Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа
Цель работы – изучить кредитно-денежную политику в России после 1998 года.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить цели, инструменты и типы кредитно-денежной политики.
2. Рассмотреть проблемы стабилизации денежного обращения в России после 1998 года.
Введение……………………………………………………………...……………3
1. Теоретические аспекты кредитно-денежной политики в России после 1998 года………………………………………………………………...…………5
1.1. Цели, инструменты, типы кредитно-денежной политики………...……..5
1.2. Проблемы стабилизации денежного обращения в России……………..13
2. Проблемы кредитно-денежной политики России после 17 августа 1998 года……………………………………………………………………………..…19
2.1. Новый «коридор»………………………………………………………....19
2.2. Проблемы слабого рубля и тенденции развития российской экономики…………………………………………………………………...……23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………..….
В такой ситуации альтернативный сценарий развития экономики предполагает наряду со сдерживанием инфляционных процессов проведение активной политики стимулирования спроса на отечественную продукцию и резкого поста инвестиционной привлекательности российской экономики. Только увеличивая инвестиции в реальный сектор. Обновляя технологический потенциал, Россия может надеяться на повышение конкурентоспособности своих товаров на внутреннем и, самое главное, на внешнем рынке, на постепенное решение проблемы внешнего долга. Подобная политика неизбежно будет вести к сближению курса рубля и ППС.
Сдерживание новой инфляционной «волны», проведение денежной политики, направленной на медленное повышение реального курса российского рубля, изменение отношения к внешним инвесторам и усиление защищенности прав собственности дают возможность российской промышленности в течение нескольких лет сохранить значительную ценовую конкурентоспособность. При этом российская промышленность и банковский сектор должны извлечь уроки из событий не только августа 1998 г., но и предшествующих лет, когда значительная ценовая «фора» была растрачена в инфляционной «гонке» без каких-либо качественных изменений общего уровня конкурентоспособности. Безусловно, ослабление курса рубля позволяет решать некоторые проблемы экономики, но следует понимать, что неизбежной оборотной стороной этой «медали» являются снижение уровня жизни всего населения и нарастание отставания национальной экономики. Один из главных уроков кризиса 1998 г. состоит в том, что не может быть по-настоящему твердой национальной валюты в стране с неконкурентоспособным реальным сектором, опирающейся исключительно на экспорт сырьевых товаров.
Заключение
Во всех странах мира государственный долг и дефицит бюджета являются ключевыми вопросами дискуссий об экономической политике правительства. В странах с так называемыми развивающимися рынками долги всегда порождали серьезные финансовые кризисы. Мексиканский кризис, а вслед за ним и «обвал» валют на азиатских рынках привел к тому, что участники рынков капиталов начали тщательно отслеживать сроки погашения долгов. После спекулятивных атак на рубль, последовавших летом 1998 г., российское правительство стало понимать, что в мире, где существует высокая мобильность капиталов, их рынок окажет на Россию сильное воздействие.
Замена «плавающего» обменного курса скользящим валютным «коридором», произошедшая в середине 1995 г., обусловила зависимость процентных ставок от настроений, преобладавших в кругах международных инвесторов. Их неблагоприятное изменение могло провоцироваться внешними шоками. Таким образом, неустойчивость возникала не вследствие серьезного повышения рисков, связанного с ухудшением макроэкономической ситуации в самой России, а в результате естественного (для мира, характеризующегося свободным перемещением капиталов через границы) распространения влияния финансового кризиса, разразившегося в других странах (в донном случае – в Юго-Восточной Азии).
Если российское правительство ставило перед собой задачу удержания обменного курса в рамках «коридора», то в период, когда инвесторы были склонны избегать риска работы на развивающихся финансовых рынках, приходится мириться с повышением процентных ставок до того уровня, который диктовал рынок. В то же время непомерно высокие процентные ставки настолько увеличивали бремя обслуживания долга, особенно краткосрочных рублевых обязательств, что рынок воспринимал его как непосильное. Настороженность участников рынка, в свою очередь, повышала риск девальвации, ибо, соглашаясь с повышением процентных ставок во имя удержания обменного курса, правительство могло оказаться вынужденным отпустить обменный курс для предотвращения банкротства. Таким образом, именно опасения риска девальвации замкнули порочный круг, что привело страну как к банкротству (дефолту), так и к значительной девальвации рубля. Проблема усугублялась падением цен на нефть и увеличением объема импорта, результатом которых стало отрицательное сальдо баланса текущих операций. Столь высокие процентные ставки отражали противоречия между бюджетно-налоговой ситуацией и режимом обменного курса, ставшие основной причиной неудачи плана финансовой стабилизации. В конечном счете, политику обменного курса следует привести в соответствие с фискальной политикой.
Положение становилось еще более опасным из-за государственного долга, который к тому моменту, когда разразился мировой финансовый кризис:
а) уже приобрел значительные размеры;
б) возрастал такими темпами, что правительство не успевало его погашать,
в) самое главное, имел чрезвычайно короткие сроки погашения. С учетом тающего доверия инвесторов эти краткосрочные долговые обязательства не удавалось рефинансировать под приемлемые проценты, что провоцировало кризис ликвидности, несущий угрозу неплатежеспособности.
В принципе эту угрозу можно было бы ослабить, а то и вовсе снять тремя способами. Во-первых, обратить вспять утечку капиталов за рубеж, особенно тенденцию к долларизации экономики, и тем самым обеспечить высокий спрос на рублевые долговые обязательства, а значит, защититься от непредсказуемого перетока капиталов на мировых рынках. Во-вторых, сбалансировать бюджет, устранив необходимость в новых заимствованиях и снизив расходы на обслуживание существующего госдолга. В-третьих, вернуться к «плавающему» курсу рубля, при котором уровень процентных ставок определялся бы мерами внутренней денежно-кредитной политики. Данный подход может показаться весьма привлекательным, если вспомнить, что в основе российской стабилизационной программы, с помощью которой удалось снизить инфляцию, лежали показатели денежного обращения, а не обменный курс, играющий роль номинального «якоря». На практике, однако, фиксация курса через шесть месяцев после начала выполнения программы имела мощный стабилизирующий эффект, весьма ценный для властей. В связи с преобладанием импортной продукции на рынках продовольственных и потребительских товаров значительная девальвация повлекла бы за собой резкое повышение индекса потребительских цен. В более длительной перспективе стабильность обменного курса способствовала бы репатриации вывезенных из страны капиталов благодаря превращению рубля в достойный доверия финансовый актив, выступающий в качестве надежного средства сбережения, а до того момента она служила бы фактором привлечения в Россию частного международного капитала – единственного альтернативного источника финансирования помимо ограниченных ресурсов, поступающих по линии международных финансовых организаций.
Следовательно, с точки зрения как краткосрочных, так и долгосрочных приоритетов и целей имелись серьезные причины для того, чтобы попытаться удержать курс рубля. С учетом того, что политика обменного курса сама по себе являлась важным элементом мер по предотвращению «бегства» капитала, единственным способом разрешения сложившейся ситуации было преодоление несбалансированности бюджета.
Корректировка фискальной политики, необходимая для предотвращения краха, наступившего в августе 1998 г., могла быть осуществлена в достаточно сжатые сроки. На практике попытка предпринять необходимые шаги столкнулась с противодействием со стороны ряда политических групп, что было усугублено нерешительностью прежнего правительства в проведении налоговой реформы. Если оценивать ситуацию в ретроспективе, то следует признать, что благоприятная конъюнктура на финансовых рынках в 1996-1997 гг. давала возможность на период проведения корректировки фискальной политики прибегнуть к «промежуточному» финансированию. Вместо этого российское правительство ухватилось за новую возможность выйти на рынки капиталов, воспользовавшись ростом цен на облигации. И только в чрезвычайной ситуации, возникшей в результате «азиатского» кризиса. Была проявлена политическая воля, требующая всех препятствий, будь то внешних (доверие рынка) или внутренних (политическое противодействие), времени уже не осталось.
Таким образом, урок, который можно извлечь из этого, достаточно прост: финансовые катастрофы будут повторяться до тех пор, пока система государственный финансов не будет упорядочена путем проведения подлинной бюджетно-налоговой реформы.
Список использованных источников
1. Алексашенко С. Причины падения рубля – чисто психологические. // Эксперт. – 14.09.2005. – С. 24.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-М, 2008. - 384с.
3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. – М.: ОАО «НПО» Экономика», 2005. – 735 с.
4. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 389 с.
5. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. - М.: Дело, 2006.- 472 с.
6. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов. / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. - 1040с.
7. Курс экономической теории: учебник. / Под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2007. - 848с
8. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие./ Под ред. Т.Ю.Матвеева. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.-510 с.
9. Мировая экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2005. – 537 с.
10. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 522 с.
11. Никишин А. Проблемы регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. // Финансовый бизнес. – 2004. – №10. – С. 31–33.
12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год. // Деньги и кредит. – 2006. – №12. – С. 3–39.
3
[1] Алексашенко С. Причины падения рубля – чисто психологические. // Эксперт. – 14.09.2005. – С. 24.
[2] Никишин А. Проблемы регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. // Финансовый бизнес. – 2004. – №10. – С. 31.
[3] Никишин А. Указ. соч. – С. 32.
[4] Никишин А. Указ. соч. – С. 33.
[5] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год. // Деньги и кредит. – 2006. – №12. – С. 4.
[6] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год. // Деньги и кредит. – 2006. – №12. – С. 10.
Информация о работе Кредитно-денежная политика в России после 1998 года