Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
изучить четыре модели рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.1 Сущность конкуренции 6
1.2 Позитивные и негативные последствия конкуренции 8
1.3 Стратегия конкуренции 9
1.4 Виды конкуренции 12
РАЗДЕЛ 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ 14
2.1 Чистая (совершённая) конкуренция 16
2.2 Чистая монополия 19
2.3 Монополистическая конкуренция 21
2.4 Олигополия 23
ВЫВОД 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
По
методам осуществления
Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Рынок
и конкуренция в значительной
степени синонимы: одно без другого
не существует. Более того, содержание
конкуренции раскрывается в понятиях
«конкурентного» и «
Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неактуальное логическое упражнение.
Чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.
Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам:
Для современного рынка основным видом конкурентных отношений является синтез конкуренции и монополии в виде олигополистической конкуренции. Структура олигополистического рынка очень противоречивая. С одной стороны, каждая фирма в олигополии стремится максимизировать свои текущие доходы, а с другой – она действует с учётом их влияния на поведение других фирм в данной отрасли. Дело в том, что внутри олигополии выигрыш одних фирм может быть получен только за счёт потерь других фирм. Вместе с тем, сотрудничество фирм, их согласованная политика обеспечивают каждому участнику больше выгод, чем при независимых действиях. Поэтому олигополия любой ценой пытается избежать войны цен между фирмами, которые в неё входят.
Экономисты
говорят о возникновении монопо
0 Q Q
Рис
2.1. Положение равновесия конкурентной
фирмы в долгосрочном периоде [11].