расходов, заработной платы и ведут  к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными  интересами страны-заемщика. Однако получение  займа в МВФ дает право стране рассчитывать на получение крупных  кредитов в частных банках.

Но  рецепты МВФ не учитывали социально-экономических  и политических последствий жесткой  монетарной и фискальной политики, не принимали во внимание специфики  различных стран. Вместе с тем  азиатский кризис выявил готовность МВФ корректировать свои программы в зависимости от складывающейся ситуации.

На  сессии МВФ/МБРР в Гонконге в сентябре 1997 г. развернулась широкая дискуссия о возможных направлениях реформирования МВФ и укрепления архитектуры международной валютно-финансовой системы. В условиях интернационализации мировой экономики и финансовых рынков на повестку дня выносится важный вопрос о создании механизмов мирового и регионального регулирования финансовых потоков.

В настоящее время совершенствование деятельности МВФ осуществляется по следующим основным направлениям:

·- предотвращение новых международных финансовых потрясений;

·- создание новых и повышение эффективности уже действующих механизмов финансирования;

·- практическое изучение вопросов включения всех стран в систему СДР и общего увеличения капитала МВФ;

·- налаживание более тесного взаимодействия Фонда с другими бреттонвудскими институтами и специализированными учреждениями ООН по глобальным и макроэкономическим проблемам.

В этих условиях нет ничего удивительного в том, что именно МВФ рассматривался большинством экономически развитых стран в качестве наиболее подходящего кандидата на роль института «глобального регулирования» в мировой экономической системе. Трудно не согласиться с несколько циничной позицией критиков МВФ в том смысле, что с точки зрения правительств экономически развитых стран очень удобно иметь структуру, переводящую на наднациональный уровень запросы субъектов национальных политических рынков и воздействующую уже от своего лица на экономическую политику широкого круга стран, так или иначе испытывающих проблемы со стабильностью национальной финансовой и валютной системы. Как бы то ни было, международный финансовый кризис существенно потряс не только позиции самого МВФ, но, что еще более важно, доверие к нему как со стороны стран-должников, так и со стороны международного финансового сообщества.

Едва  ли не с самого начала кризиса возникла бурная дискуссия относительно перспектив реформирования международных финансовых институтов. Был выдвинут широкий спектр предложений по реформированию деятельности МВФ - от превращения его в некое глобальное агентство («мега-МВФ»), осуществляющее не реагирование на кризисы, а мониторинг «проблемных точек» мировой экономики, до минимизации его полномочий, постановки его кредитной политики под контроль правительств стран «Большой семерки» и даже отказа от присущих ему функций «кредитора последней инстанции», выполнение которых создает иллюзию надежности на финансовых рынках и фактически поощряет безответственное поведение кредиторов и должников. Достоин, впрочем, внимания тот факт, что после нормализации ситуации в мировой экономике интенсивность дискуссий по поводу реформы МВФ заметно снизилась. Однако вне зависимости от того, как будет (и будет ли) протекать процесс реконфигурации функций международных финансовых институтов, не приходится сомневаться в том, что в обозримом будущем они останутся скорее механизмами реализации политических предпочтений ведущих акционеров и карьерных устремлений топ-менеджеров, чем реальными инструментами обеспечения стабильного либерального экономического порядка.

Информация о работе Классификация стран мира: стандартная классификация, классификация Международного валютного фонда