Концептуальные основы классической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

Содержание

Введение.……………………………………………………………….……….3
Становление классической науки ……………………………………..…...…5
2.1 Научные программы античности ……………………………………….5
2.2 Средневековая наука……………………………………………………….6
3. Классическая наука………………………………………………………….….8
3.1. Естествознание в «Новое время»……………………………………...…..8
3.2. Естествознание XIX века………………………………………….………11
4. Кризис классической науки…………………………………………….……..15
5. Заключение………………………….…………………………………………17
6. Список литературы…………………………………………………….……….18

Работа состоит из  1 файл

Концепции современного естествознания.docx

— 49.25 Кб (Скачать документ)

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Направление Экономика»

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

по дисциплине: «Концепции современного естествознания»

 

по теме: «Концептуальные основы классической науки»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  1 курса

за 2 семестр

 

 

Когалым, 2010

 

 

План

 

  1. Введение.……………………………………………………………….……….3
  2. Становление классической науки ……………………………………..…...…5

         2.1 Научные программы античности ……………………………………….5

         2.2 Средневековая наука……………………………………………………….6

   3. Классическая наука………………………………………………………….….8

         3.1. Естествознание в «Новое время»……………………………………...…..8

         3.2. Естествознание XIX века………………………………………….………11

     4. Кризис классической науки…………………………………………….……..15

     5. Заключение………………………….…………………………………………17

   6. Список литературы…………………………………………………….……….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наука в ее современном  понимании является принципиально  новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного  производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое  время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления  капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого  ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

В античный и средневековый  периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука. Причина такого положения, разумеется, коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных  факторах, которые еще не создали  объективных условий для формирования собственно науки.

Именно в XVII в. произошло  то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной  смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых  принципов познания, категорий и  методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое  производство, которое требовало  новых природных ресурсов и машин. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения  не только в экономике, политике и  социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим  фактором всех этих изменений оказывается  наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз  в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные  отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные  науки. Понятия "наука" и "естествознание" в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

Отныне основной задачей  познания стало не "опутывание противника аргументацией" (как у схоластов), а изучение - на основе реальных фактов - самой природы, объективной действительности.

Тем самым, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила  вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости  господства человека над природой на основе знания ее законов.

В общественной жизни стали  формироваться новая мировоззренческая  установка, новый образ мира и  стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими  веками созданную картину мироздания и привели к оформлению принципиально  нового по сравнению с античностью  и средневековьем понимания мира.

 

2.  Становление классической науки.

       

       Доклассический период развития естествознания растянулся более чем на двадцать столетий. Можно выделить два очень важных этапа: античность и средние века. Исследования ученых этих времен стали предтечей становления классической науки.

          2.1. Научные программы античности

          Наука в современном понимании этого слова зародилась в поздней античности. Ее колыбелью стала Древняя Греция. Уже в Y - I в. до н.э. у греков

достаточно хорошо были развиты математика, механика, астрономия.    Сложившаяся социокультурная ситуация способствовала становлению нового

мировоззрения - античной натурфилософии и создала условия для возникновения системы доказательных знаний, в основе которой лежит рациональное обоснование. Сформированный в античности аппарат логического рационального мышления представлял собой определенный алгоритм производства доказательных знаний. Являясь принципиально новым по сравнению с мифологией подходом к постижению мира, натурфилософия подводила к пониманию, что истина - не продукт догматической веры, а логически обоснованный результат созерцания и осмысления окружающей действительности.

         Мыслители древности выдвигали в качестве первоосновы мира четыре стихии: воду (Фалес), воздух (Анаксимен), землю и огонь (Гераклит). Одним из крупнейших в раннегреческой натурфилософии являлось учение Гераклита. По его представлениям все предметы рождаются из огня и разрушаясь, вновь превращаются в огонь. На основе представлений о превращении огня он строил свою космологию. Все в мире изменчиво, утверждал он, «в один и тот же поток

нельзя войти дважды и  нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии». Все изменения в мире подчинены всеобщему закону -Логосу, благодаря которому первичный Хаос превращается в упорядоченный Космос.

  

     Исследователи выделяют три научные программы античности:

1. Математическая программа  Пифагора (VI в. до н.э.) и Платона

2. В основе корпускулярной (лат. corpusculum - частица) атомистической

программы лежат представления  эпикурейской школы (Левкипп, Демокрит,

Эпикур)

3. Завершающим этапом  развития античной науки можно считать создание континуальной  программы, объединившей в себе все достижения античности. Ее основоположником был Аристотель (384-322 г. до н.э)

          2.2 Средневековая наука

          С распадом античных цивилизаций (I-II в. н.э.) рассеялась по миру их уникальная культура, а с ней и те зачатки наук, которые сформировались в натурфилософии. И лишь к середине X века, после окончательного установления христианства, сквозь тьму варварства и мракобесия начинают пробиваться ростки новой культуры.

     Переводятся на современные языки, сохранившиеся труды древнегреческих философов. Ренессанс гуманитарной культуры послужил мощным толчком к возрождению знаний античности. В недрах средневековой культуры появляются зародыши экспериментальной науки. Ее провозвестником стал Р.Бэкон  XII-XIII века - начало эпохи Возрождения, расцвет которой приходится на XIY-XY в. Она подарила человечеству такого титана как Леонардо да Винчи (1452-1519), на плечах которого сформировалась наука XVI-XVII веков. Один из лучших умов человечества, живописец и скульптор, архитектор, ученый, инженер, он изучал движение тел, трение скольжения, гидравлику, сопротивление материалов, разрабатывал проекты каналов, ирригационных систем, машин для подъема и транспортировки грузов, металлургических печей, прокатных станов, ткацких, печатных и деревообрабатывающих станков, летательных аппаратов, подводных лодок, мостов.

     Культура Возрождения подготавливала почву для становления «зрелой»

науки. Этому во многом содействовали  средневековые монастыри, школа  и

университет.

       XY - это век великих географических открытий, зарождения океанических цивилизаций и колониальной системы. Не просто любопытство вело Колумба, Магеллана, Васко да Гама в неизведанные края, а необходимость - завоевание новых территорий и развитие торговли. Нужно было развивать кораблестроение, технику, навигацию. А это невозможно сделать без физики и астрономии. Необходимость овладения навигацией заставила человека более пристально взглянуть на небо и выделить астрономию в самостоятельную область исследования. Именно в это время она отделяется от астрологии.

        В конце XYI века средневековая цивилизация с ее феодальным укладом

и ремесленным производством  подходит к своему закату. Нарождается  новый

тип социально-экономических  отношений, основанный на развитии мануфактурного производства. Возвышение практической деятельности, одобрение практицизма и предпринимательства, новый взгляд на человека как энергичную личность, устремленную на преобразование мира, поощрение индивидуализма, замешанного на религиозных ценностях - все это способствовало

формированию нового общественного  сознания.

      Небывалого уровня развития по сравнению с античностью достигла экспериментальная техника, что способствовало углублению научных исследований, разработке новых станков, инструментов, механизмов и производственной техники. Подготавливался переход к новому, машинному производству и вызревали условия для промышленной революции XYII-XYIII веков.

 

 

 

                                            

 

 

 

3 Классическая  наука

 

3.1.Естествознание  в «Новое время»

           Эпоха средневековья плавно перетекает в Новое время (XYII-XYIII в.).

Это начало промышленного  освоения природы и время зарождения техногенной цивилизации. Оно характеризуется интенсивной урбанизацией, невероятно быстрой индустриализацией, зарождением классической науки и укреплением ее позиций. В промышленность внедряются машины и механизмы, заменяющие физический труд человека. В результате череды социальных революций осуществляются глубокие преобразования в обществе, происходит демократизация политических структур, в общественном сознании закрепляется идеал – образ человека, рационального, умеренного и аккуратного, одной из важнейших целей которого является получение денег и прибыли.

Весь ученый физический мир  занимается проблемами механики: И.Ньютон (1643-1727), Х.Гюйгенс (1629-1695), Р.Гук (1635-1703).. Х.Гюйгенс, продолжая исследования Галилея, изучил колебательное движение тел и его законы.

 Но основные направления исследований Ньютона - математика, механика и оптика. В 1687 году выходит его знаменитое сочинение «Математические начала натуральной философии», в котором он определяет основные понятия механики

 Работы Ньютона стали  фундаментом модели мира - механической картины, которая получила свою окончательную огранку к концу XVIII века благодаря работам И.Бернулли (1667-1748), Д.Бернулли (1700-1782), Л.Эйлера (1707-1783), Ж.Лагранжа (1736-1813), Ж.Д,Аламбера (1717-1783), Г.Лейбница (1646-1716) и других.

Ее основные идеи:

1. Мир дискретен и представляет  совокупность взаимодействующих  тел,

которые состоят из мельчайших корпускул - атомов.

2. Все тела находятся  в вечном движении в пространстве, заполненном

гипотетической упругой  средой - эфиром, подобной легкому газу, благодаря

которой осуществляется их дальнодействие.

3. Пустое пространство  есть вместилище тел. Оно абсолютно, трехмерно, однородно и изотропно. Время абсолютно, однородно, однонаправленно и необратимо. Пространство и время не связаны между собой.

4. Положение тела в  пространстве в любой момент времени можно указать с помощью системы отсчета и координат. Специальные преобразования позволяют перейти от одной инерциальной системы отсчета к другой.

5. Тела природы обладают  внутренним свойством двигаться прямолинейно и равномерно, различаются массой и энергией. Взаимодействие тел носит гравитационный характер, количественно определяется законом все-мирного тяготения и распространяется с бесконечно большой скоростью.

6. Энергия, импульс и  момент количества движения тела могут принимать непрерывный ряд значений.

7. Законы сохранения обеспечивают  вечность и неизменность мира, не-

прерывность и периодичность  движения.

8. Все тела природы  стремятся к устойчивому состоянию  с минимумом

энергии.

9. Все явления связаны  жесткими причинно-следственными  связями,

которые предопределяются законами механики.

10. Законы механики универсальны  и применимы к любым процессам.

          Механическая картина мира явилась важной ступенью в познании природы. Как и всякая модель, она условна и приемлема лишь для описания движения макротел, скорости которых много меньше скорости света. На ее базе сформировалось представление о природе как сложном и точном «часовом» механизме, некогда заведенном в результате «божественного первотолчка», механизме неизменном, раз и навсегда заданном.

Информация о работе Концептуальные основы классической науки