Управление — это процесс
планирования, организации, мотивации
и контроля, необходимый для того, чтобы
сформулировать и достичь цели организации.
Управление — это особый вид
деятельности, превращающий неорганизованную
толпу в эффективную целенаправленную
и производительную группу.
Образовательный процесс - Совокупность методов и средств
обучения и администрирования учебных
процедур, обеспечивающих проведение
учебного процесса.
Особенность образовательной услуги:
- Нематериальность услуги;
- Неотделимость субъекта, оказывающего услугу;
- Возможность потребления услуги только в процессе ее оказания;
- Неэквивалентность услуги и результата ее потребления.
Задачи управления:
- оценка состояния — определение места объекта управления относительно стоящих перед ним целей;
- планирование — определение путей (направлений) достижения целей
- организация — создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов и т.п. для выполнения запланированных мероприятий;
Типы структур управления
- Для части учебных заведений федерального ведения функционирует так называемая
«двухзвенная» структура управления:
министерство — учебное заведение.
- В части остальных учебных заведений действует «четырехзвенная» структура управления: Министерство образования Российской Федерации— орган управления образованием субъекта Российской
Федерации — орган власти муниципального
образования — учебное заведение.
Функции федерального уровня
управления
- Формирование и осуществление государственной политики в сфере образования.
- Определение общих условий функционирования системы образования
и образовательных учреждений.
- Установление льгот, экономических нормативов, различных норм и правил.
- Создание учебных заведений федерального ведения и непосредственное руководство ими.
- Контроль за исполнением законодательства.
- Реализация специфических функций.
Функции управления на уровне
субъектов РФ
- Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере образования.
- Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регионе.
- Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, различных норм и правил.
- Создание учебных заведений регионального ведения и непосредственное руководство ими.
- Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования,
контроль исполнения государственных
образовательных стандартов.
- Реализация специфических функций.
Функции управления на муниципальном
уровне
- Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных образовательных учреждений;
- Формирование местных бюджетов в части расходов на образование;
- Назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений;
- Строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
- Использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования.
Законодательные основы функционирования
сферы образования
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- ГК РФ;
- Др. законодательные и нормативные акты;
Принципы государственной
политики в сфере образования
- Каждый имеет право на образование;
- Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования;
- Право бесплатного обучения в Вузе на конкурсной основе;
- Обязательность основного общего образования;
- Установление Федеральных государственных образовательных стандартов.
Собственность - общественные отношения
по поводу распределения (присвоения),
описывающие принадлежность субъекту,
у которого имеется исключительное
право на распоряжение, владение и
пользование объектом собственности.
- Владение — обладание объектом
собственности, наличие этого объекта
у собственника (владельца) физически.
- Пользование — использование полезных
свойств объекта, тех качеств, которыми
он обладает.
- Распоряжение — возможность изменить
состояние объекта по отношению к собственнику:
продать, подарить, обменять, уничтожить
и т.д.
- Валовый доход (ТR) - общая сумма денег, полученная
от осуществления своей деятельности;
- Средний доход (АR)– сумма денег, полученная от реализации
единицы продукции;
- Предельный доход (МR)– сумма денег, полученная от реализации
дополнительной единицы продукции.
- Переменные издержки (VC) – это издержки,
величина которых изменяется в зависимости
от увеличения или уменьшения объема производства.
- Постоянные издержки (FC) – это издержки,
величина которых в краткосрочном периоде
не изменяется с увеличением или сокращением
объема производства.
- Общие издержки (TC) – совокупность
постоянных и переменных издержек фирмы.
- Предельные издержки (MC) – это приращение
совокупных издержек, вызванное бесконечно
малым увеличением производства.
Прибыль (убыток) определяется разницей между
доходами и расходами предприятия.
Налог – изъятие государством части денежных
средств (собственности) граждан и хозяйствующих
субъектов в пользу государства для выполнения
функций.
- Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических
лиц, производящих уплату налогов. Это
подоходный налог с физических лиц, налог
на прибыль (доход) предприятий, налог
на доходы банков, земельный налог, лесной
налог и т. д.
- К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене
товара или включаемые в тариф. Владелец
товара или услуг при их реализации получает
налоговые суммы, которые перечисляет
государству, в бюджет. Косвенные налоги
– это налог на добавленную стоимость
(НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
Финансирование- обеспечение
необходимыми финансовыми ресурсами затрат
на осуществление определенной деятельности.
То есть на осуществление образовательного
процесса, т.е. на реализацию одной или
нескольких образовательных программ
и/или содержание (воспитание) обучающихся,
воспитанников
Принципы финансирования:
- плановости — средства предусматриваются при состав-
лении бюджета (финансового
плана);
- целевой направленности — использование средств до- пускается только на предусмотренные планом объекты и цели;
- безвозвратности — у получателей средств не возникает
обязательств по
их возврату;
- выделения средств по мере их расходования;
- экономии — правильного и рационального расходова-
ния средств.
Задачи финансирования:
- целеполагание и планирование;
- расходование средств в соответствии с целями и планом;
- контроль за расходованием средств.
В настоящий момент времени
текущая стоимость потока будущих
ежегодных выгод в течение N периодов
может быть рассчитана по формуле:
PV = ДВ /
(1 + r)n,
Где PV - текущая
стоимость получаемой выгоды
ДВ- выгода
(доход), получаемая в период n;
r – ставка
дисконтирования;
Чистая текущая стоимость
Где С – затраты на образование