Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:40, контрольная работа
Цель контрольной работы – научиться самостоятельному изложению отдельных проблем экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть предложение в механизме рынка, факторы, на него влияющие;
- рассмотреть эластичность предложения;
- дать определения положительному и отрицательному эффекту масштаба и раскрыть причины их существования;
- решить задачу.
Теория эластичности
имеет большое значение при планировании
предпринимательской
2. Что
такое положительный и
Характер изменения издержек в длительный период обусловлен эффектом масштаба.
Эффект масштаба – соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов.
Различают положительный и отрицательный эффект масштаба.
Положительный эффект масштаба заключается в том, что себестоимость продукции (средние издержки) сокращается при увеличении объемов производства.
Отрицательный эффект масштаба проявляется в росте себестоимости продукции (средних издержек) при том же увеличении объемов производства.
Факторы положительного эффект масштаба означают такие преимущества крупного производства, которые способствуют снижению средних издержек.
Факторы положительного эффекта масштаба делятся на:
1) технические факторы;
1) технические факторы;
2) экономический маркетинг;
3) финансовая экономия;
4) экономия, связанная с фактором риска.
1) Технические факторы экономичности - это, во-первых, увеличение возможности большей специализации работ на крупном предприятии, что позволяет повышать производительность труда; во-вторых, на крупном предприятии мощное оборудование может использоваться полностью, а на малом предприятии крупное оборудование практически нельзя загрузить полностью.
2) Крупные предприятия имеют возможности сокращать издержки производства за счет маркетинговых операций. Такие предприятия обычно делают оптовые закупки материалов (покупают крупные партии материалов). Когда материалы продаются оптом, цены на них снижаются. Таким образом, крупная фирма экономит деньги за счет снижения цен, а также за счет сокращения затрат на погрузку, упаковку и транспортировку оптовых закупок. Кроме того, при размещении крупных заказов фирма может получать у поставщиков привилегии по качеству и срокам поставки товаров. Крупные фирмы могут нанимать специалистов по маркетингу для расширения рынков сбыта, контролю за поставками, качеством и ценами покупных материалов, что также позволяет получать снижение издержек. Объем расходов на рекламу у крупной фирмы значительно больше расходов малого предприятия, но в расчете на единицу продукции эти расходы будут значительно ниже у крупной фирмы.
3) Крупные компании
имеют больше доверия у кредито
4) Крупная фирма
распределяет риск торговых
Но фирма не может бесконечно увеличивать масштабы производства, так как вступает в силу фактор отрицательного эффекта масштаба.
Отрицательный
эффект масштаба (повышение себестоимости
единицы продукции при
- усложнением и понижением эффективности управления большими предприятиями, ростом непроизводительных управленческих затрат;
- с увеличением
расходов на транспортировку
сырья до предприятия и
Чем объясняется эффект масштаба?
Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:
- по мере
роста размеров предприятия
- на более
крупных предприятиях может
- больше возможностей
для диверсификации
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
- снижается
эффективность взаимодействия
- затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
- в отдельных
подразделениях возникают
- с ростом
размеров фирмы увеличиваются
издержки на передачу и
Эффект масштаба
проявляется в отдельных
В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на одном уровне - горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.
3. Задача
Робинзон и Пятница живут на необитаемом острове. Основными продуктами питания у них являются рыба и кокосовые орехи. За 1 час Робинзон может поймать 10 рыб или собирать 30 кокосов, а Пятница – 20 рыб или 40 кокосов. Как эффективнее распределить работу между Робинзоном и Пятницей, используя понятие альтернативных издержек? Сколько рыб и орехов могут добыть Робинзон и Пятница за день, если будут работать по три часа в день.
Решение:
Для осуществления выбора наиболее эффективного варианта распределение работы необходимо сопоставить альтернативные издержки сбора кокосов и ловли рыбы. Выбор необходимо осуществить по наименьшим альтернативным издержкам.
Определим альтернативные издержки сбора кокосов.
ОСк. (Робинзона) = 10:30=1/3
ОСк. (Пятница) = 20:40=1/2
Альтернативные издержки сбора кокосов меньше у Робинзона (1/3<1/2), значит кокосы выгоднее собирать ему.
Это решение
можно проверить путем
ОСр. (Робинзона) = 30:10=3
Оср. (Пятница) = 40:20=2
Т.к. потери Пятницы меньше (2<3), то Пятнице эффективнее ловить рыбу.
За день Робинзон соберет: 30 кокосов*3 часа = 90 кокосов.
За день Пятница поймает: 20 рыб * 3 часа = 60 рыб.
Ответ: кокосы выгоднее собирать Робинзону, а ловить рыбу Пятнице; за 1 день Робинзон соберет 90 кокосов, а Пятница поймает 60 рыб.
Заключение
В ходе выполнения контрольной работы были решены ее основные задачи.
Объем предложения - это количество товара, которое продавцы хотят реализовать за некоторый период на данном рынке. Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства (физический капитал), доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.
Эластичность предложения по цене, или эластичность предложения, представляет собой процентное увеличение объема предложения, отнесенное к процентному увеличению цены. Эластичность предложения больше или равна нулю; она равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, и бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна.
Эластичность предложения, как правило, выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном.
Характер изменения издержек в длительный период обусловлен эффектом масштаба. Различают положительный и отрицательный эффект масштаба.
Положительный эффект масштаба заключается в том, что себестоимость продукции (средние издержки) сокращается при увеличении объемов производства.
Отрицательный эффект масштаба проявляется в росте себестоимости продукции (средних издержек) при том же увеличении объемов производства.
Список используемой литературы
1. Антипина В.И. Белоусова И.Э. Бубликова Р.В. Экономическая теория. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2007. – 576с.
2. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2006. - 574 с.
3. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 589с.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория: Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.
5. Лизогуб А.Н. Экономическая теория. М.: Приор – издат, 2004. – 144с.