Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:32, контрольная работа
Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей и т.п.); снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов (дебиторской задолженности, нераспределенной прибыли, инструментов финансового инвестирования и т.п.); занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.п.
1. Прогнозирование и планирование темпов инфляции……….3
2. Сценарный подход в прогнозировании……………………10
3. Основные подходы к исследованию объекта прогнозирования……………………………………………………18
Министерство образования РФ
Самарский государственный экономический университет
Кафедра «Финансы и кредит»
Контрольная работа
по дисциплине
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка»
Самара 2011
1. Прогнозирование и планирование темпов инфляции……….3
2. Сценарный подход в прогнозировании……………………10
3. Основные подходы к исследованию объекта прогнозирования………………………………………
1. Прогнозирование и планирование темпов инфляции.
Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей и т.п.); снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов (дебиторской задолженности, нераспределенной прибыли, инструментов финансового инвестирования и т.п.); занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.п. Особенно сильно фактор инфляции сказывается на проведении долгосрочных финансовых операций предприятия.
Концепция учета влияния фактора инфляции в бизнес-планировании заключается в необходимости реального отражения стоимости его активов и денежных потоков, а также в обеспечении возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении различных финансовых операций.
Для оценки интенсивности инфляционных процессов в стране используются два основных показателя, учитывающих фактор инфляции в финансовых вычислениях — темп и индекс инфляции:
Темп инфляции характеризует показатель, отражающий размер обесценения (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.
Индекс инфляции характеризует показатель, отражающий общий рост уровня цен в рассматриваемом периоде, определяемый путем суммирования базового их уровня на начало периода (принимаемого за единицу) и темпа инфляции в этом же периоде (выраженного десятичной дробью).
При расчетах, связанных с корректировкой стоимости денег с учетом фактора инфляции принято использовать два понятия — номинальная и реальная сумма денежных средств:
Номинальная сумма денежных средств отражает оценку размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах без учета изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде.
Реальная сумма денежных средств отражает оценку размеров денежных активов с учетом изменения уровня покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде, вызванного инфляцией.
Для расчета этих сумм денежных средств в процессе наращения или дисконтирования стоимости денег во времени используются соответственно номинальная и реальная ставка процента:
Номинальная процентная ставка характеризует ставку процента, устанавливаемую без учета изменения покупательной способности денег в связи с инфляцией (или общую процентную ставку, в которой не элиминирована ее инфляционная составляющая).
Реальная процентная ставка характеризует ставку процента, устанавливаемую с учетом изменения покупательной стоимости в рассматриваемом периоде в связи с инфляцией.
С учетом рассмотренных базовых понятий формируется конкретный методический инструментарий, позволяющий учесть фактор инфляции в процессе бизнес-планирования.
I. Инструментарий прогнозирования годового темпа и индекса инфляции основывается на ожидаемых среднемесячных ее темпах. Такая информация содержится в публикуемых прогнозах экономического и социального развития страны на предстоящий период. Результаты прогнозирования служат основой последующего учета фактора инфляции в финансовой деятельности предприятия.
1. При прогнозировании годового темпа инфляции используется следующая формула:
ТИГ = (1 + ТИМ)12 - 1 ,
где ТИГ — прогнозируемый годовой темп инфляции, выраженный десятичной дробью; ТИМ — ожидаемый среднемесячный темп инфляции в предстоящем периоде, выраженный десятичной дробью.
Пример 1. Необходимо определить годовой темп инфляции, если в соответствии с прогнозом экономического и социального развития страны (или собственными прогнозными расчетами) ожидаемый среднемесячный темп инфляции определен в размере 3%.
Подставляя это значение в формулу, получим: Прогнозируемый годовой темп инфляции составит:
(1 + 0,03)12 - 1 = 14258 -1 = 0,4258 или 42,58%.
По указанной формуле может быть рассчитан не только прогнозируемый годовой темп инфляции, но и значение этого показателя на конец любого месяца предстоящего года.
2. При прогнозировании годового индекса инфляции используются следующие формулы:
ИИГ = 1 + ТИГ или ИИГ = (1 + ТИМ)12 ,
где ИИГ — прогнозируемый годовой индекс инфляции, выраженный десятичной дробью; ТИГ — прогнозируемый годовой темп инфляции, выраженный десятичной дробью (рассчитанный по ранее приведенной формуле); ТИМ — ожидаемый среднемесячный темп инфляции, выраженный десятичной дробью.
Пример 2. Исходя из условий предыдущего примера, необходимо определить прогнозируемый годовой индекс инфляции.
Он равен: 1 + 0,4258 = 1,4258 (ими 142,6%), или (1 + 0,03)12 = 1,4258 (или 142,6%).
II. Инструментарий формирования реальной процентной ставки с учетом фактора инфляции основывается на прогнозируемом номинальном ее уровне на финансовом рынке (результаты такого прогноза отражены обычно в ценах фьючерсных и опционных контрактов, заключаемых на фондовой бирже) и результатах прогноза годовых темпов инфляции. В основе расчета реальной процентной ставки с учетом фактора инфляции лежит Модель Фишера, которая имеет следующий вид:
Ip = ( I - ТИ) / (1 + ТИ)
где Ip — реальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в определенном периоде), выряженная десятичной дробью; I — номинальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в определенном периоде), выраженная десятичной дробью; ТИ —темп инфляции (фактический или прогнозируемый в определенном периоде), выраженный десятичной дробью.
Пример 3. Необходимо рассчитать реальную годовую процентную ставку на предстоящий год с учетом следующих данных: номинальная годовая процентная ставка по опционным и фьючерсным операциям на фондовой бирже на предстоящий год сложилась в размере 19%; прогнозируемый годовой темп инфляции составляет 7%. Подставляя эти данные в Модель Фишера получим: реальная годовая процентная ставка прогнозируется в размере:
(0,19 - 0,07) / (1 + 0,07) = 0,112 (или 11,2%).
III. Инструментарий оценки стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции позволяет осуществлять расчеты как будущей, так и настоящей их стоимости с соответствующей «инфляционной составляющей». В основе осуществления этих расчетов лежит формируемая реальная процентная ставка.
1. При оценке будущей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции используется следующая формула (представляющая собой модификацию рассмотренной ранее Модели Фишера):
Sн = P x [(1 + Iр) х (1 + ТИ) ]n
где Sн — номинальная будущая стоимость вклада (денежных средств), учитывающая фактор инфляции; Р— первоначальная сумма вклада; Iр — реальная процентная ставка, выраженная десятичной дробью; ТИ — прогнозируемый темп инфляции, выраженный десятичной дробью; n — количество интервалов, по которым осуществляется каждый процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.
Пример 4. Определить номинальную будущую стоимость вклада с учетом фактора инфляции при следующих условиях: первоначальная сумма вклада составляет 1000 усл. ден. ед.; реальная годовая процентная ставка, используемая для наращения стоимости вклада, составляет 20%; прогнозируемый годовой темп инфляции составляет 12%; общий период размещения вклада составляет 3 года при начислении процента один раз в год.
Подставляя эти показатели в вышеприведенную формулу, получим:
Sн = 1000 x [(1 + 0,20) х (1 + 0,12)]3 = 2428 усл. ден. ед.
2. При оценке настоящей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции используется следующая формула:
Pр = Sн / [(1 + Iр) х (1 + ТИ) ]n
Пример 5. Необходимо определить реальную настоящую стоимость денежных средств при следующих условиях: ожидаемая номинальная будущая стоимость денежных средств составляет 1000 усл. ден. ед. реальная процентная ставка, используемая в процессе дисконтирования стоимости, составляет 20% в год; прогнозируемый годовой темп инфляции составляет 12%; период дисконтирования составляет 3 года, а его интервал — 1 год.
Подставляя эти показатели в вышеприведенную формулу, получим:
Pр = 1000 / [(1 + 0,20) х (1 + 0,12)]3 = 412 усл. ден. ед.
IV. Инструментарий формирования необходимого уровня доходности финансовых операций с учетом фактора инфляции, с одной стороны, призван обеспечить расчет суммы и уровня «инфляционной премии», а с другой — расчет общего уровня номинального дохода, обеспечивающего возмещение инфляционных потерь и получение необходимого уровня реальной прибыли.
1. При определении необходимого размера инфляционной премии используется следующая формула:
Пи = Р х ТИ,
где Пи — сумма инфляционной премии в определенном периоде; Р — первоначальная стоимость денежных средств; ТИ — темп инфляции в рассматриваемом периоде, выраженный десятичной дробью.
2. При определении общей суммы необходимого дохода по финансовой операции с учетом фактора инфляции используется следующая формула:
Дн = Др + Пи
где Дн — общая номинальная сумма необходимого дохода по финансовой операции с учетом фактора инфляции в рассматриваемом периоде; Др — реальная сумма необходимого дохода по финансовой операции в рассматриваемом периоде, исчисленная по простым или сложным процентам с использованием реальной процентной ставки; Пи — сумма инфляционной премии в рассматриваемом периоде.
3. При определении необходимого уровня доходности финансовых операций с учетом фактора инфляции используется следующая формула:
УДн = (Дн / Др) - 1
где УДн — необходимый уровень доходности финансовых операций с учетом фактора инфляции, выраженный десятичной дробью; Дн — общая номинальная сумма необходимого дохода по финансовой операции в рассматриваемом периоде; Др — реальная сумма необходимого дохода по финансовой операции в рассматриваемом периоде.
Следует отметить, что прогнозирование темпов инфляции представляет собой довольно сложный и трудоемкий вероятностный процесс, в значительной степени подверженный влиянию субъективных факторов. Поэтому в практике финансового менеджмента может быть использован более простой способ учета фактора инфляции. В этих целях стоимость денежных средств при их последующем наращении или размер необходимого дохода при последующем его дисконтировании пересчитывается заранее из национальной валюты в одну из «сильных» (т.е. в наименьшей степени подверженных инфляции) свободно конвертируемых валют по курсу на момент проведения расчетов. Процесс наращения или дисконтирования стоимости осуществляется затем по реальной процентной ставке (минимальной реальной норме прибыли на капитал). Такой способ оценки настоящей или будущей стоимости необходимого дохода позволяет вообще исключить из ее расчетов фактор инфляции внутри страны.
2. Сценарный подход в прогнозировании.
Стратегическое планирование является важной и неотъемлемой составляющей менеджмента организации. Однако до сих пор стратегическое планирование в российских предпринимательских структурах остается на низком уровне. «Опрос 300 российских менеджеров и руководителей компаний (2005-2006 г.г.) показал, что более 90% компаний не имеют стратегических планов вообще, либо имеют такие планы, которые нельзя назвать стратегическими, так как они не отвечают элементарным базовым требованиям к разработке стратегически планов».
Информация о работе Контрольная работа по «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»