Коммерческая тайна и способы ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть понятие коммерческой тайны и разработать мероприятия по ее защите. В соответствии с поставленной целью в работе следует решить следующие основные задачи:
− изучить теоретические аспекты сущности и значение коммерческой информации и законодательные акты по защите коммерческой тайны в Республике Беларусь;
− рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;
− рассмотреть технические и специальные меры защиты коммерческой тайны;
− разработать мероприятия по сохранению коммерческой тайны сотрудниками предприятия ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Коммерческая тайна как объект защиты…………………………………. 5
1.1 Законодательная и нормативная база, регламентирующая и защищающая коммерческую тайну в Республике Беларусь………5
1.2 Роль руководителя в обеспечении сохранности коммерческой тайны.. 8
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия………… 10
3. Система защиты коммерческой тайны на ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.»……………………………………………………………15
3.1 Организационная работа по защите коммерческой тайны…………….. 15
3.2 Технические меры защиты коммерческой тайны………………………. 16
3.3 Специальные меры защиты коммерческой тайны……………………… 17
4. Эффективность работы предприятия по защите коммерческой тайны… 20
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список использованных источников………………………………………... 23
Приложения……………………………………………………………………. 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КОММЕР Тайна.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….

3

1. Коммерческая тайна как объект защиты………………………………….

5

1.1 Законодательная и нормативная база, регламентирующая и защищающая коммерческую тайну в Республике Беларусь……………….

5

1.2 Роль руководителя в обеспечении сохранности коммерческой тайны..

8

2 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………

10

3. Система защиты коммерческой тайны на ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.»……………………………………………………………………….

15

3.1 Организационная работа по защите коммерческой тайны……………..

15

3.2 Технические меры защиты коммерческой тайны……………………….

16

3.3 Специальные меры защиты коммерческой тайны………………………

17

4. Эффективность работы предприятия по защите коммерческой тайны…

20

Заключение…………………………………………………………………….

22

Список использованных источников………………………………………...

23

Приложения…………………………………………………………………….

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с развитием  рыночных отношений коммерческую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится  в подлинного предпринимателя.

В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется  “сверху” в приказном порядке  в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.

Конечно, жесткая система  централизованных установок и предписаний  сковывала инициативу, подавляла  интерес и творческое начало. Но она вносила явную или по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”. Однако в рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право изменять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества.

Многие вопросы коммерческой деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу  приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что  те, с кем приходится вступать в  хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Цель курсовой работы – раскрыть понятие коммерческой тайны и разработать мероприятия по ее защите. В соответствии с поставленной целью в  работе следует решить следующие основные задачи:

− изучить теоретические аспекты сущности и значение коммерческой информации и законодательные акты по защите коммерческой тайны в Республике Беларусь;

− рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;

− рассмотреть технические и специальные меры защиты коммерческой тайны;

− разработать мероприятия по сохранению коммерческой тайны сотрудниками предприятия ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.»;

Объект исследования − ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.» зарегистрировано Государственным комитетом по внешним экономическим связям в качестве юридического лица 17 февраля 1993г.

Согласно уставу (приложение 1) учредителем и собственником  имущества предприятия является Общество с ограниченной ответственностью «Аупперле Г.М.Б.Х.» (нерезидент Республики Беларусь, ФРГ) зарегистрированное 7 февраля 1994г. торговым ведомственным отделом Ведомственного суда Вайхингена. Юридический адрес предприятия: г.Минск, ул.Хмелевского, 31 – соответствует фактическому расположению предприятия. Основной целью ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Предметом исследования в данной работе являются: понятие коммерческой тайны и пути ее защиты.

При написании данной работы использовалась научно-методическая, учебная литература отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать, документация  ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.»

 

 

 

 

 

 

 

1 Коммерческая тайна как объект защиты

 

    1.  Законодательная и нормативная база, регламентирующая и защищающая коммерческую тайну в Республике Беларусь

 

 

Коммерческая тайна  предприятия - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с  производством, технологической информацией, управлением, финансами др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная законодательно [4 с.130].

При отнесении той  или иной информации к категории  коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие  о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать  информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

Требования к составу  коммерческой тайны организации  предъявляются также ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой информация только в том  случае составляет коммерческую тайну, если:

    • - имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
    • - к ней нет свободного доступа на законном основании;
    • - ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Ценность сведений может  определяться посредством того, способно ли их разглашение нанести организации вред в сфере, затрагивающей интересы ее конкурентной борьбы и экономической безопасности.

Гражданским кодексом охраняемая информация отнесена к объектам гражданских  правоотношений (ст. 128). Согласно положениям Гражданского кодекса нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), является объектом права интеллектуальной и промышленной собственности. Таким образом, законодательно закреплено право собственности субъектов хозяйствования на информацию, составляющую их коммерческую тайну.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям  оценки:

a) их открытое использование  связано с ущербом для  предприятия 

b) они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях

c) предприятие сможет  осуществить надлежащие меры  по сохранению их конфиденциальности  по соображениям экономической  и иной выгоды 

d) эти сведения нуждаются  в защите, так как они не  являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом    

e) сокрытие этих сведений  не наносит ущерба обществу[1].

Базовым законом в  области защиты информации является Закон Республики Беларусь от 06.09.1995 № 3850-XII "Об информатизации" (далее - Закон). В данном Законе определены правовые основы режима доступа к информационным ресурсам, базовые цели защиты информации и т.п., а также те категории сведений, к которым не может быть ограничен доступ. Согласно ст. 19 Закона к ним относятся сведения, которые:

    • - устанавливают правовой статус государственных органов и юридических лиц;
    • - определяют права, свободы, обязанности физических лиц и порядок их реализации;
    • - содержат информацию о чрезвычайных ситуациях, экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой обстановке, обеспечивающей безопасность существования общества;
    • - содержат информацию, отнесенную к источникам знаний и накапливаемую в информационных системах в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и права.

Целями защиты информации могут быть предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки, несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию, блокированию документированной информации (документов) и иных форм незаконного вмешательства в информационные системы (ст. 22 Закона).

Защита информации также  может быть направлена на сохранение полноты, точности, целостности документированной  информации, возможности управления процессом ее обработки и пользования  в соответствии с условиями, установленными собственником этой информации или уполномоченным им лицом.

Помимо всего указанного согласно Закону можно относить информацию к категории ограниченного доступа  с целью обеспечения прав физических и юридических лиц на сохранение конфиденциальности документированной информации о них, накапливаемой в тех или иных информационных системах.

В настоящее время  одним из основных документов, определяющих правовой статус коммерческой тайны, является Положение о коммерческой тайне, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.1992 № 670 (далее - Положение).

Согласно Положению  коммерческую тайну составляют преднамеренно  скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Подобная информация является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами (п. 2 Положения).

Специалисты научно-технических, производственных, экономических и  других служб предприятия должны научиться правильно и конкретно (в стоимостной форме) оценивать предполагаемые и реальные потери фирмы вследствие утечки информации, относимой к категории коммерческой тайны.

В наиболее общем виде потери предприятия от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что [6 с.150]: a) снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно- технического прогресса, растут затраты на переориентации деятельности исследовательских подразделений b) появляются (или искусственно создаются конкурентами) трудности в закупках сырья, технологии, оборудования и других компонентов нормальной производственной деятельности c) ограничивается сотрудничество предприятия с деловыми партнерами, снижается вероятность заключения выгодных контрактов, возникают проблемы в выполнении договорных обязательств d) растут затраты предприятия на создание новой рыночной стратегии, изменение структуры маркетинговых исследований и др. e) возникает реальная угроза применения экономических санкций к виновным в разглашении коммерческой тайны.

Информация о работе Коммерческая тайна и способы ее защиты