Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:44, контрольная работа
Задание 1. Раскройте содержание категории «рыночная структура». Назовите основные типы рыночных структур. Приведите примеры рыночных структур на местном или на российском рынке
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция. Под «рыночной структурой» подразумевается характер соперничества или конкуренции фирм и наличие монопольной власти, а также степень их влияния на принимаемые фирмами решения.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и управления
Вариант 10
Контрольная работа
по Экономической теории
Кудрявцевой Екатерины Вячеславовны
Студентки курса ГМУ-31, группы ГМУ-11/3
Направление: 081100.62 «Государственное и
муниципальное управление»
Магнитогорск
2011
Задание 1. Раскройте содержание категории «рыночная структура». Назовите основные типы рыночных структур. Приведите примеры рыночных структур на местном или на российском рынке
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция. Под «рыночной структурой» подразумевается характер соперничества или конкуренции фирм и наличие монопольной власти, а также степень их влияния на принимаемые фирмами решения.
Классификация рыночных структур.
В экономической науке
1. Чистая (совершенная конкуренция). Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену. В связи с этим спрос на продукцию отдельной фирмы не будет падать по мере увеличения ею своих продаж. Графически кривая спроса для отдельной фирмы будет иметь вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса будет иметь отрицательный наклон, а кривая предложения – положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения дает точку рыночного равновесия, которой соответствуют рыночная цена и равновесный объем продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции.
Пример рыночной структуры на рынке: рынок зерна и ценных бумаг.
2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон.
Пример рыночной структуры на рынке: РЖД, Почта России.
3. Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением, главным образом, того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Фиксация предложения может быть обусловлена более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.
Пример рыночной структуры на рынке: Выпечка хлеба (Русский хлеб, МХК «Ситно»), производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей
4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.
Пример рыночной структуры - рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.
Правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.
5. Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для различных покупателей.
Пример рыночной структуры на рынке: ОАО Газпром
6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец – монополист.
Пример рыночной структуры - рынк труда, где сталкиваются две монопольные силы – профсоюзы и предпринимательские организации.
7. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.
8. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.
Пример рыночной структуры - рынок сотовой связи МТС, Билайн, Мегафон.
Задание 2.
Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%. Нуриеев стр. 96
Условия
P1— начальная цена 5 тыс. руб.
P2 — новая цена 4 тыс. руб.
Q1— первоначальный объем 2 тыс. шт.
Q2— новый объем 5 тыс. шт.
Pопт — оптовая цена 2500 ден. ед.
Коэфицент эластичности равен 7,5 ≥ 1, следовательно спрос эластичный, растет быстрее цены.
Решение:
Если продавец покупает свой товар по оптовой цене равной 2500 ден. ед., тогда его затраты в первом случае: 2 500×2000 = 5 000 000 ден. ед.
Выручка: 5 000 ден. ед.×2 000 шт = 5 000 000 ден. ед.
Прибыль, которую продавец получит, продавая товар в первом случае 10 000 000 – 5 000 000 = 5 000 000 ден. ед.
Во втором случае затраты составят: 2 500×5 000 = 12 500 000 ден. ед.
Выручка: 4 000 ден. ед.×5 000 шт = 20 000 000 ден. ед.
20 000 000 – 12 500 000 = 8 500 000 ден. ед. – прибыль, которую получит продавец при снижении цены с 5000 до 4000 ден. ед.
Снижение цены с 5000 до 4000 ден. ед. оправдано.
Задание 3.
Правило: изменение цены Р означает движение по кривой.
а) Смещение точки «а» в точку «в» означает увеличение предложения: производители при этом поставляют больше количества продукта по каждой из возможных цен – снижение цен на факторы производства.
б) Смещение точки «а» в точку «с» указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньше количества продукта по каждой из возможных цен – повышение цен на факторы производства.
в) движение из точки «с» в точку «d» вызвано изменением величины предложения вследствие изменения цены рассматриваемого продукта – увеличение цены вызывает увеличение предложения при прочих равных условиях.
Задание 4. Предпринимательская деятельность как фактор производства. Условия, необходимые для развития предпринимательской деятельности в России
В своей деятельности предприниматель
обычно выполняет три основные функции:
во-первых, факторную, состоящую в
мобилизации денежных накоплений, средств
производства, работников и других
факторов, необходимых для
Свои особенности имеет
предпринимательская
Среди современных организационных
форм предпринимательской
Обращает на себя внимание слабое развитие малого бизнеса. В 2002 г. в стране насчитывалось всего 877,3 тыс. малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны. Они помогают решать многие экономические и социальные задачи: создавать новые рабочие места, уменьшать безработицу и увеличивать спрос на предметы потребления и факторы производства; наполнять рынок товарами и услугами, устранять «лоскутность» рынка; бороться с монопольными структурами и поддерживать конкуренцию способствовать созданию слоя предпринимателей и «среднего класса» в стране.
Для активизации отечественного предпринимательства необходим ряд факторов:
а) здесь чрезвычайно важны роль и усилия государства и других общественных институтов (средств массовой информации и др.), направленных на финансовую поддержку предпринимательства, на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса;
б) необходимо уменьшить влияние криминальных структур на бизнес
в) необходимо создание системы образования, которая даст предпринимательству не только современные управленческие знания, но сумеет привить и определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику и предпринимательское мышление;
г) необходимо осознание предпринимателями (в любой форме предпринимательства) своей социальной ответственности. В такой стране как Россия предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.
Задание 5.
Явные издержки:
Аренда техники 1,5 тыс. един.
Расходы на покупку семян и удобрений 1,3 тыс. един.
Оплата наемным рабочим 2 тыс. един.
Налог 1,7 тыс. един.
Всего: 6,5 тыс. един.
Неявные издержки.
Рента земли 2 тыс. ден.един.
Собственный капитал 20% с 5 тыс. ден. един = 1 тыс. ден.един.
Стоимость таланта 3 тыс. ден.един.
Всего: 6 тыс. ден.един.
Бухгалтерская прибыль = 14 ден.един. – 6,5 ден.един. = 7,5 тыс. ден.един.
Экономическая прибыль = 14 тыс. ден.един. – 6,5 тыс. ден.един. – 6 тыс. ден.един. = 1,5 тыс. ден.един.
Задание 6.
Правильный ответ: в) 50
Решаем согласно правилу максимизации полезности:
MU |
P | |
A |
100 |
10 |
B |
х |
5 |
MUа / Pа = MUb / Pb =100 / 10 = х / 5=10
10х = 500
х = 50
Задание 7. Перед Вами кривая совокупного спроса. Куда смещается кривая совокупного спроса (вправо, влево) при воздействии следующих факторов:
а) увеличение налогов;
б) внедрение новых технологий;
в) повышение курса акций;
г) задолженность потребителя.
Изобразите графически.
А) увеличение налогов снизит
потребительские расходы и
Увеличение налогов с предприятий снизит прибыли и инвестиционные расходы и сдвинет кривую АД влево к АД1
б) внедрение новых технологий стимулирует инвестиционные расходы и сдвигает кривую совокупного спроса вправо от АД к АД1