Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:45, контрольная работа

Описание

Потребление. Как известно, объём потреблении (С) прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика.docx

— 44.19 Кб (Скачать документ)

Макроэкономика

1. Совокупный спрос и  его составляющие     

 Совокупный спрос(AD) - это суммарные расходы макроэкономических  субъектов на конечные товары  и услуги, произведённые в экономике  в течение определённого периода  времени. 
 
      AD  включает в себя следующие элементы: 
а) потребительские расходы домохозяйств (С); 
б) инвестиционные расходы (I); 
в) государственные закупки  (G); 
г) чистый экспорт (NE). 
 
    Потребление. Как известно, объём потреблении (С) прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления. 
 
    Инвестиции. Инвестиции (I) включает в себя частные закупки недвижимости, оборудования  и запасы. Объём инвестиций определяется в основном уровнем выпуска, стоимостью капитала, ожиданиями будущей конъюнктуры. 
 
       Государственные закупки. Государственные закупки товаров и услуг (G) включают в себя, например, покупку правительством оружия, строительного оборудования, финансирования государственных школ. 
 
       Чистый экспорт. Чистый экспорт (NE) равен разности между стоимостью экспорта и импорта. Объём импорта зависит от величины внутренних доходов  и объёма производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса  национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объёмом производства за рубежом, соотношением  цен и валютным курсом. 
 
      Таким образом. Совокупный спрос может быть выражен:  
              AD=C+I+G=NE. 
 
       На совокупный спрос оказывает влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой  совокупного спроса выступает цена. 
 
       Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом  данном уровне цен. 
 
        Изменение объёма совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD. Согласно количественной теории денег: MV=PY. Отсюда Yd=MV/P, где Р - уровень цен в экономике; Yd- реальный объём дохода; М- количество денег в экономике; V- скорость обращения денег. 
 
        На рис. 1.1 приведены различные сочетания Р и Y (при постоянном предложении денег). 
 
         На оси абсцисс - реальный ВНП, или реальный объём производства. На оси ординат - уровень цен, или дефлятор, т.е. не абсолютный, а относительный показатель. 

                                   

 Рис. 1.1. Кривая совокупного  спроса 
 
       Кривая AD направлена вниз, так как рост цен (Р вверх) сокращает реальные запасы денежных средств (M/P). 
 
       Следовательно спрос на товары и услуги сокращается (Y) Этим объясняется обратная зависимость между величиной  AD  и уровнем цен (при условии, что предложение денег и скорость и обращения фиксированы). 
 
       Отрицательный наклон AD объясняется 3-мя эффектами:  
1)    Эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки); 
2)    Эффектом Пигу (эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства) 
3)    Эффектом  импортных закупок. 
 
      Эффект Кейнса(эффект процентной ставки) выражается в том, что с ростом цен растёт спрос на деньги; при неизменном предложении денег растёт ставка процента. Таким образом, сокращается объём инвестиций в экономику, а значит, сокращается и объём совокупного спроса: 
P увеличивается, следовательно M/P уменьшается, следовательно  I увеличивается, следовательно AD уменьшается. 
 
       Эффект Пигу (реальный кассовых остатков, или богатство) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса: 
  Р  увеличивается, следовательно M/P уменьшаетстся, следовательно С уменьшается, следовательно AD уменьшается. 
 
       Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. 
Следовательно, сокращается совокупный спрос  в национальной экономике : 
P увеличивается, следовательно Е уменьшается, следовательно NE уменьшается, следовательно AD уменьшается. 
 
        Изменение спроса приводит к смещению кривой AD. К неценовым факторам AD относится всё то, что влияет: 
1)    На потребительские расходы домохозяйств (благосостояние по потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге) 
2)    На инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам,  налоги на бизнес); 
3)    На государственные расходы (государственная политика);  
4)    На чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д.)

 

2. Какие типы фискальной  политики государства вам известны?

ТИПЫ

ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  экономическая наука различает  два типа фискальной политики государства:

- дискреционную;

- недискреционную.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние  на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым  на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической  ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. 

ДИСКРЕЦИОННАЯ

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной  политики:

- стимулирующую,

- рестриктивную.

 

НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (встроенные стабилизаторы)

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

 

3.В чем состоит суть политических бизнес-циклов?

При любой экономической системе  можно выделить циклические колебания: подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и  называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства. Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу. Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас, норвежский экономист Финн Кидланд и американец Эдвард Прескотт.

Как правило, политика государства  зависит от состояния экономики  данной страны, то есть от того, на какой  фазе цикла находится страна: подъеме  или рецессии. Если страна находится  в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране

1. Какой вид безработицы является следствием НТП

б) фрикционная

2. Инфляция

а) всегда сопровождается ростом цен

3. Безработица

в) не влияет на производительность труда


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Микроэкономика

1. Спрос: понятие, кривая, закон. Эластичность спроса по  цене.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.


Вместе с этими обобщенными  определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

С позиций количественного  измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Неценовые характеристики товара

Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.

[править]Закон спроса

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода, сезонность;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Инфляционные ожидания.

В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.

Данная поправка обусловлена  существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.

Эластичность  спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.

Если показатели падения  цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень  понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может  быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение  цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает  соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент  эластичности по формуле:

  • o  — коэффициент эластичности спроса
  • Q — процент изменения количества продажи
  • P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью  спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар  будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним  из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.

Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который  удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем  эластичнее спрос, тем выше цена может  быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.

Влияние рынка

Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при  низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…

2. Инфляция: сущность, виды, последствия.

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.

В экономической науке  различают следующие причины  инфляции:

  1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
  2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
  3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
  4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
  5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Типы инфляции:

  • Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).
  • Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
  • Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.
  • Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
  • Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
  • Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
  • Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

3. Изоканта и предельная норма технологического замещения

Изокванта – кривая, любая точка на которой показывает различные комбинации двух переменных факторов, обеспечивающие один и тот же объем продукции.

Свойства изоквант:

  1. Изокант никогда не пересекаются в силу действия транзитивности.
  • Каждой изокванте соответствует определенный объем выпуска продукции
  • чем дальше изокванта стоит от начала координат, тем больший объем выпуска обеспечивается.
  1. Изокант имеют отрицательный наклон
  • для сохранения объема выпуска продукции неизменным при уменьшении использования одного фактора необходимо увеличить применение другого фактора.
  1. Изокант становятся более пологими по мере продвижения сверху вниз вдоль них.
  • т.к. в верхней части изокванты для выпуска заданного объема продукции используется большое количество капитала и незначительное количество труда.
  • выпуклая по отношению к началу координат форма и.
  • при движении вниз вдоль изокванты требуется все больше единиц труда для замещения каждой единицы капитала, вследствие падения предельной производительности труда по мере наращивания его количества.
  • Предельная норма технологического замещения (marginal rate of technical substitution) (MRTS) показывает отношение изменения одного фактора производства к изменению другого фактора при условии низменности объема производства.
  • MRTS = ΔK / ΔL
  • где ΔK — изменение капитала; 
    ΔL — изменение труда.
  • В данной пропорции представлена предельная норма технологического замещения капитала трудом при условии, что объем производства остается неизменным, т.е. уровень производства расположен на одной и той же изокванте.
  • Предельная норма технологического замещения имеет тесную связь с предельными продуктами факторов производства. Если сокращать количество одного из факторов, будет уменьшаться объем выпуска продукции. Поэтому для того, чтобы объем производства оставался неизменным необходимо увеличивать количество другого фактора.
  • Если посмотреть на изокванту, то можно увидеть, что она имеет выпуклую форму. По мере движения вниз по изокванте предельная норма технологического замещения имеет тенденцию к уменьшению. Это происходит из-за того, что по мере увеличения количества одного из факторов (например, капитала) его предельный продукт уменьшается относительно предельного продукта другого фактора (труда).

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"