Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:39, доклад

Описание

В условиях развивающейся рыночной экономики и самостоятельности субъектов рынка всё большее значение приобретает защита коммерческой информации, позволяющей компании поддерживать конкурентоспособность своих товаров на рынке, организовывать защиту материальных ценностей, снижать риск корпоративного захвата.
Одним из эффективных средств защиты коммерческой тайны предприятия является введение в организации режима коммерческой тайны, т. е. принятие правовых, организационных, технических и иных мер по охране конфиденциальности информации. Что же такое коммерческая тайна?

Работа состоит из  1 файл

Коммерческая тайна.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)


В условиях развивающейся рыночной экономики и самостоятельности субъектов рынка всё большее значение приобретает защита коммерческой информации, позволяющей компании поддерживать конкурентоспособность своих товаров на рынке, организовывать защиту материальных ценностей, снижать риск корпоративного захвата.

Одним из эффективных средств защиты коммерческой тайны предприятия является введение в организации режима коммерческой тайны, т. е. принятие правовых, организационных, технических и иных мер по охране конфиденциальности информации. Что же такое коммерческая тайна?

Под информацией, составляющей коммерческую тайну в соответствии с указанным законом, понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства («ноу-хау»), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны. Таким образом, по смыслу законодательства, если в организации отсутствует введённый режим коммерческой тайны, то отсутствует и сама коммерческая тайна.

Что касается перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, то он законодательно не определён и должен составляться каждой организацией, вводящей режим коммерческой тайны, самостоятельно, исходя из специфики бизнеса и особенностей самой организации также представлены. (Таблице 1)

Таблица 1 – Перечень сведений, которые должны быть на каждом предприятии

Сведения, которые не относятся к коммерческой тайне

Сведения, которые относятся к коммерческой тайне

1

содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

 

Информация об условиях сотрудничества (порядок, форма оплаты, предоставляемые скидки, условия доставки и т. д.) с действительными и потенциальными контрагентами, а также информация, составляющая базу данных о контрагентах предприятия, включая их наименования, адреса, банковские, почтовые, телефонные, телеграфные, отгрузочные и другие реквизиты, имена руководителей, главных бухгалтеров и других должностных лиц, а также их контактные телефоны.

2

содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

 

Информация о сделках (текущих и планируемых), включая сведения о предварительных переговорах, условиях договоров и любых дополнениях к ним, порядке заключения и исполнения договоров, а также о достигнутых результатах по сделкам.

3

о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

Данные оперативного бухгалтерского учёта и регистры бухгалтерского учёта, включая содержание аналитических счетов и проводок.

4

о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности предприятия, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

Бухгалтерские и планово-финансовые документы предприятия, а также выписки из документов, копии, дубликаты, дополнения и приложения, включая: финансовые планы, сметы, лимиты, нормативы и т. д.

 

5

о численности, составе работников предприятия, системе оплаты труда, условиях труда (в том числе об охране труда), показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

 

Документы внутреннего и внешнего делопроизводства организации, а также выписки из документов, копии, дубликаты, дополнения и приложения, включая:

а) организационные документы предприятия: структуры, процедуры, положения, документы системы менеджмента качества;

б) распорядительные документы предприятия: приказы, распоряжения и указания, инструкции, задания, поручения, требования;

в) информационно-справочные документы предприятия: протоколы, акты, отчёты, планы, программы, обзоры, сводки, перечни и т. д.

6

о задолженности работодателя по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

 

Сведения, раскрывающие содержание программ обучения, программ и материалов семинаров, курсов, методических материалов, предназначенных для служебного пользования.

7

о нарушениях предприятием законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

 

Детализированные сведения об имуществе, в том числе и в его стоимостном выражении, включая информацию о наличии денежных средств на расчётном счёте, а также о его дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.

8

об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

 

Сведения, содержащие информацию о методах, средствах и способах анализа конъюнктуры рынка, а также данные (полученные и расчётные) по проведённому анализу (спроса, предложения и конкуренции), ценовой политике и планированию цен, анализу потребителей, планированию товаров (услуг), планированию сбыта и продвижения товаров (услуг), определению стратегии и тактики коммерческой деятельности предприятия.

9

о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и оплате труда их работников,  использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

 

Информация о методах и средствах поиска новых контрагентов и партнёров (покупателях, поставщиках, посредниках и т. д.).

Информация о содержании телефонных переговоров, переписки, факсимильных и иных сообщений, имеющих отношение к хозяйственной деятельности.

10

о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

 

Информация о содержании непосредственных переговоров в устной или любой письменной форме, проводимых администрацией и сотрудниками, с действительными или потенциальными партнёрами и контрагентами.

11

 

Информация о краткосрочных и долгосрочных планах, направлениях и прогнозах по развитию.

12

 

Сведения, раскрывающие систему, средства и методы обработки и защиты от несанкционированного доступа информации на средствах вычислительной техники, а также значения действующих кодов, шифров и паролей.

13

 

Сведения, раскрывающие организацию, силы, средства и методы обеспечения безопасности, охраны её имущества, а также жизни и здоровья её сотрудников.

14

 

Сведения о проектировании, разработке, сооружении, установке и эксплуатации специальных охранных средств, средств пропуска и безопасности.

15

 

Сведения о местах расположения, назначении, степени готовности или защищённости объектов (земельных участков, зданий, помещений, складов, гаражей, офисов, кабинетов, подсобных помещений и др.), составляющих инфраструктуру предприятия, а также сведения о планируемых или проводимых изыскательских работах по созданию, приобретению, аренде или переоборудованию таких объектов.

16

 

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и их коммерческой деятельности, полученные сотрудниками организации законным путём, в процессе организационного, экономического, коммерческого или иного мониторинга и анализа.

 

Подводя итоги, важно отметить следующие ключевые моменты:

Во-первых, под коммерческой тайной понимаются защищаемые организацией путём введения режима коммерческой тайны сведения, имеющие потенциальную или действительную коммерческую ценность, представляющие собой конфиденциальную информацию, связанную с хозяйственной деятельностью организации, разглашение которой третьим лицам может нанести ущерб интересам организации;

Во-вторых, введение режима коммерческой тайны позволяет эффективно защищать конфиденциальность сведений, имеющих для компании коммерческую ценность. Отсутствие в организации режима коммерческой тайны по смыслу законодательства означает отсутствие самой коммерческой тайны;

В-третьих, введение режима коммерческой тайны обязательно сопряжено с разработкой соответствующего пакета документов и проведением определённых организационных мероприятий;

В-четвертых, необходимо ознакомление под роспись всех сотрудников с документами, регламентирующими порядок охраны коммерческой тайны компании, и желательно проведение обучающих занятий с целью формирования корпоративной культуры конфиденциальности;

В-пятых, за незаконное получение и разглашение коммерческой тайны предприятия наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

 



Информация о работе Коммерческая тайна