Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:47, курсовая работа
Прежде чем говорить о кредитной системе и приемах, с помощью которых осуществляется кредитно-денежная политика, важно четко понять цели кредитно-денежной политики и знать учреждения, ответственные за разработку и проведение в жизнь этой политики.
Введение 3
Механизм функционирования кредитной системы…………………... 5
Отдельный коммерческий банк и его роль в кредитной системе…… 11
Государственное регулирование. Место и роль Центрального банка в кредитной системе……………………………………………………. 17
Заключение……………………………………………………................ 21
Список использованной литературы…………………………………... 22
∆Ms = m∆B,
где ∆Ms – прирост предложения денег; ∆B - прирост денежной базы; m - депозитный мультипликатор.
Если бы банки имели избыточные резервы, то депозитный мультипликатор был бы значительно ниже. Предположим, что в нашем примере наряду с 10 % обязательных резервов банк держит еще 10 % сверхнормативных (избыточных). Таким образом, фактические резервы составляют 20 %. В этом случае, депозитный мультипликатор равен 1/0,2=5.
Рассмотренный пример иллюстрирует способность банка увеличивать в определенных пределах денежную массу. В то же время он показывает, что центральный банк, регулируя размеры обязательных резервов, может оказывать значительное воздействие не только на деятельность коммерческих банков, но и на экономическую жизнь страны в целом.
В рассмотренном примере мы предполагали, что население хранит всю свою наличность в банке. Однако реальная способность банков создавать деньги зависит не только от нормы обязательных резервов, но и от поведения населения, его доверия к банковской системе. Чем ниже доверие к банкам, тем меньше их способность предоставлять кредит. Денежный мультипликатор, который является усложненным вариантом депозитного, учитывает поведение как банков, так и населения:
,
где m* - денежный мультипликатор, d – отношение наличных денег к депозитам, r – норма обязательных банковских резервов. Если ввести в условия исходные задачи d=30%, то
.
Запишем в общем виде формулу изменения предложения денег:
.
При d=0, когда население хранит все свои деньги в банке, m*=m, т.е. денежный мультипликатор равен депозитному.
Наше исследование расширения кредита проводилось в несколько разряженной атмосфере. Существуют дополнительные факторы, которые могли бы видоизменить количественную определенность нашего анализа.
Помимо изъятия обязательных резервов на каждой ступени процесса кредитования могут иметь место два других вида изъятия денег у коммерческих банков, которые своим существованием уменьшают способность банковской системы к созданию денег.
1.
Утечка наличных денег.
2.
Избыточные резервы. Наш
Государственное регулирование. место и роль центрального банка в кредитной системе
Государственное
регулирование кредитно-
Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.
Основными функциями центрального банка являются функции:
ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ЭМИССИОННОГО БАНКА
ЭМИССИОННЫЙ
ЦЕНТР СТРАНЫ
БАНК БАНКОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
УЧЕТНАЯ
ПОЛИТИКА
ОПЕРАЦИИ НА РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТКРЫТОМ РЫНКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ
Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги центрального банка состоят из наличных (банкноты, монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в центральном банке). Каждая банкнота ФРС несет на себе печать того федерального резервного банка, который ее выпустил. Кроме этого, на ней указан номер федерального резервного округа, номер серии стереотипа, год выпуска, а также имеется подпись казначея и печать казначейства.
Функция банка банков заключается в том, что с одной стороны, центральный банк сосредотачивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой – оказывает им необходимую кредитную поддержку. Центральный банк является кредитором в последней инстанции. Спасая коммерческие банки от краха в период финансовой паники, он предоставляет им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг. Концентрация обязательных резервов в центральном банке означает, что центральный банк может в известных пределах осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков.
Учетная
политика центрального банка состоит
в учете и переучете коммерческих векселей,
поступающих от коммерческих банков, которые
в свою очередь, получают от промышленных,
торговых и транспортных компаний. Центральный
банк выдает кредитные ресурсы на оплату
векселей и устанавливает так называемую
учетную ставку. Как правило учетная политика
центрального банка направлена на
лимитирование переучета векселей, установление
предельной суммы кредита для каждого
банка. Таким образом, осуществляется
воздействие на объем выдаваемых ссуд.
Нередко предприниматели расплачиваются
с поставщиками не сразу после отгрузки
товара, а через определенный срок. Для
подтверждения отсрочки платежа обычно
выставляется вексель. Поставщик товара
может использовать этот вексель таким
образом: либо дожидаться наступление
указанного срока оплаты, либо оплатить
им свои денежные обязательства, либо
реализовать его коммерческому банку
(т.е. учеть вексель). Покупая вексель, коммерческий
банк оплачивает, естественно, не всю сумму,
а лишь ее часть, удерживая определенный
процент (комиссию). Коммерческий банк,
в случае необходимости, может переучесть
полученный вексель в центральном банке.
Товар
Учет векселя
Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
Одной
из традиционных функций центрального
банка является роль “заимодателя,
в крайнем случае”. То есть центральный
банк предоставляет ссуды
Когда коммерческий банк берет ссуду, он переводит центральному банку выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением - обычно государственными ценными бумагами. Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают процентные платежи по своим ссудам, центральный банк взыскивает процентные платежи по ссудам, предоставленным коммерческим банкам. Такая ставка процента называется учетной ставкой.
Будучи требованием, к коммерческому банку, долговое обязательство банка-заемщика является активом предоставляющего ссуду Федерального резервного банка. Давая ссуду, Федеральный резервный банк увеличивает резервы коммерческого банка-заемщика. Коль скоро для поддержания ссуд, полученных у федеральных резервных банков, не требуется обязательных резервов, все новые резервы, приобретенные в результате займа у федеральных резервных банков, предоставляют собой избыточные резервы.
Разумеется важно, что коммерческий банк, берущий в федеральных резервных банках ссуды, расширяя тем самым возможность предоставления кредита населению.
Федеральный резервный банк имеет полномочия устанавливать и изменять учетную ставку, по которой коммерческие банки могут брать займы. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретение резервов. Следовательно, падение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у федеральных резервных банков. Кредиты коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают денежное предложение. И наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов путем заимствования у центральных банков. Поэтому повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.
Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Обязательные резервы – это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков в центральном банке. Такие вклады значительно облегчают систему межбанковских расчетов. Поскольку все коммерческие банки имеют свои счета (депозиты) в центральном банке, это облегчает зачет взаимных платежей. Предположим, клиент А коммерческого банка Х хочет перевести 1000 долл. клиенту Б коммерческого банка У. Для этого банк Х уменьшает размер своего резервного фонда (депозита) в центральном банке на 1000 долл., а резервный фонд (депозит) банка У в центральном банке на 1000 долл. увеличивается. Таким образом, депозиты коммерческих банков в центральном значительно упрощают безналичные межбанковские расчеты (клиринг). Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Можно сделать вывод, что понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20.
Информация о работе Кредитная система. Место и роль в ней центрального банка и коммерческих банков