Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:48, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является экономическая и другие системы Латиноамериканской экономики. Свободное предпринимательство – частная собственность, система ценообразования и конкуренция – необходимы для успешного функционирования системы. Конкуренция, правовладение частной собственностью и получение прибыли – это те стимулы, которые заставляют использовать максимально те ресурсы, которые находятся в распоряжении граждан и фирм.
Введение 2
1. История колониальной экономики 5-8
2. Основные черты современной модели 9
2.1 Импортозаменяющая модель 50 – 70 гг. 10
2.2 Политические и социально – экономические предпосылки «левого поворота» 11 – 13
3. Экономическая интеграция в регионе и динамика развития 14 – 17
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Приложения 20 - 24
До 1765 г. Морской путь из Испании в Новый Свет начинался в Севилье, а затем и в Кадисе. За этим строго следила Торговая палата, ее агенты выдавали разрешения на погрузку и выгрузку товаров, а также осматривали все суда, прибывавшие в Испанию либо отправляющиеся в Америку. На протяжении двух веков, начиная с середины XVI в., существовала система двух флотилий, насчитывавших от 75 до 100 торговых кораблей.[3] В течение приблизительно ста лет испанские караваны снаряжались ежегодно, затем это правило стало нарушаться в связи с экономическим упадком самой Испании.
Доходы,
полученные от государственных монополий,
сбора таможенных пошлин и различных
налогов поступали в
2. Основные черты современной модели
На рубеже 80 – 90 – х. гг. в большинстве стран Латинской Америки были проведены радикальные реформы по либерализации экономической политики в соответствии с Вашингтонским консенсусом, направленные на стабилизацию финансов и ускорение экономического роста.
Большая волна приватизации, охватившая Латинскую Америку в 80 – 90 – е гг., привела к тому, что процесс приватизации к концу 90 - гг. почти завершился в Мексике и близок к завершению в Бразилии. Уменьшился дефицит государственного бюджета – до 0 – 2% от ВВП. Одновременно снизилась инфляция: 44% - в 1995 г. И около 10% - в 1998 г. В результате либерализации импортного режима среднеарифметический уровень импортных пошлин снизился в середине 90 – х гг. в Бразилии до 12%, в Аргентине – до 11%, в Мексике до 13%.[1]
Уменьшение государственного вмешательства в экономику, приватизация значительной части государственного сектора (часть его активов была приобретена иностранными инвесторами), ужесточение финансовой политики и совершенствование налоговой системы, а также возобновившийся экономический рост усилили приток в Латинскую Америку иностранного капитала. В рамках «плана Брейди» внешний долг большинства латиноамериканских стран во второй половине 80 – х гг. был реструктурирован, в результате чего он снизился более чем на 55%.[1]
Тем
не менее хронической проблемой
Латинской Америки остается ситуация
в ее финансовой и валютной сферах.
Из – за растущего в 90 – е гг. дефицита
торгового баланса, вновь увеличивающегося
внешнего долга(758,5 млрд. долл., по прогнозу
МВФ, в 1999 г. По сравнению с 441 млрд. долл.
В 1990 г.) и быстро растущих на этой основе
расходов по его обслуживанию (более 100
млрд. долл. в год, то есть около 46% экспортной
выручки по сравнению с 33% в 1990 г.) платежный
баланс Латинской Америки по текущим операциям
систематически сводится со все большим
отрицательным сальдо.[1] Так, если в 1990
г. Оно составляло 1 млрд. долл., то, по прогнозу
МВФ, в 1999 г. Составит 70 млрд. долл. Попытки
привлечь к обслуживанию дефицита платежного
баланса «горячие деньги» помогли временно
смягчить проблему, но обернулись финансовыми
кризисами в 1994 – 1995 и 1998 – 1999 г.
2.1 Импортозамещающая модель 50 – 70 гг.
Из двух моделей стратегии
индустриализации –
В связи со слабостью национального предпринимательства решающую роль в претворении этой стратегии в жизнь сыграло государство, которое вплоть до 90 – х гг. являлось основным предпринимателем и регулятором всей хозяйственной жизнь в Латинской Америке. За счет инфляционного финансирования был создан крупный государственный сектор, прежде всего в промышленности (энергетика, металлургия, химия, машиностроение – производственный потенциал которого составил основу латиноамериканской промышленности. В результате заметно возросла роль внутренних факторов развития, хотя зависимость от внешних источников финансирования по – прежнему остается высокой.
Прирост ВВП в странах – гигантах Латинской Америки в период 60 – 70 гг. (Приложение А)
В итоге, несмотря на серьезные издержки (инфляция, иная конкурентоспособность готовых изделий и т.д.) Латинская Америка располагает ныне солидным производственным потенциалом. При этом наибольших успехов в этом отношении добились Мексика и Бразилия. Последняя по абсолютному ВВП к концу 90 – х гг. заняла 9 – 10 место в мире.[1] Наряду с развитием традиционных отраслей тяжелой индустрии в Бразилии усвоилось формирование наукоемких производств (электроники, робототехники, производства новых материалов, биотехнологии, атомной и авиакосмической промышленности). Вместе с тем реализация государственных программ индустриализации привела к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга, по величине которого Бразилия вместе с Мексикой лидируют в мире.
Что
касается малых государств Центральной
Америки и Карибского бассейна, то они
по-прежнему в принципе придерживались
экспортоориентированной модели развития
с узкой товарной специализацией. Заметное
развитие в этом субрегионе получил туризм,
а в промышленности – сборочных производств
из импортных компонентов изделий электроники,
бытовых приборов, поставляемых затем
в основном на североамериканский рынок.
2.2 Политические и социально – экономические предпосылки «левого поворота»
Рассматривая внутренние причины и факторы «левого поворота» в Латиноамериканском регионе, исследователи, пожалуй, сходятся в одном – в трактовке непосредственных причин, породивших этот феномен. Его «генезис» обычно связывают с нынешним острым кризисом неолиберальной модели развития, громадными социальными издержками ее функционирования на протяжении 1990 – годов, с неприятием неолиберализма (как идеологии, стратегии развития и практики) широкими кругами латиноамериканской общественности. И с этим нельзя не согласиться.
Объясняя причины «левого поворота», венесуэльский экономист и политик Т. Петкофф пишет: «Народы континента, массы городского и сельского населения, игнорируя традиционные партии и проповеди их руководителей, возлагают свои надежды и ожидания на представителей левого политического спектра. После десятилетий десарольистских военных диктатур и популистических и/или неолиберальных демократий общим итогом… стали институциональная деградация, коррупция, неустойчивый и противоречивый экономический рост, который привел к возникновению самых несправедливых и неравноправных обществ на планете, пребывающих в постоянном социальном кризисе и политической нестабильности»
Эту точку зрения разделяют и российские исследователи, которые первопричину нынешнего «сдвига влево», приведшего к изменению политического ландшафта Латинской Америки, видят в крайней непопулярности неолиберализма и неприятии его социальных последствий в виде роста неравенства, безработицы, маргинализации и исключения обширных социальных слоев из процесса модернизации. «В новых формах и в принципиально новых условиях, - считает Л.С. Окунева, - левые движения и их лидеры отразили реакцию латиноамериканских обществ на неолиберализм, его колоссальные социальные издержки, означавшие свертывание социальных программ. А это, в свою очередь, повлекло за собой не новые, но такие чрезвычайно обострившиеся в нынешних условиях процессы, как рост маргинализации и пауперизации масс, их выталкивание за пределы гражданского общества, - явление, получившее в латиноамериканской социологии название «социальная исключенность»»
Попробуем
разобраться в глубинных
В этой обстановке резко усилилась критика экономической политики латиноамериканских стран, посыпались обвинения в чрезмерном вмешательстве государства в экономику, неэффективном управлении государственными предприятиями, протекционизме, социальном патернализме, ограничении возможностей частного капитала, как национального, так и иностранного. Латиноамериканские исследователи А. Чонг и Э. Лора, оценивая результаты хозяйственной деятельности государства к началу 90 – х годов, пишут: «В течение большей части ХХ века в Латинской Америке пытались построить государство, которое было бы патерналистом в социальной сфере, интервенционистом в экономической и собственником и управленцем в предпринимательской сфере.
Но
80 – е гг. стали «потерянным десятилетием»
или кризисом прежней модели для большинства
стран Латинской Америки. Курс на импортозамещение
при высоком уровне протекционизма и форсировании
экспорта уже к середине 70 - х гг. практически
исчерпал свои возможности, экономический
рост Латинской Америки начал терять свой
динамизм. На это наложился долговой кризис
и громадные платежи в счет погашения
внешнего долга, поглощавшие 1/3 экспортной
выручки региона. Ситуация ухудшалась
так же из – за падения цен на основные
экспортные товары. К снижению темпов
роста ВВП добавилось увеличение дефицита
государственного бюджета (дефицит бюджета
центрального правительства возрос с
1 – 2% от ВВП во второй половине 70 – х гг.
до 4 – 9% в 80 – е гг.) и подскочившая на этой
основе и без того немалая инфляция (12,5%
- в 1970 г., 55 – в 1980 г. И 521% - в 19990 г.) (Приложение
Б) [4]
3. Экономическая интеграция в регионе и динамика развития
Важным
фактором экономического развития Латинской
Америки в последние
Главной целью ЛАСТ являлось учреждение к 1973 г. Зоны свободной торговли путем либерализации взаимного товарооборота. Однако и эта цель оказалась столь же амбициозной, как и образование общего рынка, прежде всего с точки зрения менее развитых членов ЛАСТ, которые стремились сохранить защитные меры в отношении главных отраслей их экономики перед экспансией более сильных членов ассоциации.
Рост противоречий привел к тому, что уже в 1969 г. Группа в основном среднеразвитых (по меркам региона) стран учредила в рамках ЛАСТ субрегиональную группировку – Андский пакт (Колумбия, Перу, Эквадор, Боливия; в 1973 г. В пакт вступила Венесуэла, а в 1976 г. Из него вышла Чили). Ответной реакцией со стороны других участников ЛАСТ стало формирование блока во главе с Аргентиной и Бразилией, позднее оформившего в МЕРКОСУР.
В конечном счете, ЛАСТ в 1980 г. была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) в целях содействия либерализации внутрирегиональной торговли, но без каких – либо конкретных обязательств со стороны стран – участниц. Схожие цели преследует и ЦАОР.
Новой и достаточно активной интеграционной группировкой стала организованная карибскими островными государствами Карибская зона свободной торговли, которая в 1973 г. Была преобразована в Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ) с целью создания более тесной интеграционной группировки.
Важным новым моментом латиноамериканской интеграции является ее все большее соприкосновение с североамериканской. На базе быстро растущей взаимной торговли и сокращающегося разрыва по уровню развития между наиболее ведущими странами Латинской Америки и США идея интеграции между двумя американскими регионами становится все более популярной. Развитие этой идеи будет зависеть от того, насколько успешно будет идти интеграция между США и одним из латиноамериканских гигантов – Мексикой в рамках НАФТА. Пока же реальной представляется реализация первого шага на этом пути – создание панамериканской зоны свободной торговли, от Аляски до Огненной Земли.
Информация о работе Латиноамериканская модель экономического развития