Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:44, контрольная работа
Что такое «инновационная экономика»?
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Нацеленность национальной экономики на инновационный путь развития в значительной мере определяет значимость такого результата интеллектуальной деятельности как рационализаторские предложения. Они не обладают признаками патентоспособности, но, наряду с изобретениями и полезными моделями, играют большую роль в совершенствовании применяемой техники и технологий, хотя и не обладают при этом широкими возможностями патентной защиты. Рационализаторские предложения являются самым массовым объектом технического творчества. С их помощью вносятся усовершенствования в уже известные технические решения, осуществляется модернизация действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства, устраняются допущенные ранее отдельные ошибки конструкторов и проектировщиков. Согласно статистической информации суммарный экономический эффект рационализаторских предложений почти в два раза превосходит результативность изобретений
Рационализаторское
Рисунок 3 – Признаки некоторых результатов интеллектуальной деятельности
В состав интеллектуальной собственности наряду с объектами авторских и патентных прав входят средства индивидуализации продукции и юридических лиц в виде фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, места происхождения продукции. Значимость данного вида интеллектуальной собственности год от года играет все большую роль в рыночном успехе современного предприятия, влияя на основные характеристики потребительского выбора, на формирование вкусов и предпочтений субъектов рыночного спроса. Средства индивидуализации сегодня становятся важным активом многих компаний и фирм, а соответственно – и объектом конкурентной борьбы, требующим всесторонней защиты.
Одним из распространенных средств индивидуализации является товарный знак (для сервисных организаций – знак обслуживания). Его сущность и практика использования неразрывно связана с понятием марки или брэнда, выступающим как особый символ ответственности производителя или продавца продукции. Стремление зарегистрировать марку (кроме престижа) имеет и экономическую основу: марочные товары стоят примерно на 20% дороже, чем не марочные. Статистика развитых стран свидетельствует, что за последние тридцать лет доля не марочных товаров на потребительском рынке сократилась с 30% до 5% и продолжает снижаться, стремясь к нулю. Марка имеет свою стоимость, является нематериальным активом правообладателя. В ряде случаев стоимость марки сопоставима с величиной годового объема продаж компании, что имеет место у крупных транснациональных компаний, производящих потребительские товары для всего мира и регулярно проводящих глобальные рекламные кампании, которые увеличивают стоимость брэнда. Таким образом, процесс повышения стоимости начинает носить самоподдерживающий характер: престиж марки требует активной и постоянной коммерческой пропаганды, которая повышает ее стоимость как актива.
Сложившаяся практика хозяйственного
оборота результатов
Рисунок 4 – Формы введения интеллектуального продукта в экономический оборот
Изготовлением признаётся производство
продукта для коммерческих целей, даже
если сам продукт временно не реализуется,
а, например, складируется для последующей
продажи. Не имеет значения также
и то, где происходит продажа –
в стране или за границей. Применением
продукта считаются все случаи его
производственного
Все указанные действия в отношении запатентованного продукта могут совершаться лишь самим патентообладателем, что выражает позитивную сторону принадлежащего ему исключительного права на использование разработки. Владелец патента может избрать любую допускаемую законом форму предпринимательской деятельности для организации использования научно-технического решения (см. рис. 5.). В частности, он вправе выступить как индивидуальный предприниматель, стать учредителем предприятия, внести принадлежащее ему право на объект промышленной собственности в качестве своего вклада в уставный фонд вновь создаваемого или уже действующего юридического лица.
Рисунок
5 – Способы осуществления
Одной из актуальных целей макроэкономической
политики российского государства
является преодоление укореняющегося
технологического отставания страны от
мировых инновационных лидеров.
Вместе с тем, Российская Федерация
является полноправной участницей международных
экономических отношений и