Концепция устойчивого развития Тюменского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание

В современных условиях социально-экономической трансформации в Российской Федерации, устойчивое социально-экономическое развитие регионов становится актуальной задачей обеспечения независимости безопасности национальной экономики, её стабилизации и устойчивости, способности к постоянному обновлению и совершенствованию.

Работа состоит из  1 файл

к.р. региональная экономика и управление (Автосохраненный).doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Сценарии и прогноз социально-экономического развития Тюменской области

Управление устойчивостью социально-экономического  развития региона осуществляется через разработку прогнозов и программ его социально-экономического развития. Не менее значимым при этом является оценка экономического потенциала региона, который является исходной точкой  формирования научно-обоснованной концепции устойчивого развития региона.

Исходным пунктом разработки программы социально-экономиеского развития региона является прогнозирование. Оно охватывает различные сферы жизни региона: демографическую ситуацию, ресурсный потенциал,  включая природные ресурсы, потребительский спрос, динамику производства по отраслям и районам, научно-технический прогресс и результаты внедрения его достижений в экономику и прочее. Завершает прогнозную работу сводный экономический прогноз, характеризующий в обобщенном виде макроэкономическую ситуацию в регионе, темпы и основные пропорции экономического развития.

Прогноз развития Тюменской  области на перспективу до 2020 и 2030 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития (КДР) Российской Федерации на период до 2020 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.

Тенденции и  условия развития мировой и национальной экономики, направления совершенствования  законодательства и институциональной  среды, социальной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики также определяются на уровне национальной экономики. В этой связи параметры внешней среды для развития Тюменской области – тенденции и динамика национальной экономики и внешнеэкономических условий заданы в соответствии с тремя основными сценариями, характеризующими альтернативные модели развития РФ: инерционным, энерго-сырьевым и инновационным, в рамках которых также разработаны сценарии развития Уральского федерального округа.

Расширение внешних  рынков сбыта продукции и услуг, производимых в Тюменской области, будет возможно как за счет расширения географии поставок уже производимых товаров, так и за счет выпуска новых видов продукции и предоставления новых видов услуг. Успешное продвижение продукции может быть обеспечено за счет повышения ее качества, производства уникальных (дефицитных) на макрорегиональных и национальном рынках материалов, а также за счет участия предприятий региона в крупных проектах как на территории УФО (проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», создание транспортных коридоров, освоение нефтегазовых месторождений), так и на территории других округов. Расширение рынков сбыта может быть реализовано по следующим основным направлениям: производство продуктов питания, машин и оборудования, продукции нефтехимического и лесопромышленного комплексов, а также предоставление услуг.

Важнейшим фактором формирования перспективной стратегии социально-экономического развития Тюменской области является вовлеченность региона в процессы социально-экономического развития Уральского федерального округа и Российской Федерации, возможность подключения к общерегиональным проектам, получения эффектов межрегиональных взаимодействий. Основными сферами участия региона в подобных проектах могут стать: обеспечение жильем, совершенствование качества жилой среды, здравоохранение, сельское хозяйство, наука, транспорт, создание промышленных кластеров, экология, а также комплексные межрегиональные проекты («Урал Промышленный – Урал Полярный»).

Активное участие Тюменской  области в общенациональных и  межрегиональных проектах РФ позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие ее экономики и социальной сферы, будет способствовать реализации ее стратегической миссии и достижению долгосрочных целей социально-экономического развития.

Особое значение для  перспективного развития всех субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, имеет реализация мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», в рамках которого предполагается строительство железных дорог «Полуночное – Обская», «Обская – Салехард - Надым», автодороги Агириш – Салехард, создание новых энергетических мощностей, а также освоение значительного количества месторождений твердых полезных ископаемых (в основном, рудных) с использованием преимуществ концентрации предприятий на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Проект следует рассматривать  в качестве существенного фактора  формирования спроса на продукцию и  услуги, производимые в Тюменской  области. Участие области в проекте  целесообразно, главным образом, по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, предоставление услуг (в первую очередь, транспортных, образовательных и туристско-рекреационных). Необходимо также предусмотреть интеграцию Тюменского технопарка в данный мегапроект в качестве одного из составных элементов его научно-инновационной сферы.

Внутренние факторы  и условия определяются особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней проблем. 

Специализация Тюменской области сформировалась под воздействием развития нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Вместе с тем, в области сложилась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, торговля и социальные услуги, также сильно ориентированные на внешний спрос.

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, можно предполагать, что  обслуживание нефтегазового комплекса  автономных округов и развития Севера останется главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.

Реальное поле выбора альтернатив развития Тюменского региона определяется его конкурентными преимуществами. К наиболее перспективным отраслям экономики Тюменской области, способным освоить инновации, относятся: нефтегазовый комплекс, нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, медицинская и фармацевтическая промышленность, переработка древесины, транспортный комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

В регионе сложился развитый многопрофильный научный потенциал, включающий высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, которыми выполняется широкий спектр работ и исследований, связанных с проблемами развития нефтегазовой промышленности области.

Через Тюменскую область  проходят главные транспортные маршруты, обеспечивающие функционирование нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечение основной части населения Ханты-Мансийского  и Ямало-Ненецкого автономных округов. В будущем на территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области.

Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев: целевой ориентации; институциональной структуры (экономических условий и механизмов, интересов различных субъектов регионального развития); производственной структуры; ключевых экономических и социальных показателей.

Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся к настоящему времени тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объемами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменского региона.

Качественно иной тип  экономического роста, предполагающий переход на новый технологический  уклад, связанный с развитием  высокотехнологичных отраслей,  социально ориентированную модель роста, предполагается в рамках инновационного сценария развития Тюменской области, который определяет перспективы развития региона в рамках инновационного развития экономики России.

Таким образом, устойчивое развитие региона – это важнейший признак территориального развития, который предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территорий (его социальной, природоресурсной, экологической и т. п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации.

В целом, переход к  устойчивому развитию Тюменской области требует скоординированных усилий в следующих направлениях:

- Формирование регионального эколого-экономического хозяйственного

механизма.

- Выполнение природоохранных мероприятий на отдельных территориях.

- Меры по оздоровлению населения. Нормализация демографического процесса через планирование семьи; при этом абсолютно незыблемыми остаются основные гуманистические императивы: каждый родившийся имеет право на достойную человека жизнь, каждый народ имеет право на место в семье народов.

- Реконструкция региональной промышленной структуры с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

- Развитие агросферы на основе природозащитных технологий, повышения плодородия почвы и охрана ее от эрозии и загрязнений.

- Рационализация потребления, последовательное сокращение заведомо избыточного потребления, прекращение производства продуктов, обязанных своим появлением вмененным, навязанным рынком потребностям человека, не только не содействующим его развитию, но и способствующим его духовной и физической деградации.

В нынешних условиях растущей дефицитности природных, материальных, финансовых и других ресурсов в Тюменском регионе, социальной, экономической и экологической ситуации, необходимо создать надежную базу для его устойчивого воссоздания и развития. Решение этой проблемы возможно при условии разработки сценария (концепции) развития региона, что в свою очередь требует формирования региональной политики устойчивого развития.

При разработке Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года учитывался весь комплекс действующих и разрабатываемых стратегических документов федерального уровня -  Среднесрочная программа Правительства Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р, национальные проекты и федеральные целевые программы, стратегии и программы отраслевого развития, а также стратегии социально-экономического развития других регионов УФО, стратегии и программы развития естественных монополий и крупных компаний, отраслевые стратегии инвестиционного развития Тюменской области. Она согласована со Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период 2008–2020 гг. и до 2030 года.

В качестве результатов  реализации Концепции могут быть определены:

- выполнение мероприятий  и проектов за определенный  период;

- объективные изменения  в социальной сфере и экологической  сфере, обусловленные выполнением комплекса предусмотренных мер;

- объективные изменения  в экономической сфере в соответствии  с прогнозными параметрами;

- общественное мнение.

Критерии оценки эффективности  результатов реализации Концепции - это улучшение показателей социально-экономического развития (абсолютные величины и темпы роста) и позитивное общественное мнение.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Указ Президента РФ от 01.04.1996  № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.  № 15.  ст. 1572
  2. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления  эколого-экономическими системами. - М.: Физматлит, 2008. – 244 с.
  3. Иогман Л.Г. Экономика региона: от кризиса к устойчивому развитию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009.  № 7.  С. 14-24.
  4. Львов Д.С. Экономика развития. - М.: Экзамен, 2002. – 518 с.
  5. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. -  М., 2002. – 161 с.
  6. Пилиев С., Цховребов Э. Возможности устойчивого развития. //Экономист.  2001. №4. С.23-28.
  7. Показатели устойчивого развития: структура и методология/ Пер. с англ., по общ. ред. В.Р. Цибульского. –  Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. – 359 с.
  8. Шалмуев А.А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития региона // Инновации. 2006. №3. С. 28-32. 
  9. Щеулин, А. С. Устойчивое инновационное региональное развитие как научно-прикладное направление// «Устойчивое развитие. Наука и Практика». 2004.  № 2. С. 13-17.

 


Информация о работе Концепция устойчивого развития Тюменского региона