Конвертируемость валюты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. Под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

Содержание

1. Введение 3
2. Понятия конвертируемости валюты 5
3. Экономические условия и организационные основы 9
4. Механизмы конвертируемости 11
4.1. Валютный рынок 11
4.2. Валютный курс 15
5. Правовое использование иностранной валюты
во внешнеторговой деятельности РФ 20
6. Заключение 29
7. Использованная литература 30

Работа состоит из  1 файл

конвертируемость валюты.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Рыночный обмен  с участием денег всегда предполагает денежное выражение обмениваемых ценностей, то есть их цену. При обмене валют такой обменной пропорцией служит валютный курс, выражающий ценность денежной единицы одной страны в денежных единицах других. 

Считается, что  в условиях обратимости курс национальной валюты должен быть реальным, чтобы соблюдалась эквивалентность взаимного обмена валют, достигалась достоверность стоимостных измерений и тем самым правильность выбора того или иного направления в развитии внешнеэкономических связей, обеспечивалась конкурентоспособность национального производства. 

Основу современного валютного курса образует целый  комплекс разнообразных факторов таких  как, соотношение уровней цен  в различных странах, состояние  платежного баланса, темпы экономического роста, перспективы политического  развития и т.п. 

Существуют тир основных модели организации обмена национальных валют ан иностранные и установления валютных курсов между ними в условиях бумажно-кредитного денежного обращения. 

Первая модель предполагает концентрирование валютного  обмена в государственных организациях по валютным курсам, также устанавливаемыми государственными властями. 

При второй модели обмен национальных денежных единиц происходит на валютном рынке, однако официальные власти, обычно в лице центробанков, путем собственных  операций по купле продаже валют регулируют уровень валютного курса и пределы его колебаний. 

По третьей  модели валютный рынок сам формирует  уровень обменных соотношений обращающихся на нем денежных единиц без какого-либо официального вмешательства.  

Режим первой модели типичен для стран с неконвертируемыми, замкнутыми валютами в основном, это развивающиеся страны. Вторая и третья модели - достояние стран, установивших и поддерживающих обратимость денежных единиц, причем отличаются эти две модели друг от друга принципиально разными подходами к тому, каким должен быть валютный курс: стабильным, «закрепленным» или меняющимся, «плавающим». 

Хотя стабильный курс имеет больше преимуществ, связанных  с простотой и удобством применения для планирования, осуществления  внешних обменов и оценки их результатов, многим странам пришлось отказаться от традиционной приверженности к твердым, «закрепленным» паритетам в пользу нефиксированных, «плавающих» курсов. Этому способствовало беспорядочное перемещение капиталов и разрывы в платежах. 

Сначала 70-х этот новый принцип, составляющий основное содержание третьей модели, применяется  США и рядом других государств, чьи денежные единицы образуют элитарную группу «свободно конвертируемых валют». 

Успешные результаты политики и практики «плавающих»  курсов валют служат веским аргументом в пользу утверждений, что курсовой механизм подобного типа в наибольшей степени отвечает современным принципам «открытости» национальных экономик и их интеграции с мировым хозяйствам. 
 
 

5. ПРАВОВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ 

В ходе осуществляемых в современной России преобразований серьезно изменились роль и значение внешнеторговой деятельности. В условиях мировой экономической интеграции возникла потребность в создании благоприятных правовых и экономических условий для участия хозяйствующих субъектов Российской Федерации в международной торговле. 

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России с 1991 года привела к появлению  такой серьезной проблемы, как  сокрытие валютных средств за рубежом. Трансграничный характер внешнеторговой деятельности предопределил преимущественное использование иностранной валюты при осуществлении расчетов, вследствие чего экспортно-импортные операции стали одним из основных способов вывоза капитала из России. Правовое регулирование отношений по использованию иностранной валюты во внешнеторговой деятельности направлено на преодоление данной тенденции и осуществляется в целях защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты.  

Валютным законодательством Российской Федерации установлен особый правовой режим внешнеторговых операций, который представляет собой совокупность урегулированных условий и порядка использования хозяйствующими субъектами иностранной валюты во внешнеторговых сделках, а также обязанности хозяйствующих субъектов перед государством по использованию иностранной валюты.  

Однако до настоящего времени валютный режим внешнеторговой деятельности не стал еще предметом  самостоятельного и комплексного исследования, равно как ряд других вопросов теории и практики в этом направлении либо вообще не находят решения, либо рассматриваются весьма противоречиво. Поэтому системный анализ валютного режима внешнеторговых операций должен охватить широкий круг вопросов, в частности, субъектный состав валютных операций во внешнеторговой деятельности, особенности правового режима валютных счетов организаций-резидентов, порядок купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, устанавливаемые государством обязанности резидентов (экспортеров и импортеров) по использованию иностранной валюты. 

Актуальность  настоящей работы обусловлена и  тем, что современные исследования использования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности в основном осуществляются для нужд правоприменительной практики. Между тем, всестороннее изучение указанных проблем невозможно без рассмотрения ряда общих вопросов, касающихся понятия валютного правонарушения, применения мер ответственности к резидентам за нарушения валютного законодательства, правовой природы средств на счетах в иностранной валюте.  

Государственное регулирование валютных отношений  является выражением валютной политики государства и представляет собой  часть его экономической деятельности, что предопределило широкое использование в нормативных актах отдельных экономических категорий, в частности, конвертации и конверсии валюты, валютного курса. Учеными-правоведами в области международного права уже поставлен вопрос о необходимости исследования правового содержания данных экономических категорий, но в правовой литературе этой проблеме уделяется недостаточное внимание. 

Хозяйствующие субъекты — экспортеры и импортеры  при исполнении внешнеторгового  контракта становятся участниками  валютных операций и приобретают  особый правовой статус, специфика которого состоит в том, что и сами участники, и характер операции подвергаются дополнительному контролю со стороны государства. На сегодняшний день сформирована система валютного контроля экспортных и импортных операций, которая направлена на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Поэтому необходим системный подход к исследованию вопросов использования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности, объединяющий валютный режим внешнеторговых сделок, государственный контроль над валютными операциями в данной сфере, а также вопросы ответственности за валютные правонарушения. 

Потребность в  комплексном анализе использования  иностранной валюты во внешнеторговой деятельности обусловлена особенностями  его правовой регламентации. Во-первых, Закон РФ от 09.10.1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» устарел и не отвечает потребностям современной экономики. Во-вторых, нормативные акты относятся к различным отраслям законодательства: валютному, гражданскому, банковскому, таможенному и другим. В-третьих, большинство из данных актов составляют нормативные акты подзаконного характера, принятые на разных этапах рыночных реформ, чем обусловлена их внутренняя противоречивость и многочисленность. Поэтому комплексное исследование проблем, касающихся применения и совершенствования российского законодательства, регулирующего использование иностранной валюты в сфере внешней торговли, позволяет выработать подходы к позитивному развитию современного валютного законодательства. 

Таким образом, актуальность научного исследования правовых вопросов использования иностранной  валюты во внешнеторговой деятельности обусловлена: 

·  необходимостью выработать системный подход к совершенствованию  действующего законодательства в рассматриваемой сфере; 

·  недостаточной  разработкой определенных юридических  категорий в сфере использования  иностранной валюты субъектами предпринимательства; 

·  потребностью в теоретическом обосновании  предложений по совершенствованию  валютного законодательства с учетом накопленной правоприменительной практики. 

Результатом исследования стал комплексный анализ правоотношений, которые возникают при использовании  хозяйствующими субъектами (резидентами) иностранной валюты в предпринимательстве  во внешней торговле. Исходя из общей теории хозяйственного (предпринимательского) права, их можно определить как относительные обязательственные хозяйственные правоотношения, включающие следующие два вида хозяйственных обязательств.  

Первая их группа (горизонтальные) складывается между резидентами (экспортерами, импортерами, уполномоченными банками) или резидентами и нерезидентами. Данные правовые связи возникают, например, между импортером и уполномоченным банком из договора комиссии на покупку иностранной валюты на межбанковской валютной бирже или между импортером и его контрагентом-нерезидентом по осуществлению платежа в иностранной валюте за импортируемые товары. Складывающиеся на основании договоров между резидентами (экспортерами, импортерами, посредниками, уполномоченными банками) или между резидентами и нерезидентами обязательства являются оперативно-хозяйственными.  

Вторая группа правоотношений – вертикальные, обусловлена  обязанностями экспортеров и  импортеров перед государством, в  части использования иностранной  валюты. Обязательства, возникающие между государством и резидентами (экспортерами, импортерами, уполномоченными банками) при выполнении ими своих публично-правовых обязанностей, связанных с использованием иностранной валюты, рассматриваются как хозяйственно-управленческие. Данные обязательства возникают из нормативно-правовых актов валютного законодательства. 
 

Хозяйственно-управленческие и многие оперативно-хозяйственные  обязательства складываются в результате выполнения резидентами требований валютного режима внешнеторговой деятельности, который представляет собой особый правовой режим использования иностранной валюты при осуществлении экспортно-импортных операций. Его содержание составляют установленные валютным законодательством обязательные требования к экспортерам и импортерам. С учетом предмета регулирования, эти требования можно разделить на три основные группы: предпосылки совершения валютных операций, процедуры проведения отдельных валютных операций (последовательность действий ее участников) и обязанности резидентов перед государством, которые возникают вследствие использования иностранной валюты во внешнеторговой операции. Таким образом, валютный режим экспортно-импортных сделок включает две основные составляющие:  

1.  условия  и порядок проведения валютных операций,  

2.  обязанности  резидентов — экспортеров и  импортеров перед государством  по использованию иностранной  валюты. 

Условия совершения валютных операций во внешнеторговой деятельности включают ограничения, налагаемые законодательством, которые можно рассматривать как предпосылки совершения валютных операций. Соблюдение экспортерами и импортерами установленных валютным законодательством условий обеспечивает законность проводимых валютных операций. Эти условия по своему характеру можно разделить на три группы: 

а) определяющих режим валютный операций: осуществляются свободно или на основании разрешений (лицензий) Банка России; 

б) обусловленных  субъектным составом данных операций во внешнеторговой деятельности; 

в) связанных  с соблюдением требований валютного контроля.  

Важнейшим условием использования иностранной валюты в сфере внешней торговли является требование наличия специального субъектного  состава валютных операций. Обязательными  их участниками являются уполномоченные банки на территории Российской Федерации, а для операций по экспорту импорту товаров обязательным участником выступает уполномоченный банк, подписавший паспорт сделки. 

Порядок проведения отдельных валютных операций, связанных  с исполнением внешнеторгового  контракта, следует рассматривать как установленную нормативными актами последовательность действий участников данной операции. Регламентация порядка проведения валютных операций обеспечивает выполнение иных требований валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности. Так, установлена обязанность организации-экспортера, продавать часть экспортной выручки в иностранной валюте, детально регламентированная нормативными актами. При непредставлении экспортером поручения на продажу части экспортной выручки по истечении семи календарных дней от даты её поступления уполномоченный банк как агент валютного контроля самостоятельно осуществляет продажу. Данная мера носит обеспечивающий характер, так как полученные денежные средства в полном объеме подлежат зачислению на рублевый счет экспортера.  

Для обеспечения  устойчивости национального платежного средства и предотвращения оттока капитала из России путем злоупотреблений  в сфере внешней торговли государство  налагает на экспортеров и импортеров определенные обязанности в отношении использования иностранной валюты при осуществлении внешнеторговой деятельности. Так, экспортеры должны осуществлять обязательную продажу части экспортной выручки в иностранной валюте в определенные сроки. Импортеры, приобретающие иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России для осуществления авансового платежа при импорте товаров, обязаны одновременно с перечислением суммы рублей, за которую приобретается иностранная валюта, открыть в исполняющем банке депозит в размере средств, перечисляемых на её покупку. Возврат суммы депозита производится уполномоченным банком только после представления копии ГТД, подтверждающей ввоз товаров, либо в иных установленных законодательством случаях.  

Информация о работе Конвертируемость валюты