Концентрация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 05:31, реферат

Описание

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.

Работа состоит из  1 файл

Сущность, формы и показатели концентрации производства.rtf

— 277.88 Кб (Скачать документ)

     Западный опыт показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, ибо монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Нередки случаи скупки крупными фирмами патентов и лицензий не столько для использования, сколько для того, чтобы они не достались конкурентам. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий. Но этот опыт не был использован в нашей хозяйственной деятельности, и процесс концентрации продолжался вплоть до упразднения и распада СССР.

     В результате этого советская экономика оказалась самой монополизированной. По данным Госкомстата СССР за 1988 год, в одном только машиностроении насчитывалось 166 предприятий - абсолютных монополистов и 180 монопольных производств. Свыше одной трети ассортимента важнейших видов продукции производят на одном-единственном предприятии и примерно столько же - на двух.

     В базовых отраслях промышленности "гиганты индустрии" с каждой пятилеткой становились все более невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу; в легкой, обувной промышленности, машиностроении неуклонно ухудшалось качество продукции, и не только из-за отсутствия трудностей с ее реализацией, но и потому, что каждое предприятие производило невзаимозаменяемые виды продукции. В этих условиях не может быть конкуренции, как и ситуации, при которой кто-то произведет такую же продукцию дешевле и более высокого качества. В результате объективно исчезает потребность в совершенствовании производства, в освоении новой техники, выпуске новых товаров.

     Данная особенность советской индустрии затрудняет движение к рынку, ибо без конкуренции нельзя переходить к свободным ценам (хотя в нашей экономике это оказалось возможным). Это же обстоятельство препятствует приватизации, поскольку превращение гигантов индустрии с 50-100 тыс. трудящихся в акционерные предприятия или передача их в коллективную собственность ничего не меняет. Функции и преимущества монополиста все равно остаются такими же, что у субъекта государственной собственности. Необходимы разукрупнение предприятий, создание сети мелких и средних производств с тем, чтобы они составили конкуренцию предприятиям-гигантам и по суммарному объему продукции, и по рекламе и качеству.

     Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оно организует на местах свои территориальные органы, действующие в рамках Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

     Основные задачи, функции, полномочия и ответственность указанного Министерства определены Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К задачам, в частности, отнесено содействие формированию рыночных отношений, развитию предпринимательства и конкуренции. Соответственно поставлена задача предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, а также осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

     Основным фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установления единого курса рубля по отношению к доллару. Поэтому в рамках среднесрочной стратегии в условиях открытой экономики выделяются первоочередные мероприятия антимонопольной политики. Они включают:

     перерегистрацию горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций, холдингов и т.п., преобразованных из старых управленческих структур;

     формирование механизма инициативного разделения крупных хозяйственных субъектов, в том числе и в процессе приватизации; принятие необходимых нормативных актов по этому вопросу;

     учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики;

     совершенствование законодательной базы антимонопольной политики с внесением в антимонопольное законодательство существенных изменений и дополнений или принятием нового антимонопольного закона, в большей мере учитывающего специфику отечественного народного хозяйства и приспособленного к потребностям открытой экономики. Имеется в виду также сформировать механизм антимонопольного регулирования в рамках СНГ, учитывая, что объединения производителей уже выходят за национальные рамки. Среднесрочная стратегия антимонопольного регулирования определяется тем, что в условиях открытой экономики ситуация на рынке будет определяться, в первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику можно разбить на четыре сектора.

     Первый сектор - предприятия, конкурентоспособные либо могущие стать конкурентоспособными на мировом рынке. Им будет дана широкая свобода в перестройке собственной внутренней структуры, сняты ограничения на рост концентрации производства, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке. Вместе с тем намечено ужесточить санкции за незаконные соглашения о разделе рынка, регулировании цен, затруднении доступа на рынок новых конкурентов.

     Второй сектор - предприятия, которые не выдерживают конкуренции импортных товаров. Здесь будет обращаться особое внимание на противодействие недобросовестной конкуренции. Будет задействован механизм инициативного и в отдельных случаях принудительного разукрупнения предприятий, поскольку в рамках в целом неконкурентоспособного предприятия или объединения могут оказаться жизнеспособные подразделения.

     Третий сектор - естественные монополии. Здесь будут применяться традиционные в мировой практике методы государственного регулирования, в частности, цен и тарифов.

     Четвертый сектор - рынки, где иностранная конкуренция не будет оказывать серьезного воздействия вследствие масштабов страны, специфики продукции (быстропортящаяся или труднотранспортируемая) и других факторов. Здесь будут приняты традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение злоупотребления доминирующим положением, запрещение антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства, разрушение административных надстроек над производителем и т.п. Активизируется проблема антимонопольной направленности приватизации и конверсии, поддержки частного капитала. Будет осуществляться принудительное разделение отдельных хозяйственных объектов.

     Вместе с тем ставится в принципе верная задача по созданию крупных межотраслевых производственных объединений в виде различных добровольных ассоциаций, таких как концерны, холдинговые компании, финансово-промышленные группы. Концерн как одна из форм монополистического объединения характеризуется единством собственности и контроля. В российском законодательстве подчеркивается сохранение предприятиями, входящими в состав концерна, своей самостоятельности, прав юридического лица, соблюдение антимонопольного законодательства. Из существующих в России концернов с лучшей стороны проявили себя объединения, созданные в газовой и электротехнической промышленности.

     Наряду с концернами в экономике страны создаются холдинговые компании. Рассмотрение вопроса о создании холдинговых компаний в порядке объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий осуществляется Министерством государственного имущества РФ с соблюдением следующих требований:

     предложение должно содержать обоснование необходимости создания холдинговой компании, указание целей и задач ее деятельности;

     сведения об основных видах деятельности, а также доле продукции на федеральном и местном рынках;

     проект плана приватизации;

     проект устава холдинговой компании.

     Создание холдинговых компаний может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены предприятия, входящие в холдинговые компании. Первая компания холдингового типа была создана в автосельхозмашиностроении - "Автосельхозмашхолдинг". Постановлением правительства Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 1311 были утверждены лесопромышленные холдинговые компании. Они созданы в целях упорядочения процессов структурной перестройки в лесопромышленном комплексе, содействия кооперации предприятий-смежников, сохранения существующих технологических и производственных связей, осуществления предприятиями технологически замкнутого цикла производства, единой инвестиционной и научно-технической политики, а также увеличения экспортного потенциала.

     Холдинговые компании на практике приобретают различные юридические формы: государственные, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, частные фирмы.

     Появление объединений холдингового типа в нашей стране связано с необходимостью сохранения управляемости после приватизации крупных предприятий (отраслей, подотраслей). При этом организуются холдинги по отраслевому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам.

     Создание дочерних субхолдингов в странах СНГ позволяет решить проблему восстановления разрушенных хозяйственных связей.

     Главное преимущество холдингов состоит в том, что их риск меньше суммы рисков отдельных предприятий, входящих в их орбиту. Защита от общего банкротства становится более надежной. Это особенно ценно в сложившейся ситуации, когда многие предприятия стали убыточными искусственно, являясь в то же время незаменимыми в общей технологической цепочке по выпуску крайне необходимых конечных изделий. Холдинговые компании способны формировать структуры целых отраслей, даже не занимаясь непосредственно производством. А как известно, именно структурная перестройка нашей промышленности лежит в основе реформирования экономики.

     Холдинговые компании, единственные из всех известных организационных форм объединений предприятий, ограничены в своем распространении. Во "Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", утвержденном Указом Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г., дан обширный перечень отраслей народного хозяйства, в которых не допускается создание холдинговых компаний. Внутри остальных отраслей ограничений на образование таких компаний нет.

     Практика создания холдингов (на протяжении последних трех лет) более обширна в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также приживается в оборонных отраслях промышленности.

     Наряду с созданием холдингов на первый план отечественных экономических реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ).

     Организационно-правовой основой формирования и функционирования ФПГ в нашей стране является подписанный в декабре 1993 г. президентский Указ "О создании в России финансово-промышленных групп".

     ФПГ - это группа предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых осуществляется в целях активизации инвестиций, структурной перестройки, производства конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции, возрождения индустриальной мощи страны, укрепления позиций приоритетных, наукоемких отраслей.

     Они аккумулируют не только объединенную мощь промышленного, банковского, страхового, торгового капитала, но и интеллектуальный потенциал наиболее способных, дальновидных и преуспевающих предпринимателей.

     Формирование ФПГ опирается на имеющие объективный характер интеграционные процессы в экономике. Либерализация хозяйственной жизни, функционирование фондового рынка открыли новые возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности, диверсификации производства, создания различных хозяйственных структур, объединяющих промышленный, финансовый, торговый капитал.

     По состоянию на 1 марта 2002 г. официальный статус получили 88 групп, в том числе 16 межгосударственных и транснациональных ФПГ. В их состав на добровольной основе вошли более 1500 юридических лиц. Общая численность занятых составляет около 3,5 млн человек. Число работающих в каждой из ФПГ колеблется от 1,5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, коммерческих и иных фирм от 4 до 60. Совокупный годовой оборот продукции сектора ФПГ составил 15% ВВП.

     Из 200 крупнейших банков России в состав ФПГ вошли или сами создали такие группы 48. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников ФПГ такие промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, "Авто ВАЗ", "КамA3", Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Многие ФПГ имеют экспортную направленность. В некоторых из них в различных формах участвуют иностранные партнеры.

Информация о работе Концентрация производства