Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:52, контрольная работа
1. Что изучает экономическая наука: сущность, цель и предмет изучения. Функции и методы экономической науки.
2. Финансовые рынки и их роль в экономике, фондовый рынок. Ценные бумаги: сущность, основные виды.
3. Задача: При производстве 40 штук товара средние переменные издержки составляют 20 рублей. При производстве 20 штук товара средние постоянные составляют 10 рублей. При производстве 50 штук товара средние общие равны 60 рублей. Определите:
1) Величину средних общих при производстве 40 штук.
2) Величину средних переменных при производстве 50 штук.
1. Перечень вопросов варианта домашней контрольной работы………………….3
2. Введение…………………………………………………………………………….4
3. Вопрос №1…………………………………………………………………………..6
4. Вопрос №2…………………………………………………………………………11
5. Вопрос №3…………………………………………………………………………19
6. Заключение………………………………………………………………………..20
7. Список используемой литературы……………………………………………….21
8. Рецензия преподавателя…………...……………………………………………..22
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине: основы экономики
Студентка IV курса заочного отделения
Преподаватель:
1. Перечень вопросов варианта домашней контрольной работы………………….3
2. Введение…………………………………………………………
3. Вопрос №1…………………………………………………………………………
4. Вопрос №2…………………………………………………………………………
5. Вопрос №3…………………………………………………………………………
6. Заключение……………………………………………………
7. Список используемой литературы……………………………………………….
8. Рецензия преподавателя…………...…………………………
Перечень вопросов варианта домашней контрольной работы
ВАРИАНТ №1
1. Что изучает экономическая наука: сущность, цель и предмет изучения. Функции и методы экономической науки.
2. Финансовые рынки и их роль в экономике, фондовый рынок. Ценные бумаги: сущность, основные виды.
3. Задача: При производстве 40 штук товара средние переменные издержки составляют 20 рублей. При производстве 20 штук товара средние постоянные составляют 10 рублей. При производстве 50 штук товара средние общие равны 60 рублей. Определите:
1) Величину средних общих при производстве 40 штук.
2) Величину средних переменных при производстве 50 штук.
ВВЕДЕНИЕ
ЭКОНОМИКА – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное – открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.
Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно – то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.
ЭКОНОМИКА (с древнегреч. – «искусство управления домашним хозяйством») – народное хозяйство страны, т.е. система отраслей производства, продукт которых обеспечивает потребности общества.
Современная экономическая наука приобщает к высокой этике экономических отношений, потому что разумная и эффективная экономика может быть только нравственной, - такой, в которой ценятся порядочность, профессионализм и гражданские чувства, - тогда как лжеэкономика не может быть ни эффективной, ни нравственной, ибо ей суждено порождать лишь массовые криминогенные устремления.
Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.
Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет поэтому национальную специфику.
Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы. И также, как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо прежде всего разобраться в законах функционирования здоровой экономики.
ВОПРОС №1
Что изучает экономическая наука: сущность, цель и предмет изучения. Функции и методы экономической науки.
Сущность науки. Наука может определяться в нескольких аспектах:
1. Особый вид деятельности
2. Особый вид знания
3. Особый социальный институт.
Всё это говорит о том, что науку можно считать разновидностью, особой формой духовной культуры, а также одной из основных форм общественного сознания. Остановимся на характеристике науки как особого вида деятельности. Всякая деятельность осуществляется субъектом.
Кроме того, всякая деятельность имеет цель, предмет деятельности, а также средства, с помощью которой достигается цель. Характерной чертой научной деятельности может служить то, что она носит когнитивный (познавательный) характер, то есть направлена на приобретение новых знаний. В этом основная цель деятельности учёного, её доминанта. Однако знания могут быть получены не только с помощью науки. Они могут оказаться результатом деятельности человека в сфере повседневной жизни, эстетико-творческой деятельности, религиозного опыта. Но лишь наука делает приобретение знаний своей главной задачей. В других же видах деятельности знания являются побочным, не самым главным её результатом. Таким образом, продуктом научной деятельности будут являться знания.
В отличие от цели научной деятельности, целью обыденной деятельности является приспособление к окружающему миру ради извлечения практической выгоды. В результате обыденной, повседневной практики мы тоже можем получить множество сведений о мире, не носящих научного характера. Политическая, экономическая деятельность также оценивается с точки зрения практической эффективности, хотя накопление знаний может способствовать большему успеху этой деятельности. В инженерной деятельности основное внимание также уделяется практическому результату, преобразованию реальности, а не количеству приобретённых знаний. Искусство также может дать нам некие знания, сообщить о нравах и быте описанной в каком-либо художественном произведении эпохи. Однако получение знаний не является основной целью искусства. Оно посвящено, прежде всего, не получению знаний, а созданию эстетических ценностей и выражению отношения творца к реальности, а отнюдь не отображению её самой. В искусстве, например, нет чётких критериев отличия подлинных событий от вымысла.
Итак, во всех прочих областях культуры и деятельности человека приобретение знаний не является основной, а лишь побочной целью. Можно сказать, что знание в своей совокупности – это своеобразная коллективная и индивидуальная память человечества. Таким образом, знания могут быть получены и вне науки, то есть могут существовать научные и ненаучные (вне научные) знания. Слово «ненаучный» не должно нести никакого отрицательного, негативного оттенка и ни в коем случае не должно отождествляться с неистинным, ложным. Есть много истинных знаний, не являющихся научными (например, знание времени начала занятий, цен в магазине и др.); но с другой стороны научность знания ещё не гарантирует его истинности – распространённая в 18 в. теория теплорода оказалась ложной, но заняла своё место в истории науки. И сейчас в науке распространено множество пока неподтверждённых теорий, вполне могущих оказаться ложными, но входящих по методике своего формирования в рамки науки. Какие же черты характеризуют научный и ненаучный виды знания? Наибольшее количество сведений, активно применяемых нами в повседневной жизни, носит характер обыденного знания. Обыденное знание можно считать фундаментом, на котором возводится система научного знания. Уже с помощью повседневного знания можно строить адекватное представление о реальности. Причём, личный опыт даёт нам лишь относительно небольшую часть обыденного знания, большую его часть мы получаем в процессе усвоения традиций, социальных норм, воспитания, обучения. Часто обыденное знание имеет черты рецептурности (правила пользования мобильным телефоном, стиральной машиной); оно предписывает как, что-либо делать, но не объясняет «почему», то есть не является знанием о внутреннем устройстве и принципах действия аппарата.
Также обыденное знание характеризуется своей типичностью. Обыденное знание даётся нам преимущественно как типичное и мы разделяем его с другими людьми (таковы в частности правила поведения). Типичные правила становятся стандартами, а при особых условиях – законами. Пока обыденное знание позволяет решать повседневные проблемы, оно принимается как достоверное. Для обыденного знания характерно его социальное распределение. Разные люди или типы людей обладают запасом знания в разных объёмах и содержании, что обусловлено социальной практикой этих людей и их местом в обществе (обыденные знания высокопоставленного чиновника и рядового библиотекаря будут различны). Большинству людей для успешной деятельности в обществе вполне достаточно обыденного знания.
Предмет, когда его изучают научными средствами, перестаёт быть привычным предметом повседневной реальности. Например, стол может быть исследован с точки зрения физики и химии, рассмотрен в микроскоп, подвергнут химическому анализу. Но он будет выступать лишь в качестве определённого материала (древесины), а не стола.
Какими ещё чертами характеризуется научное знание в его отличие от вне научного?
1. Систематизированность, включающая в себя стремление к полноте, чёткие основание систематизации. Наука – не случайный, хаотический набор сведений, а субординированная система знаний, элементы которой (факты, закономерности, гипотезы, теории) чётко взаимосвязаны между собой. Научное знание всегда организовано, располагается и преподаётся в строгом порядке. Учёные, как правило, имеют ясное представление о принципах в своей дисциплине. Научные дисциплины также находятся в соответствии, координации друг с другом.
2. Стремление к обоснованию, доказательности. Именно это качество научного знания отличает его от обыденного, религиозного и художественно-эстетического видов знания. Иногда именно с самим фактом появления доказательности связывается рождение науки. Все выводы учёного, все знания должны быть подтверждены, только после этого они могут быть приняты научным сообществом. Доказательство на уровне эмпирии могут быть получены путём:
а) проверки наблюдениями и экспериментами. Такой способ подтверждения истинности выводов называется верификацией;
б) путём обращения к первоисточникам, статистическим данным.
На теоретическом уровне в качестве доказательства обычно используется логический вывод. Также к теоретическим построениям применимы критерии непротиворечивости, соответствия эмпирическим данным. Доказательством правильности теории может служить также её способность описания известных явлений и успешного предсказания новых, ранее не известных. Обязательная доказательность знания в соединении со строгими критериями отбора выдвигаемых гипотез и теорий придают науке в целом здоровый консерватизм, ставят заслон на пути неподтверждённых, сомнительных скороспелых и слабо обоснованных положений, способных существенно подорвать доверие к науке. Вместе с тем в науке ценятся смелые гипотезы, идущие вразрез с общепринятым мнением и стандартами (такой, например, в момент своего появления была теория относительности).
4. Одним из главных свойств научного знания является его интерсубъективность, заключающаяся в том, что любое научное знание, стремясь к объективности, исключает (элиминирует) всё субъективное, свойственное сознанию и привносимое сознанием, человека, занимающегося научной деятельностью. В силу этого научные знания одинаковы для всех и имеют характер некоторой принудительности. оспорено (в этом кардинальное отличие науки от религии).
Подытоживая, перечислим основные черты научного знания:
1. Рациональность;
2. Систематизированность;
3. Интерсубъективность;
4. Доказательность;
5. Проверяемость;
6.Открытость для критики и совершенствования.
Однако следует помнить, что не всякое рациональное знание научно. Рациональность может быть также обыденной и философской.
Рассмотрев понятие экономики как науки, определив ее предмет и методы, остановимся на функциях экономической науки.
Прежде всего, необходимо выделить познавательную функцию экономической науки. Эта функция позволяет нам в условиях постоянного динамизма внешней среды расширить познания в области сложных экономических процессов, изучить формы и сущность экономических явлений. Жизнь человека пронизана экономикой, поэтому необходимо изучение ее законов.
Своеобразна экономическая теория как теоретическая наука, так как она не отвечает на каждый конкретный вопрос, но призвана предоставлять научный подход к решению любого из этих вопросов, разрабатывать концепцию. Отсюда следует, что познавательная функция экономической науки предполагает:
1) исследование системы экономических отношений, изучение поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях;
2) изучение экономических противоречий и описание их системы (например, между трудом и капиталом, спросом и предложением, накоплением и потреблением и т. д.).
Также отметим методологическую и прогностическую функцию экономической науки. Методологическая функция дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках, а прогностическая позволяет прогнозировать краткосрочное и долгосрочное экономическое развитие.
С помощью методологической функции разрабатываются методы и средства научного инструментария, которые необходимы всем экономическим наукам. Назначением этой функции является отделение предмета экономической теории от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами.
Практическая функция экономической науки выражается в разработке экономической политики государством, и позволяет сделать правильный выбор при ее проведении. То есть практическая функция экономической науки заключается в научном объяснении экономической политики, проводимой государством, а также в выявлении принципов и методов рационального ведения хозяйства.