Концепция национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:31, реферат

Описание

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Концепция национальной безопасности Российской Федерации.docx

— 36.45 Кб (Скачать документ)

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации  в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и  масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без  санкции Совета Безопасности ООН  чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический  отрыв ряда ведущих держав и наращивание  их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения  создают предпосылки качественно  нового этапа гонки вооружений, коренного  изменения форм и способов ведения  военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации  иностранных специальных служб  и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций  в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном  этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным  вооружением, военной и специальной  техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации  в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации  в пограничной сфере обусловлены:

  • экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;
  • активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической  ситуации в стране и истощения  ее природных ресурсов находится  в прямой зависимости от состояния  экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования  природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная  эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.  

 

IV. Обеспечение  национальной безопасности Российской  Федерации

Основными задачами в области  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической  сфере являются приоритетными направлениями  политики государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической  деятельности являются:

  • создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
  • расширение рынков сбыта российской продукции;
  • формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Основными направлениями  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической  деятельности государства являются:

  • правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
  • усиление государственного регулирования в экономике;
  • принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Важнейшие задачи - опережающее  развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка  наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных  технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность  российских предприятий на мировом  рынке.

Решение указанных задач  предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным  школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической  базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим  потенциалом, создание при поддержке  государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских  разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Государство должно содействовать  созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности  предприятий независимо от формы  собственности, в том числе становлению  и развитию частного предпринимательства  во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.

В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания  жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также  тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

Приоритет экономических  факторов в социальной сфере принципиально  важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для  развития механизмов коллективной ответственности  и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов.

Организация работы федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и  преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования  законодательства Российской Федерации  в указанной области и обеспечения  строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего  сотрудничества, проведение ответственной  и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению  этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации  как многонационального демократического федеративного государства.

Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений  и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный  подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем  при сбалансированном соблюдении интересов  Российской Федерации и ее субъектов.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует  обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной  власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы  России. Это обеспечивается конституционным  принципом разделения властей, установлением  более четкого функционального  распределения полномочий между  государственными институтами, укреплением  федеративного устройства России путем  совершенствования ее отношений  с субъектами Российской Федерации  в рамках их конституционного статуса.

Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью  и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической  и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке  комплексной системы мер для  эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приоритетное значение имеет  формирование системы мер действенной  социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также  от других обстоятельств.

Решения и меры, принимаемые  органами государственной власти в  области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными  и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом  и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь  необходимо развитие правовой базы как  основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с  преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной  недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

В целях предупреждения коррупции  и устранения условий для легализации  капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную  систему финансового контроля, усовершенствовать  меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов  должностных лиц и служащих организаций  и учреждений независимо от формы  собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности.

Основываясь на международных  соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными  органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с  терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный  механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все  возможные каналы незаконного оборота  оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления  из-за рубежа.

Федеральные органы государственной  власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где  планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие  ущерб Российской Федерации.

Информация о работе Концепция национальной безопасности