Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 02:57, реферат
Знание закономерностей и конкретики развития мирового рынка должно основываться на изучении рыночной конъюнктуры. Конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и ставки процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателях. Можно также рассматривать конъюнктуру и как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства.
Введение……………………………..……………………………………..3
1. Понятие мирового рынка………………………………………………4
2. Структура мирового рынка……………………………………………4
3. Основные черты мирового рынка……………………………………..5
4. Конъюнктура мирового рынка………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………..12
Литература………………………………………………………………..13
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
студента факультета экономики и управления
Учебная дисциплина: Мировая экономика.
Тема: Конъюнктура мирового рынка.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………..………………………
1. Понятие мирового рынка………………………………………………4
2. Структура мирового рынка……………………………………………4
3. Основные черты мирового рынка……………………………………..5
4. Конъюнктура мирового рынка………………………………………..6
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Знание закономерностей и конкретики развития мирового рынка должно основываться на изучении рыночной конъюнктуры. Конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и ставки процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателях. Можно также рассматривать конъюнктуру и как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру, которая характеризует состояние на данный момент всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны, и конъюнктуру товарных рынков, когда изучаются текущие колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.
Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знания циклических закономерностей развития экономики, в том числе и характерных признаков каждой фазы цикла и условий их перехода из одной в другую.
При экспорте изучение товарных рынков позволяет получить ответы на такие вопросы, как: смогут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких условиях те товары, которые экспортер предполагает поставить.
1. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА
МРТ закладывает основы для создания мирового рынка, который исторически возник на основе внутренних рынков, вышедших за национальные границы.
Внутренний рынок - сфера экономического обмена, в рамках которой все предназначено для продажи реализуется внутри страны.
Национальный рынок - внутренний рынок + часть рынка, где произведенное внутри страны реализуется среди иностранных покупателей.
Мировой рынок - части национальных рынков, непосредственно связанных с иностранными покупателями.
2. СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА
Мировой рынок
- развитая сфера товарного обмена
между национальными рынками, которые
связаны системой мирохозяйственных
товарно-денежных отношений. Существуют разные сегменты
мирового рынка: рынок товаров и услуг,
капитала и рабочей силы.
Мировой рынок тесно связан с национальными
рынками, но в то же время сильно отличается
от каждого из них. Прежде всего тем, что
на мировом рынке очень сильно сказывается
влияние внешней политики ТНК, на мировом
рынке существует особая система мировых
цен, которая не совпадает с внутренними
ценами.
Мировой рынок
- система единых товарных рынков. Однако
все рынки тесно связаны между
собой, т.к. образуют рыночные цепи. Вокруг
каждой цепочки существует особый рынок факторов производства.
4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО РЫНКА
1. Мировой рынок - категория товарного производства, вышедшего за национальные рамки.
2. Проявляется
в межгосударственном
3. В большей степени, чем внутренний рынок,
оптимизирует использование факторов
производства.
4. Выступает в качестве
фильтра, выбраковывает
Разделение товаров на торгуемые и неторгуемые.
Торгуемые - реализуются на внутренних и зарубежных рынках и состоят из 3-х групп:
1) сельское хозяйство,
охота, лесное хозяйство,
2) продукция добывающей промышленности;
3) продукция обрабатывающей промышленности.
Торгуемые делятся на экспортные (товары реального экспорта и субституты экспорта - сейчас не вывозятся, но могут) и импортные (реального импорта и субституты импорта - отечественные товары, которые могут заменить импортные для данной страны).
Неторгуемые - реализуются только на внутреннем
рынке.
Торговля признается международной, если
в таможенной отчетности государства
фиксируется факт пересечения товаром
таможенной границы. Однако может быть
и без пересечения границы - тогда отражение
в платежном балансе.
5. КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА
Конъюнктура - это совокупность экономических условий и факторов, которые формируют в определенный период рыночную ситуацию, т.е. состояние спроса, предложения и цены. Конъюнктуру можно отнести к мировому и к национальному рынку. Они взаимосвязаны.
Виды конъюнктуры
1. Общеэкономическая.
2. Отраслевая.
3. Рынка конкретных товаров.
По временному признаку:
1. Текущая.
2. Кратко- и среднесрочная.
3. Долгосрочная.
1. Постоянные и переменные.
2. Циклические и нециклические.
3. Стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его.
В основе конъюнктурных
колебаний - циклический характер развития экономики
(все виды циклов - большие, промышленные
и т.п.), хотя влияют и нециклические факторы
(постоянные и переменные), а также случайные.
Основные нециклические факторы:
1) деятельность государства;
2) монополизация экономики;
3) политические факторы.
У постоянных факторов может быть собственная динамика и цикличность (милитаризация экономики, НТП).
Методы анализа конъюнктуры мирового рынка:
Показатели конъюнктуры мирового рынка:
1) Динамика товарных цен в нерегулируемых секторах экономики.
2) Колличество заключенных сделок.
3) Состояние
портфеля заказов (т.е.
4) Движение запасов.
Конъюнктура бывает повышательная и высокая, понижательная и низкая.
Для повышательной конъюнктуры характерно превышение спроса над предложением, увеличение числа сделок, цены растут и субъекты рынка проявляют очень большую активность. Поскольку спрос превышает предложение, это рынок продавца. При понижательной кон-ре происходит затоваривание, спад экономической активности, спад цен и определенные преимущества имеет покупатель. Конъюнктура мирового рынка может касаться отдельных товаров, групп товаров и отдельных регионов и всего мира в целом. Конъюнктура - объект активного вмешательства экономических субъектов.
Конъюнктура мирового
рынка - рыночные условия купли-продажи
на международных рынках, состояние
мировой торговли на определенный момент, обусловленное определенным
соотношением спроса и предложения.
Оценка конъюнктуры и ее прогноз - важнейшая
составная часть работы по заключению
любого внешнеторгового соглашения, поскольку
от оценки конъюнктуры зависят условия
сделки, на которых вы можете настаивать,
Изучение конъюнктуры товарного рынка
базируется на анализе показателей, характеризующих
производство и поставку товаров этой
группы, объем и структуру розничной продажи,
товарных запасов на складах предприятия,
в оптовой и розничной торговле. Поэтому
главная цель информационного обеспечения
исследований конъюнктуры рынка — создание
системы показателей, позволяющих получить
количественную и качественную характеристики
основных закономерностей и особенностей
развития спроса населения и товарного
предложения, выявить факторы формирования
рыночной конъюнктуры. К таким показателям
относятся:
- производство товаров в ассортименте; обновление товарного ассортимента;
- обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями; запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях);
- забраковка
товаров и рекламации (перечень
товаров ограниченного и
- продажа товаров
в ассортименте (в том числе
оптовая, розничная, фирменная)
- изменение доли рынка, занимаемого предприятием; изменение доли рынка, занимаемого конкурентами; выполнение заявок на поставку товаров;
- изменение в спросе потребителей; величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;
- динамика цен;
- продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и др.).
Служба изучения рынка предприятия анализирует данные о динамике производства товара в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети.
Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.
При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.
По своему характеру
прогноз показателей конъюнктур
Учитывая особенности прогноза показателей конъюнктуры, наиболее целесообразным является применение экономико-статистических методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов. На основе анализа динамических рядов устанавливается тенденция развития и распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в развитии ресурсов товаров, покупательных фондов населения.
Расчеты вероятных
значений показателей конъюнктуры
носят многовариантный
- любая расчетная величина носит вероятностный характер, не может быть дана однозначно и должна находиться в определенном интервале значений; один и тот же показатель может быть рассчитан с использованием различных методов, позволяющих получить различные итоговые данные;
- расчеты могут,
а в ряде случаев и должны,
осуществляться с учетом
Результаты исследований конъюнктуры
рынка могут быть представлены в виде
различных аналитических документов.
1. Сводный обзор,
или доклад. Это основной документ
с обобщающими показателями
2. Тематический
(проблемный или товарный) обзор
конъюнктуры. Документы,
3. Оперативная (сигнальная), конъюнктурная информация. Это документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода «сигналом» об отдельных процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.