Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:44, реферат

Описание

Россия продолжает оставаться аутсайдером во всех международных рейтингах конкурентоспособности. Почему такое происходит? Чего не хватает нашей стране для повышения своего статуса? Что должно сделать правительство в сложившейся ситуации? Какие меры принять?

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность России.docx

— 322.04 Кб (Скачать документ)

            4. Есть ли позитивные образцы?  Если обратиться к зарубежному  опыту формирования и реализации  государственной конкурентной политики, уместно привести два примера.

            Пример первый. В 2006 г. Соединенные  Штаты Америки, серьезно обеспокоенные  тенденцией снижения своей конкурентоспособности  по ряду позиций, а также  резким подъемом других государств (прежде всего, Китая), приняли  стратегическую программу под  названием «Американская инициатива  по конкурентоспособности» (American Competitiveness Initiative). Стратегическая программа была изложена в очередном послании президента Дж.Буша и практически взята под президентский контроль, и поставлена в число национальных приоритетов [9]. В результате широкомасштабной работы, в которую были вовлечены солидные интеллектуальные силы, был подготовлен ряд законопроектов («О защите конкурентных преимуществ Америки» Protecting America’s Competitive Edge, «О национальных инновациях» (National Innovation Act и др.), которые позволили организовать работу по серьезному укреплению национальной конкурентоспособности [10].

            Второй пример – пример  Финляндии,  которую IMD и WEF регулярно включают  в число лидеров в рейтингах  наиболее конкурентоспособных стран.  Проблема конкурентоспособности  экономики Финляндии была решена  за 10 лет (1993-2003 гг.) за счет создания  качественной национальной инновационной  системы. За это время экспорт  электронных продуктов вырос  почти в 3 раза – с 5 млрд. до 14 млрд. евро. Финляндия лидирует по доле расходов на душу населения, вложенных в НИОКР, при этом в числе приоритетов – информационные технологии, которые приносят стране 45% ВВП, а 85% производимого информационно-технологического продукта идет на экспорт. Благодаря успешной политике в сфере инноваций Финляндии с населением 5,5 млн. человек и небогатыми природными ресурсами удалось стать одним из лидеров международных рейтингов конкурентоспособности.

   Таким образом, в современных условиях, чтобы выдерживать конкуренцию  в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей  конкурентоспособности, России также  необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для  реализации национальных интересов  в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия как  неотъемлемая часть государственной  стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы.

   Несомненно, российское государство наряду с  существенными конкурентными недостатками обладает значительным ресурсом для  повышения своей конкурентоспособности  и пока неиспользованными серьезными преимуществами в плане конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам  можно отнести: уникальное евразийское  геополитическое положение российского  государства; сохранение статуса великой  державы по некоторым признакам; богатейшие природные ресурсы (при  условии существенного повышения  эффективности их использования); историко-культурные традиции, единую полиэтническую и многоконфессиональную цивилизационную общность, закаленную в историческом процессе.

   В качестве конкурентных ресурсов мы вправе рассматривать: сохранившийся достаточно высокий образовательный и научный  уровень; наметившийся после периода  экономического кризиса 1990-х некоторый  экономический рост (в настоящий  момент «приторможенный» мировым кризисом); ряд уникальных производств, прежде всего, в оборонной отрасли; потенциал  повышения эффективности государственного управления; потенциал региональной интеграции. К этому можно добавить потенциал повышения конкурентоспособности  российской геополитики, потенциал  решения проблемы российской идентичности, потенциал создания информационной инфраструктуры и информационного  общества, потенциал укрепления российского  имиджа.

   И, конечно, ключевым механизмом повышения  уровня конкурентоспособности России видится конкурентная стратегия  и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически  верного определения векторов и  приоритетов реформирования, ориентированных  на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Тогда задачи восстановления статуса державы в экономико-технологическом плане,  перехода российского государства с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности»,  возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере не будут восприниматься экспертами как несбыточные мечты.

   Литература

   1. IMD. World Competitiveness Yearbook. 2008.

   2. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. 2007-2008.

   3. Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический  фактор конкурентоспособности России// Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008.

   4. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности  России как национально-государственной  целостности// Конкурентоспособность  России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006.

   5. Киселев С.Г. Трансформация геополитической  и геоцивилизационной безопасности России// Многовекторность безопасности международных отношений. Научные доклады Института стратегических исследований. М.: ЭНДИСИ. 2006. № 1.

   6. Макиндер Х. Географическая ось истории// Геополитика: Хрестоматия/ Сост. Б.А. Исаев. СПб.: Питер, 2007.

   7. Степашин С.В. Конкурентоспособность  России в условиях глобализации: взгляд Счетной палаты// Конкурентоспособность  России в условиях глобализации. М.: РАГС, 2006.

   8. Послание Президента Российской  Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации 5.11.2008 г.  М., 2008.

   9. State of the Union: American Competitiveness Initiative. The White House, President Georg W. Bush, For Immediate Release, Office of the Press Secretary, 31.01.2006.

   10. Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность  США// США*Канада. 2007, №10.

   КОММЕНТАРИИ

   [25.01.2010 16:04]   Филиппов Дмитрий:   В международных рейтингах конкурентоспособности  Россия традиционно относится  к группе развивающихся стран,  характеризующихся повышенной политической  и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.

   В докладах Всемирного экономического форума рейтинг роста конкурентоспособности  страны складывается из следующей укрупненной  группы факторов: экономическая креативность, инновации, передача технологии, состояние финансовой системы, интеграция в мировое хозяйство, условия для начала нового бизнеса.

   Так, по мнению экспертов Всемирного экономического форума и Гарвардского университета, Россия имеет очень сильные международные  позиции в черной металлургии; сильные - в цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности; посредственные - в химии, в авто- и судостроении, общем машиностроении, приборостроении; слабые - в авиапромышленности, электронике, в текстильной промышленности.

   Таким образом, в России имеются необходимые  предпосылки для создания конкурентоспособной  по качеству и ценам на мировом  рыке продукции. Однако дальнейшее укрепление экспортного потенциала тесно связано  с решением общих проблем экономического развития России, осуществлением мероприятий  по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР  и внедрения их результатов в  конкретную технологию производства.

   Рейтинг конкурентоспособности  стран от IMD

   21.05.2009

   Украина оказалась на предпоследнем, 56 месте  в ежегодном рейтинге конкурентоспособности  стран, который составляет Международный  институт развития менеджмента (IMD).

   Который год подряд мировым лидером конкурентоспособности  остается экономика США. Также отметились Гонконг и Сингапур – 2 и 3 места  соответственно. Улучшили свои позиции  по сравнению с 2008 годом и скандинавские  страны – Дания (5 место) , Швеция (6 место) и Финляндия (9 место).

   Рейтинг конкурентоспособности стран отражает способность национальных систем управления создать благоприятные условия  и конкурентоспособную среду  для объектов предпринимательской  деятельности.

   Составляя рейтинг, аналитики IMD использовали свою традиционную методику. Согласно ей экономику  каждой страны оценивают по четырем  главным показателям: инфраструктура, эффективность правительства, эффективность  бизнеса и макроэкономические показатели.

   Инфраструктура: базовая инфраструктура, технологическая  инфраструктура, научная инфраструктура, здоровье и окружающие среда, образование.

   Эффективность правительства: государственная политика, налоговая система, институционная база, нормативная база предпринимательской деятельности, социальная база.

   Макроэкономические  показатели: микроэкономика, международная  торговля, иностранные инвестиции, открытость рынка, цены.

   Эффективность бизнеса: производительность, рынок  труда, финансы, менеджмент, масштабность.

   Кроме перечисленных показателей во врумя исследовиания были изучены около 300 различных факторов влияния на национальные экономики.

   Общая сумма баллов могла составлять от 0 до 100. По ней определяли место страны в рейтинге. При исследовании использованы статистические данные, предоставленные  национальными ведомствами и  международными организациями. Треть  данных получена путем прямого опроса бизнесменов.

   

   

   

   Справка: Международный институт развития менеджмента (International Institute for Management Development, IMD) – некоммерческая учебно-исследовательская структура. IMD образована в 1990 году путем слияния двух независимых исследовательских и учебных центров менеджмента: IMI (Женева,1946) и IMEDE (Лозанна, 1957).

   IMD готовит высококлассных специалистов  по экономике. Ежегодно здесь  учатся около 8 тыс. слушателей  почти 100 национальностей. Среди  постоянных партнеров IMD – Shell, Philips, Nestlé, Unilever, Medtronic, Johnson & Johnson, Nokia и Novartis.

   Кроме учебной работы институт проводит собственные  экономические исследования. Уже  на протяжении 20 лет выходит самый  значимый отчет IMD World Competitiveness Yearbook.

   Индекс  глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

   Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность  как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы  в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчеркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень  благосостояния своих граждан. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа  проблемных моментов в их экономической  политике и разработки стратегий  по достижению устойчивого экономического прогресса.

   В исследовании представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). В настоящее время основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году.

Информация о работе Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия