Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 09:32, контрольная работа
На всех этапах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия участникам этой работы приходится иметь дело с большими объемами числовых данных. В ходе подбора и обработки данных аналитик нередко должен оперировать множеством значений изучаемых факторов и величин. Конечный пользователь аналитических отчетов, читая их, тоже сталкивается с числовыми данными, обосновывающими выводы аналитиков или формирующими прогноз будущего развития предприятия.
Введение 3
1 Логические способы обработки информации 5
1. 1 Способ сравнения 7
1. 2 Эвристические методы решения экономических задач на
основании интуиции 9
1.3 Способы аналитической группировки информации 13
1.4 Способы табличного отражения аналитических данных,
графические способы анализа 15
1.5 Способы абсолютных, относительных, средних величин 19
1.6 Балансовый метод 21
Практическая часть 22
Заключение 24
Список литературы 27
1.6 Балансовый метод
Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.
Балансовый метод широко распространен в бухгалтерском учете. Определенное место он занимает и в экономическом анализе. Он широко используется при анализе обеспеченности организации трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами, основными средствами, а также при анализе полноты их использования.
Например, определяя обеспеченность организации трудовыми ресурсами, составляют баланс, где отражается потребность в них, а с другой стороны – их фактическое наличие.
Исследование
использования трудовых ресурсов осуществляют
сравнением возможного фонда рабочего
времени с фактическим
Для проверки
правильности определения влияния
факторов на прирост результативного
показателя балансовый метод используется
как вспомогательное средство. В
детерминированном факторном
Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей.
В экономическом
анализе можно встретить
ГПн + ТП = РП + ГПк.
Отсюда:
РП = ГПн + ТП - ГПк, где:
ГПн — остаток готовой продукции на начало периода;
ТП — выпуск товарной продукции;
РП — продажа продукции;
ГПк — остаток готовой продукции на конец периода.
Иногда балансовый способ применяют для определения величины влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя. Когда, например, из четырех факторов известно влияние трех, то влияние четвертого можно определить, вычтя из общего прироста результативного показателя результат влияния первых трех.
Балансовый способ служил основой для разработки одного из способов факторного анализа – долевого участия или пропорционального деления.
Практическая часть
Задача 1. Определить влияние факторов: величины стоимости основных средств, а также фондоотдачи на изменение выпуска товарной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 1 | |||
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменения за год |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб |
1600 |
1680 |
+ 80 |
Фондоотдача |
1,061 |
1,073 |
+ 0,012 |
Товарная продукция, тыс. руб. |
1698 |
1802 |
+ 104 |
Предыдущий год: Фондоотдача = 1698/1600 = 1,061
Отчетный год: Фондоотдача = 1802/1680 = 1,073
Фондоотдача показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую вложенную единицу стоимости ОПФ.
Изменение фондоотдачи происходит за счет изменения:
1. Объема
производства товарной
2. Среднегодовой стоимости ОПФ.
Таким образом, фондоотдача в отчетном году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0,012 тыс.руб. Это изменение обусловлено положительным влиянием двух факторов, а именно за счет увеличения объема производства товарной продукции и за счет увеличения стоимости ОПФ.
Объем товарной продукции равен:
1,061*(1680 – 1600)+1680*(1,073 – 1,061) = 84,88 + 20,16 = 105,04 тыс.руб.
Объем товарной продукции вырос на 105,04 тыс.руб., в том числе за счет роста среднегодовой стоимости ОПФ на 84,88 тыс.руб., а так же за счет роста фондоотдачи на 20,16 тыс.руб.
Задача 2. Провести сравнительный анализ реализации продукции, сделать вывод.
Таблица 2
Период |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонения от плана |
% выполне ния плана |
Темп изменения показателей | |||||
План |
факт | |||||||||
Сумма тыс.руб. |
Уд. вес % |
Сумма тыс.руб. |
Уд. вес % |
Сумма тыс. руб |
Уд. вес % |
Сумма тыс.руб. |
Уд. вес % | |||
I |
20 |
25,32 |
21 |
25,0 |
22 |
20,37 |
1 |
4,17 |
104,76 |
110,0 |
II |
16 |
20,25 |
19 |
22,62 |
39 |
36,11 |
20 |
83,33 |
205,26 |
243,75 |
III |
19 |
24,05 |
21 |
25,0 |
22 |
20,37 |
1 |
4,17 |
104,76 |
115,79 |
IV |
24 |
30,38 |
23 |
27,38 |
25 |
23,15 |
2 |
8,33 |
108,70 |
104,17 |
Всего |
79 |
100,0 |
84 |
100,0 |
108 |
100,0 |
24 |
100,0 |
128,57 |
136,71 |
Анализируя данные таблицы 2 можно увидеть, что произошло увеличение фактически реализованной продукции в отчетном году по сравнению с прошлым годом и с планом.
Итого реализовано продукции в отчетном году на 108 тыс.руб., что больше, чем было запланировано на 24 тыс.руб., и больше, чем было реализовано в прошлом году на 29 тыс.руб. План был перевыполнен на 28,57 %. Темп роста составил 136,71 %, т.е. фактически продукции в отчетном году было реализовано на 36,71 % больше, чем в прошлом году.
Так в I периоде отчетного года было реализовано продукции на сумму 22 тыс.руб., что больше запланированного на 1 тыс.руб., и больше, чем было реализовано в прошлом году на 2 тыс.руб. Темп роста составил 110 %, т.е. фактически продукции в отчетном году было реализовано на 11 % больше, чем в прошлом году. План в I периоде перевыполнен на 4,76 %.
Во II периоде фактически было реализовано продукции на сумму 39 тыс.руб., что больше, чем реализовано в прошлом году на 23 тыс.руб. Темп изменения во II периоде составил 143,75 %. По сравнению с планом данный показатель увеличился на 20 тыс.руб. Следовательно, план так же был выполнен на 105,26 %, или перевыполнен на 5,26 %.
В III периоде в прошлом году было фактически реализовано продукции на сумму 19 тыс.руб., в отчетном году на 22 тыс.руб., т.е. на 3 тыс.руб. больше прошлого года. Запланировано в отчетном году было реализовать продукции на сумму 21 тыс.руб., что меньше фактически реализованной на 1 тыс.руб. План в III периоде был перевыполнен на 4,76 %, темп роста составил 115,79 %.
В IV периоде фактически было реализовано продукции в отчетном году на сумму 25 тыс.руб., что больше, чем было запланировано на 2 тыс.руб., и больше, чем было реализовано в прошлом году на 1 тыс.руб. Темп роста в IV периоде составил 104,17 %. План в отчетном году был выполнен на 108,70 %, т.е. перевыполнен на 8,70 %.
Из данного анализа можно сделать вывод, что произошло увеличение реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с показателями прошлого года.
Заключение
Экономический анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.
Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродействующих ЭВМ.
В число основных традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.
Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма произволе! венных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерии они являются основным измерителем, то в анализе они используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.
Анализ
финансового состояния
В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.
Список литературы
1. Большой экономический словарь. Издательство: "Институт новой экономики", – 1472 с.
2. А.Д. Шеремет «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия», - М.: Юнити 2002.
3. Г.В. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». Минск, ИП «Экоперспектива», «Новое знание» 1999.
4. Г.В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 2004. – 425 с.
5. Н.В. Киреева Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Социальные отношения, 2007. – 512 с.
6. Н.П. Любушин «Анализ финансового состояния предприятия», Москва 1999г.
7. Н.П. Любушин Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов. - М., 2001.
8. Материал Википедии
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономический анализ"