Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:13, контрольная работа
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.
Введение.……………………………………………………………….……….3
Становление классической науки ……………………………………..…...…5
2.1 Научные программы античности ……………………………………….5
2.2 Средневековая наука……………………………………………………….6
3. Классическая наука………………………………………………………….….8
3.1. Естествознание в «Новое время»……………………………………...…..8
3.2. Естествознание XIX века………………………………………….………11
4. Кризис классической науки…………………………………………….……..15
5. Заключение………………………….…………………………………………17
6. Список литературы…………………………………………………….……….18
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине: «Концепции современного естествознания»
по теме: «Концептуальные основы классической науки»
Выполнил:
Студент 1 курса
за 2 семестр
Когалым, 2010
План
2.1 Научные программы античности ……………………………………….5
2.2 Средневековая наука……………………………………………………….6
3. Классическая наука………………………………………………………….….
3.1. Естествознание в «Новое время»……………………………………...…..8
3.2. Естествознание XIX века………………………………………….………11
4. Кризис классической науки…………………………………………….……..15
5. Заключение………………………….………………………
6. Список литературы……………………………………………………
Введение.
Наука в ее современном
понимании является принципиально
новым фактором в истории человечества.
Как своеобразная форма познания
- специфический тип духовного
производства и социальный институт
- наука возникла в Европе, в Новое
время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления
капиталистического способа производства
и дифференциации (разделения) единого
ранее знания на философию и науку.
Она (сначала в форме
В античный и средневековый
периоды существовали лишь элементы,
предпосылки, "кусочки" науки, но
не сама наука. Причина такого положения,
разумеется, коренится в тех реальных
общественно-исторических, социокультурных
факторах, которые еще не создали
объективных условий для
Именно в XVII в. произошло
то, что дало основание говорить
о научной революции —
Социальным стимулом развития
науки стало растущее капиталистическое
производство, которое требовало
новых природных ресурсов и машин.
Развитие нового - буржуазного - общества
порождает большие изменения
не только в экономике, политике и
социальных отношениях, оно сильно
меняет и сознание людей. Важнейшим
фактором всех этих изменений оказывается
наука, и, прежде всего, экспериментально-
Отныне основной задачей познания стало не "опутывание противника аргументацией" (как у схоластов), а изучение - на основе реальных фактов - самой природы, объективной действительности.
Тем самым, в отличие от
традиционной (особенно схоластической)
философии, становящаяся наука Нового
времени кардинально по-новому поставила
вопросы о специфике научного
знания и своеобразии его
В общественной жизни стали
формироваться новая
2. Становление классической науки.
Доклассический период развития естествознания растянулся более чем на двадцать столетий. Можно выделить два очень важных этапа: античность и средние века. Исследования ученых этих времен стали предтечей становления классической науки.
2.1. Научные программы античности
Наука в современном понимании этого слова зародилась в поздней античности. Ее колыбелью стала Древняя Греция. Уже в Y - I в. до н.э. у греков
достаточно хорошо были развиты математика, механика, астрономия. Сложившаяся социокультурная ситуация способствовала становлению нового
мировоззрения - античной натурфилософии и создала условия для возникновения системы доказательных знаний, в основе которой лежит рациональное обоснование. Сформированный в античности аппарат логического рационального мышления представлял собой определенный алгоритм производства доказательных знаний. Являясь принципиально новым по сравнению с мифологией подходом к постижению мира, натурфилософия подводила к пониманию, что истина - не продукт догматической веры, а логически обоснованный результат созерцания и осмысления окружающей действительности.
Мыслители древности выдвигали в качестве первоосновы мира четыре стихии: воду (Фалес), воздух (Анаксимен), землю и огонь (Гераклит). Одним из крупнейших в раннегреческой натурфилософии являлось учение Гераклита. По его представлениям все предметы рождаются из огня и разрушаясь, вновь превращаются в огонь. На основе представлений о превращении огня он строил свою космологию. Все в мире изменчиво, утверждал он, «в один и тот же поток
нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии». Все изменения в мире подчинены всеобщему закону -Логосу, благодаря которому первичный Хаос превращается в упорядоченный Космос.
Исследователи выделяют три научные программы античности:
1. Математическая программа Пифагора (VI в. до н.э.) и Платона
2. В основе корпускулярной (лат. corpusculum - частица) атомистической
программы лежат представления эпикурейской школы (Левкипп, Демокрит,
Эпикур)
3. Завершающим этапом развития античной науки можно считать создание континуальной программы, объединившей в себе все достижения античности. Ее основоположником был Аристотель (384-322 г. до н.э)
2.2 Средневековая наука
С распадом античных цивилизаций (I-II в. н.э.) рассеялась по миру их уникальная культура, а с ней и те зачатки наук, которые сформировались в натурфилософии. И лишь к середине X века, после окончательного установления христианства, сквозь тьму варварства и мракобесия начинают пробиваться ростки новой культуры.
Переводятся на современные языки, сохранившиеся труды древнегреческих философов. Ренессанс гуманитарной культуры послужил мощным толчком к возрождению знаний античности. В недрах средневековой культуры появляются зародыши экспериментальной науки. Ее провозвестником стал Р.Бэкон XII-XIII века - начало эпохи Возрождения, расцвет которой приходится на XIY-XY в. Она подарила человечеству такого титана как Леонардо да Винчи (1452-1519), на плечах которого сформировалась наука XVI-XVII веков. Один из лучших умов человечества, живописец и скульптор, архитектор, ученый, инженер, он изучал движение тел, трение скольжения, гидравлику, сопротивление материалов, разрабатывал проекты каналов, ирригационных систем, машин для подъема и транспортировки грузов, металлургических печей, прокатных станов, ткацких, печатных и деревообрабатывающих станков, летательных аппаратов, подводных лодок, мостов.
Культура Возрождения подготавливала почву для становления «зрелой»
науки. Этому во многом содействовали средневековые монастыри, школа и
университет.
XY - это век великих географических открытий, зарождения океанических цивилизаций и колониальной системы. Не просто любопытство вело Колумба, Магеллана, Васко да Гама в неизведанные края, а необходимость - завоевание новых территорий и развитие торговли. Нужно было развивать кораблестроение, технику, навигацию. А это невозможно сделать без физики и астрономии. Необходимость овладения навигацией заставила человека более пристально взглянуть на небо и выделить астрономию в самостоятельную область исследования. Именно в это время она отделяется от астрологии.
В конце XYI века средневековая цивилизация с ее феодальным укладом
и ремесленным производством подходит к своему закату. Нарождается новый
тип социально-экономических отношений, основанный на развитии мануфактурного производства. Возвышение практической деятельности, одобрение практицизма и предпринимательства, новый взгляд на человека как энергичную личность, устремленную на преобразование мира, поощрение индивидуализма, замешанного на религиозных ценностях - все это способствовало
формированию нового общественного сознания.
Небывалого уровня развития по сравнению с античностью достигла экспериментальная техника, что способствовало углублению научных исследований, разработке новых станков, инструментов, механизмов и производственной техники. Подготавливался переход к новому, машинному производству и вызревали условия для промышленной революции XYII-XYIII веков.
3 Классическая наука
3.1.Естествознание в «Новое время»
Эпоха средневековья плавно перетекает в Новое время (XYII-XYIII в.).
Это начало промышленного освоения природы и время зарождения техногенной цивилизации. Оно характеризуется интенсивной урбанизацией, невероятно быстрой индустриализацией, зарождением классической науки и укреплением ее позиций. В промышленность внедряются машины и механизмы, заменяющие физический труд человека. В результате череды социальных революций осуществляются глубокие преобразования в обществе, происходит демократизация политических структур, в общественном сознании закрепляется идеал – образ человека, рационального, умеренного и аккуратного, одной из важнейших целей которого является получение денег и прибыли.
Весь ученый физический мир занимается проблемами механики: И.Ньютон (1643-1727), Х.Гюйгенс (1629-1695), Р.Гук (1635-1703).. Х.Гюйгенс, продолжая исследования Галилея, изучил колебательное движение тел и его законы.
Но основные направления исследований Ньютона - математика, механика и оптика. В 1687 году выходит его знаменитое сочинение «Математические начала натуральной философии», в котором он определяет основные понятия механики
Работы Ньютона стали фундаментом модели мира - механической картины, которая получила свою окончательную огранку к концу XVIII века благодаря работам И.Бернулли (1667-1748), Д.Бернулли (1700-1782), Л.Эйлера (1707-1783), Ж.Лагранжа (1736-1813), Ж.Д,Аламбера (1717-1783), Г.Лейбница (1646-1716) и других.
Ее основные идеи:
1. Мир дискретен и представляет
совокупность
которые состоят из мельчайших корпускул - атомов.
2. Все тела находятся
в вечном движении в
гипотетической упругой средой - эфиром, подобной легкому газу, благодаря
которой осуществляется их дальнодействие.
3. Пустое пространство есть вместилище тел. Оно абсолютно, трехмерно, однородно и изотропно. Время абсолютно, однородно, однонаправленно и необратимо. Пространство и время не связаны между собой.
4. Положение тела в пространстве в любой момент времени можно указать с помощью системы отсчета и координат. Специальные преобразования позволяют перейти от одной инерциальной системы отсчета к другой.
5. Тела природы обладают внутренним свойством двигаться прямолинейно и равномерно, различаются массой и энергией. Взаимодействие тел носит гравитационный характер, количественно определяется законом все-мирного тяготения и распространяется с бесконечно большой скоростью.
6. Энергия, импульс и момент количества движения тела могут принимать непрерывный ряд значений.
7. Законы сохранения
прерывность и периодичность движения.
8. Все тела природы
стремятся к устойчивому
энергии.
9. Все явления связаны
жесткими причинно-
которые предопределяются законами механики.
10. Законы механики универсальны и применимы к любым процессам.
Механическая картина мира явилась важной ступенью в познании природы. Как и всякая модель, она условна и приемлема лишь для описания движения макротел, скорости которых много меньше скорости света. На ее базе сформировалось представление о природе как сложном и точном «часовом» механизме, некогда заведенном в результате «божественного первотолчка», механизме неизменном, раз и навсегда заданном.
Информация о работе Концептуальные основы классической науки