Контрольная работа по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 06:06, контрольная работа

Описание

Банк - это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Содержание

Коммерческий банк, принципы деятельности и функции, порядок создания и ликвидации……………………………………………………3
Понятие коммерческого банка и его организационная устройство .3
Принципы деятельности коммерческого банка ……………………..7
Функции коммерческого банка……………………………………….9
Порядок регистрации и ликвидации коммерческих банков……..11
Ликвидность и финансовая устойчивость коммерческого банка……..14
Список использованной литературы …………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО ГОТОВАЯ.docx

— 54.63 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Принципы деятельности коммерческих  банков

 

Первым и основополагающим принципом  деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

Работа в пределах реально имеющихся  ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами  и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится  к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного  веса собственных средств в общем, объеме его ресурсов. Жесткая зависимость  активов банка от характера его  пассивов должна учитываться при  определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т. п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов.

В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов), т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе, имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.

Принцип работы в пределах реально  привлеченных ресурсов как фундамент  коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты:

возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных

ресурсов от административных пут  единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск  банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского  капитала в наиболее рентабельные и  динамичные отрасли (к сожалению, в  условиях инфляции наиболее доходной стала сфера обращения — торговля, биржевой бизнес, и банковский капитал  стимулирует нарастание в них  спекулятивных операций). Радикально меняется кредитное планирование в  банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при  этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально  привлеченных ресурсов, обеспечивая  при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность и. предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую  свободу в распоряжение своими фондами  и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в. соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и  размеры отчислений в различные  фонды банка, а также размеры  дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого  банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место  в отношении хозрасчетных учреждений спецбанков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип  заключается в том, что взаимоотношения  коммерческого банка со своими клиентами  строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого  банка заключается в том, что  регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

 

1.3 Функции  коммерческих банков

 

Одной из важных функций коммерческого  банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение  посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредитора к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастает риск потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и их заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

Вторая важнейшая  функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению ресурсов. Для предприятий пропорции распределения полученных доходов на потребляемую и накапливаемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные  ресурсы, должны не только максимально  мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к: накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в РФ Федерального фонда обязательного страхования вкладов, которое предусмотрено в «Законе о банках и банковских операциях».

Третья функция  банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами – при переходе к рынку  приобретает свое новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета также повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

В связи с формированием фондового  рынка получает развитие и такая  функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. В отличие от некоторых развитых стран (напр., США) действия наших коммерческих банков на рынке ценных бумаг не ограничиваются. Они могут производить разнообразные операции с ценными бумагами.

Банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска  и обращения ценных бумаг. Банк может  размещать свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени, тогда все  риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения  рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка.

 

1.4 Порядок открытия, регистрации  и ликвидации коммерческих банков

 

Порядок открытия, регистрации и  ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Законом «О банках и  банковской деятельности». В соответствии с этим законом в РФ действует  лицензионный порядок осуществления  банковской деятельности. Банковские операции могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБ РФ. Необходимость особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном регулировании и контроле со стороны ЦБ РФ, поэтому они обязательно должны получать лицензии на совершение банковских операций и проходить регистрацию в ЦБ РФ. В противном случае банковские операции являются незаконными.

При создании коммерческого  банка ему выдается лицензия на совершение банковских операций, в которой указываются банковские операции, на осуществление которых банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Осуществление банковской деятельности без лицензии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

За регистрацию и выдачу лицензии на совершение банковских операций с  банков и кредитных организаций  взимается сбор в доход федерального бюджета в размере не более 1% суммы  объявленного уставного капитала. Плата  взимается и за открытие каждого  нового филиала банка.

Коммерческий банк считается созданным и приобретает  статус юридического лица после государственной  регистрации в ЦБ РФ. Инициатива организации коммерческого банка принадлежит учредителям банка - юридическим и физическим лицам, заинтересованным в создании банка и готовым принять участие в формировании его уставного капитала. В качестве учредителей банка могут выступать юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Не могут быть участниками банков предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные неплатежеспособными.

Учредители берут на себя оформление всех необходимых для создания банка  документов, формирование его уставного  капитала, обеспечение материально-технической  базы, определение круга клиентов и видов совершаемых банком операций и решение других вопросов. Учредители - юридические и физические лица - оформляют и подписывают учредительный  договор или договор о создании акционерного общества. В нем определяется организационно-правовая форма банка, предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале; ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств; стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.д.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц, его подписавших.

До регистрации банка учредители не имеют право проводить банковские операции от его имени.

Учредители банка проводят учредительное  собрание, на котором обсуждают все  основные вопросы деятельности будущего банка, определяют его характер, состав акционеров, долю каждого акционера  в уставном капитале банка, рассматривают  проекты учреди тельных документов и принимают соответствующие  решения. Учредительное собрание должно, в частности, принять решение  о создании банка, утвердить его  устав, наименование, избрать совет  директоров банка, ревизионную комиссию, а также утвердить кандидатуры  для назначения на должности руководителей  исполнительных органов и главного бухгалтера; расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности и др.

Не позднее чем  через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители представляют в  Главное управление ЦБ РФ по месту  своего нахождения вес документы, необходимые  для регистрации банка: ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии, устав банка, утвержденный собранием акционеров, учредительный договор, протокол учредительного собрания, список учредителей банка и заключение аудиторской организации об их финансовом положении. Одновременно представляются нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Госналогслужбы, анкеты кандидатов на должность руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера, а также копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за регистрацию банка и др.

Главное управление ЦБ РФ по месту  нахождения коммерческого банка  направляет в адрес Банка России заключение о целесообразности создания банка на данной территории, к которому прилагаются необходимые для  регистрации документы.

Информация о работе Контрольная работа по "Банковскому делу"