Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:01, контрольная работа
Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к все большему углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.
1 Введение ……………………………………………………………………… 3
2 Особенности мирового рынка технологий………………………………. 4
2.1 Основные технологические этапы на мировом рынке……………….. 8
2.2 Инструменты правовой защиты технологий на мировом рынке….. 10
2.3 Причины реализации технологий на внешний рынок………………. 13
3 Россия и международный рынок технологий…………………………… 15
4 Заключение……………………………………………………………………18
5 Список использованных источников…………………………………… . 20
Оглавление:
1 Введение ………………………………………………………
2 Особенности мирового рынка технологий………………………………. 4
2.1 Основные технологические этапы на мировом рынке……………….. 8
2.2 Инструменты правовой защиты технологий на мировом рынке….. 10
2.3 Причины реализации технологий на внешний рынок………………. 13
4 Заключение……………………………………………………
5 Список использованных источников…………………………………… . 20
Научно-техническая революция
и развитие производительных сил
ведут к все большему углублению
международного разделения труда. В
этих условиях торгово-экономические
отношения между странами характеризуются
быстрым расширением научно-
Именно посредством
В сферу технологического
обмена вовлечены все важнейшие
формы человеческой деятельности (наука,
техника, производство, управление), начиная
с теоретических
Если выделить из области
торгово-экономических
Если же исключить товары широкого потребления, то оставшаяся часть международного экономического обмена будет представлять собой обмен технологией либо в "чистом виде" - в виде знаний, опыта и научно-технической информации, либо "овеществленной" в материалах, машинах и оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой обширную сферу обмена, конечная цель которого, с одной стороны, повышение технического и технологического уровня производства, с другой - получение прибылей.
В век высоких технологий
и революционных изобретений
эта отрасль международных
В международной экономике технологии обычно рассматриваются как развитой фактор производства, отличающийся высокой международной мобильностью, а само понятие «технология» (technology) трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.
Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во 2-ой половине XX в. нового мирового рынка – технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Материальной основой возникновения и функционирования этого рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах.
Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому международное перемещение технологий сглаживает технологические различия между странами.
Под понятием международного
технологического обмена в широком
смысле подразумевается проникновение
любых научно-технических
Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:
– научно-технические публикации;
– проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
– обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
– миграция специалистов;
– обучение студентов и аспирантов;
– деятельность международных организаций по сотрудничеству в
области наук и техники и др.
Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:
– передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования
изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные
знаки, промышленные образцы), технической документации;
– поставка машин и различного промышленного оборудования;
– оказание технической помощи;
– инжиниринговые услуги;
– экспорт комплектного оборудования;
– подготовка и стажировка специалистов;
– управленческие контракты;
– научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.
Передача технологии в
коммерческих формах подразумевает, что
технология является специфическим
товаром. Покупатель новой технологии
получает в свое распоряжение научно-технические
разработки или созданные производственно-
Повышенная
В то же время технология как товар обладает весьма высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает их к ее возможно большей утилизации, как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров. Технологии передаются двум основным группам покупателей:
Новые технологии преимущественно
предоставляются ТНК своим
– в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;
– сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы ТНК;
– увеличивается прибыль
материнских компаний, так как
во многих странах платежи за полученную
новую технологию освобождаются
от налогообложения. Принимающие страны
часто ограничивают в различных
формах импорт товаров и прямые иностранные
инвестиции. При продаже технологии
представляется возможность для
проникновения на закрытый рынок
другой страны, так как вслед за
технологией в принимающую
2.1 Основные технологические этапы на мировом рынке.
Продажа технологии независимым
компаниям означает утрату монопольного
права на ее использование. Кроме
того, покупатель технологии, обладающий
значительным научно-техническим
Все формы технологического
обмена существуют не сами по себе, а
обусловлены содержанием
1-й этап – уникальные технология, к ним относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.
2-й этап – прогрессивные технология, к ним принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности ученых и инженеров, но и «эволюции» уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.
3-й этап – традиционные технология, представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономических преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производителей, и рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.