Конъюнктура рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:47, творческая работа

Описание

Конъюнктура рынка труда – это соотношение спроса и предложения труда, сложившееся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил, факторов и условий. И определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюктура рынка труда может быть трех типов:
1. Трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда.
2. Трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток труда.
3. Равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Работа состоит из  1 файл

Конъюнктура рынка труда.docx

— 27.29 Кб (Скачать документ)

 

Конъюнктура рынка труда – это соотношение  спроса  и  предложения  труда, сложившееся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил, факторов и условий. И определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.

В зависимости  от  соотношения  между  спросом  и  предложением  труда конъюктура рынка труда может быть трех типов:

1.  Трудодефицитной,  когда рынок труда   испытывает   недостаток предложения труда.

2. Трудоизбыточной, когда на  рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток труда.

3. Равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относится к тому или иному региону или сфере приложения  труда,  образуя  в  совокупности  общий  рынок труда в стране [3].

Изучение конъюнктуры  рынка труда возможно только при  полной статистической информации о  состоянии рынка. Для этого могут  быть использованы данные государственной службы занятости, государственные и региональные данные статистики. Измерению и оценке поддаются как количественные, так и качественные признаки.

Конъюнктуру рынка труда  необходимо изучать с целью определения  соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Для анализа сбалансированности рынка используются различные методы: балансовый, соотношения показателей динамики, косвенный – с помощью индикаторов, неформальных и экспертных оценок.

Сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы возможно при условии равновесия на рыке труда. Равновесие достигается, когда спрос на рабочую силу равен ее предложению. Это явление встречается не так уж часто, потому что ситуация на рынке труда складывается так, что предложение рабочей силы превышает спрос, и наоборот. Этому способствует такое проявление ранка труда, как  стихийность. Изменение основных параметров рынка происходит с различной скоростью, что приводит к кратковременным, а, в худшем случае, к долговременным нарушениям в пропорциональности развития рынка труда, к отклонениям от основной тенденции развития. В этом случае сбалансированность спроса и предложения определяется как результат преодоления диспропорций на рынке труда.

 При рассмотрении этого показателя может быть также выявлен дисбаланс между количеством рабочей силы, которая формирует предложение на рынке труда, и количеством рабочих мест, которые определяют спрос, вызванный, прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

На основании изучения сбалансированности и пропорциональности развития рынка труда органами власти проводится определенная, необходимая политика, принимаются те или иные программы развития, которые могли бы привести структуру предложения рабочей силы на рынке труда в состояние, способное удовлетворить спрос.

Необходимость изучения рыночной конъюнктуры определяется сущностью  современного маркетинга, его четко  выраженной ориентацией на интересы рынка. Маркетинговый анализ и маркетинговое исследование невозможно без конъюнктурного анализа. Он оказывает сильное влияние на все этапы маркетингового цикла. Позиция фирмы на рынке, её шансы на коммерческий успех, выбор стратегии и маркетинговой деятельности в значительной мере зависят от внешних условий и, в частности, от рыночной конъюнктуры.

Маркетинговые исследование проводятся с целью создания эффективной  системы регулирования занятости  населения, осуществляющей изучение конъюнктуры рынка труда, определение цены рабочей силы, стимулирование распределения трудовых ресурсов, стратегическое планирование, проведение соответствующей рекламы.

Роль маркетинга заключается  в своевременном определении  и предотвращении дисбаланса в сфере  занятости, в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей  силы, а также с целью эффективного использования рабочей силы.

Благодаря маркетинговым  исследованиям и работодатель, и работник становятся более избирательными и информированными в трудовых отношениях. У работодателя формируются требования к нанимаемому работнику так же, как и у работника свои требования к рабочему месту.

Таким образом, маркетинг  на рынке труда способствует созданию условий для эффективного использования рабочей силы, для удовлетворения потребностей работника, фирмы и общества, а, следовательно, содействуют улучшению качества жизни.

Для динамического развития рынка труда характерно явление  цикличности, то есть повторяемости  тенденций и интенсивности развития. Различают внутригодовую, сезонную цикличность и экономическую цикличность, охватывающую несколько лет, и отражающая закономерности действия рыночного механизма. Цикличность рынка – это регулярно повторяющиеся во времени изменения уровня, вектора, скорости и характера его развития.

Методика выявления цикличности  рынка включает следующие принципиальные операции: на первом этапе отбираются параметры рынка, проявляющие наибольшие колебания, и строятся их динамические ряды или их графические изображения (диаграммы). Анализ, которых позволяет  сделать выводы об изменении основных рыночных процессов и их движении по фазам экономических циклов [5].

Цикличности прежде всего подвержены сезонные профессии, например, сфера туризма и обслуживания. Именно здесь наблюдаются периоды увеличения предложений со стороны работодателей.

Российский рынок труда  крайне неравномерен, однако в целом  предложение труда на рынке превышает  спрос на труд, в связи с чем в экономике страны существует безработица. Тем не менее данная ситуация характерна не для всех отраслей рынка труда, есть и такие отрасли, где, наоборот, спрос на труд превышает предложение.

Рынок труда в настоящий  момент отражает текущую экономическую ситуацию в стране. Конъюнктура рынка труда сложилась такая, что условия диктует работодатель. В условиях, когда предложение на рынке труда растет, в том числе со стороны квалифицированных специалистов, а количество вакансий, в том числе в инвестиционном бизнесе, сократилось в несколько раз, компании получили возможность подбирать себе устраивающих их сотрудников. Сейчас достаточно неплохих профессионалов можно получать по более низким ценам, чем год назад.  Несмотря на снижение уровня зарплат специалистов в среднем на 20-30%, высококвалифицированные кандидаты работу не ищут, а если и ищут, то находят довольно быстро и на интересующих их условиях. В отношении таких специалистов сложно сказать, что рынок на стороне работодателя.

Несмотря на сложившуюся  ситуацию, возможности устроиться на хорошую работу, конечно же, остались, только процесс этот стал более длительным и сложным.

Самые востребованные специальности – это все, что связано с продажей товаров и услуг. Если говорить про банковских служащих, то сейчас останутся востребованными только опытные специалисты. Сейчас востребованы специальности, связанные с производством. Специальности инженеров и технологов сейчас в дефиците.

По данным рекрутинговых  агентств, 60% вакансий составляют вакансии руководителей среднего звена [1].

Тюменская область – один из главных экономических центров России. Главной отраслью здешней экономики является топливная промышленность. На территории области расположены такие крупные и успешные предприятия, как Тобольский нефтехимический комбинат, ОАО «Нефтемаш», а так же Тюменский аккумуляторный завод, Тюменский судостроительный завод, Тюменские моторостроители и другие.

За прошедший период нынешнего  года, в службах занятости региона 6800 безработных было снято с учета. 53% из них было трудоустроено, 16% - направлено на профессиональное обучение.

Потребность в работниках Тюменской области, на сегодняшний  день, составляет более 20 тысяч единиц. Именно столько заявок от работодателей  содержится в областных центрах  занятости. Коэффициент напряженности  на местном рынке труда равен 0,5 [4].

Несмотря на довольно благоприятную  экономическую обстановку, на территории Тюменской области пока функционируют  предприятия, проводящие сокращения сотрудников. За последнее время, в таком порядке, был уволен 61человек. В основном, проблема массовых увольнений касается энергетической сферы.

Наиболее востребованными  профессиями Тюменской области  являются: облицовщик, маляр, бетонщик, плотник, арматурщик, каменщик, штукатур, подсобный рабочий, врач, учитель, инженер.

Средняя зарплата Тюменской  области составляет 25 тысяч рублей. Значительно больше среднего получают сотрудники авиакомпаний – 74 тысячи рублей. За ними идут работники сферы добычи полезных ископаемых, оклады которых  достигают 72 тысяч рублей [2].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение конъюнктуры рынка труда является неотъемлемой частью развития экономики, как отдельного региона, так и страны в целом. Основным показателем, я считаю, является сбалансированность. Именно на основании его можно судить об уровне развития экономики. Результаты анализа сбалансированности помогают выбрать необходимую стратегию, обеспечивающую равновесие спроса и предложения рабочей силы.

 

Список литературы:

  1. ИА «Русские новости» [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.ru-news.ru, свободный
  2. Занятость населения в Тюменской области: Аналитическая записка/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2011. – 31 с.
  3. Кязимов К. Г. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие / К. Г. Кязимов. - СПб.: Перспектива, 2009. - 368 с.
  4. Постановление Тюменской областной Думы «О рекомендациях "круглого стола" по теме "Проблемы, задачи, пути создания реальных условий обеспечения занятости населения Тюменской области"» от 23 июня 2005г. №2254.
  5. Электронная библиотека научной литературы [Электронный ресурс] / Режим доступа http:// lib.ua-ru.net, свободный

Информация о работе Конъюнктура рынка труда