Конкуренция: ее виды, способы регулирования и экономическая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Таким образом конкуренция - это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.
Цель моей курсовой работы: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и экономики в целом.

Содержание

Введение
1 Конкуренция: понятие, сущность.
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность как экономические категории.
1.2 Основные теории конкуренции.
1.3 Виды конкуренции.
2 Типы конкуренции.
2.1 Совершенная конкуренция.
2.2 Несовершенная конкуренция.
2.2.1 Монополия.
2.2.2 Монополистическая конкуренция.
2.2.3 Олигополия.
3 Особенности конкуренции в РФ.
3.1 Государственное регулирование конкуренции.
3.2 Экономическая роль конкуренции в РФ.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция ее виды, способы регулирования и экономическая роль.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

      Когда продукт дифференцирован, продавец одновременно является и монополистом и конкурентом. Э. Чемберлин определяет термин «дифференциация продукта» достаточно широко, учитывая не только различные свойства продукта, но и все условия и услуги, связанные с реализацией, и даже географическое положение. Другими словами, низкие цены не являются решающим фактором обеспечения конкурентных преимуществ, и в формировании спроса должно много внимания уделяться качеству товара, рекламе, сервисному обслуживанию потребителей.

      По мнению Э. Чемберлина, «дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки… или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю.  Дифференциация также может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле (если ограничиться одним только примером) эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манере ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.

      Поскольку эти и всякие иные – неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то «продукт» выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают подобные вещи, и, можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром.

      Если иметь в виду две указанные стороны дифференциации, то становится очевидным, что все продукты в сущности отличаются друг от друга – по меньшей мере слегка отличаются  - и что в обширной области хозяйственной деятельности дифференциация играет важную роль».

      Таким образом, пределы власти каждой группы монополистов и их контроль над предложением товаров ограничены вследствие существования товаров – заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Успех  фирмы часто зависит не столько от цены и потребительских качеств продукта, столько от того, сумел ли продавец завоевать привилегированное положение на рынке. Отсюда в условиях  «монополии по дифференциации продукта» монопольная прибыль может возникнуть, если при определенной защите от вторжения конкурентов сформирован и активизирован спрос на определенную продукцию.

      Модель Э. Чемберлина предполагала поиск оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающих фирме максимальную прибыль, и допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньше, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность.

      Таким образом, состояние «монополистической конкуренции», по Э. Чемберлину, ведет к тому, что в масштабе общества потребители платят за товары больше, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица.

      Одновременно Э. Чемберлин отмечает, что в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов потребителей, повышением их изощренности и требований, a стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса.

      Таким образом, по теории Э. Чемберлина, монополия и конкуренция  - взаимосвязанные явления; рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями самого продукта, расходами по сбыту; дифференцированный продукт имеет большую цену, что является платой за дифференцированное потребление.

      Теория «несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон. В контексте рассматриваемой темы интересна концепция профессора Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон (1903 – 1983). В своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) она критикует концепцию конкуренции: «Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай».

      Дж. Робинсон анализирует несовершенную конкуренцию, имеющую общее с монополией: спрос менее подвижный, условия для свободной конкуренции отсутствует, цены воздействуют на спрос, служат средством регулирования сбыта, поставщиком на рынке немного, выход на рынок для других фирм сопряжен с преодолением ряда барьеров. Дж. Робинсон останавливается на лидерстве в ценах, «издержках плюс», соглашениях поставщиков и производителей, государственных ограничениях цен и продаж. «Считается, что производитель, продающий свою продукцию, всегда стремится уравнять предельный доход и предельные издержки. Можно полагать, что он делает это, определяя цену спроса и издержки производства для различных значений выпуска или же в процессе непосредственной деятельности методом проб и ошибок.

      Дж. Робинсон показывает, что фирма, занимающая монопольное положение на рынке, пользуясь неэластичностью спроса, может снизить выпуск и одновременно повысить цену, в итоге увеличивая суммарную выручку.

      Другими словами, выгодно сократить объем производства: производить продукции как можно меньше и продавать ее по более высокой цене. Цена на таком рынке превышает предельные издержки.

      Монополия подразумевает существование только одного продавца. Однако такая ситуация весьма необычна. Хотя монополистические конкуренты обладают некоторой монопольной властью, в долгосрочном периоде она ограничивается потенциальной конкуренцией с новыми компаниями, вступающими в данную отрасль, а также существующей конкуренцией с уже действующими соперниками.

      В случае разовой поставки товаров и услуг конкуренция принимает форму конкурентных торгов, когда вероятные поставщики предлагают свои условия поставки и покупатель выбирает одного из них. При прочих равных условиях предпочтение обычно отдается поставщику, предложившему более низкую цену.

      Сегодня конкуренция за рынки сбыта ведется не только посредством цен, но и по разным причинным определяется качеством продукции, сроками поставки, гарантиями, надежностью и степенью репутации поставщика, возможностями продажи в кредит, уровнем послепродажного обслуживания и др. Для покупателя важно быть уверенным, что победители торгов обладают достаточными техническими возможностями и финансовыми ресурсами, для того чтобы выполнить свои обязательства и обеспечить своевременную поставку заказанных товаров и услуг.

      Все это делает чрезвычайно важной проблему выбора направлений и методов обеспечения конкурентных преимуществ.

      Теория конкуренции М. Портера. Наиболее известным в России по теории конкуренции считаются современные работы М. Портера. Широко известна его точка зрения, что «конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены». По мнению М. Портера, конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Именно совершенствование и обновление – непрерывный процесс, который позволяет создать, по мнению М. Портера, конкурентные преимущества.

      Согласно проведенному М. Портером анализу промышленности наиболее промышленно развитых стран, постоянная реализация обновления производства на основе новшеств является источником устойчивых конкурентных преимуществ не только компаний и отраслей, но и стран.

      Конкурентные преимущества, которыми фирма обладает по сравнению со своими соперниками, согласно теории М. Портера, в основном обусловлены:

а) возможностью фирмы производить и продавать товар с суммарными меньшими затратами, чем конкуренты;

б) возможностью обеспечить потребителя большей ценностью потребительских свойств.

      М. Портер указывает на важность характеристики сферы конкуренции (рис. 1.2).

 

 

 

 

Конкурентное преимущество

Низкие издержки

Дифференциация

Сфера конкуренции

Широкая

Лидерство в издержках

Дифференциация

 

Узкая

Фокусировка

На издержках

На дифференциации

Рис. 1.2 Матрица М. Портера

      Комплексно рассматривая причины возникновения конкурентной борьбы, М. Портер выявляет пять «сил конкуренции» (рис. 1.3), влияющих на цены, предлагаемые фирмами, затраты по выпуску и реализации продукции, на потребительские свойства предлагаемых на рынке товаров.

 

 

Угроза

появления новых конкурентов

                        

 

 

 

                                                        

Способность

поставщиков

торговаться

 

 

Способность

Поставщиков

торговаться

 

соперничество

между

имеющимися

конкурентами

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

Угроза

Появления

Товаров-заменителей

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Пять сил конкуренции (по М. Портеру)

 

1.2   Виды конкуренции

      По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

      Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Ценовая конкуренция может иметь место и без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.

Информация о работе Конкуренция: ее виды, способы регулирования и экономическая роль