Лекции по "Экономика предприятия"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:25, курс лекций
Описание
Предмет, структура, функции, принципы и методы экономики.
Экономика – это наука об использовании экономических ресурсов для производства товаров и услуг и их распределении между членами общества.
Предметом изучения экономики является поведение людей в процессе производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Работа состоит из 1 файл
Экономика.
- Предмет, структура, функции, принципы и методы экономики.
Экономика – это наука об использовании экономических ресурсов для производства товаров и услуг и их распределении между членами общества.
Предметом изучения экономики является поведение людей в процессе производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Структура экономики:
1 Общая экономическая теория
2 Микроэкономика (отдельно взятое предприятие, потребителя или товара)
3 Макроэкономика (национальная экономика)
4 Мировая экономика
Функции экономики:
1 познавательная
2 практическая
3 методологическая (экономика – основа всех остальных эконом наук)
4 прогнозная
Принципы экономики:
1 взаимодействие теории и практики
2 единство анализа на всех уровнях
3 принцип реального историзма.
Методы исследования:
1 метод сравнительного анализа
2 метод графического изображения
3 метод логического абстрагирования
4 метод экономического моделирования.
- Экономические системы.
на этом вопросе я заснул(
- Экономические потребности, блага и ресурсы. Проблема рационального ведения хозяйства.
Потребность – нужда человека в чём-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности. Экономика изучает только материальные потребности. Материальные потребности – желания человека приобрести и использовать товары и услуги доставляющие ему удовольствие или удовлетворение. 1. Потребности по направлению удовлетворения (первичные и вторичные) 2. По источнику удовлетворения (индивидуальные и общественные). Все потребности обладают свойством – в процесс их удовлетворения формируется новые потребности, как в количестве, так и в качестве потребности.
Благо – средства с помощью которого удовлетворяются потребности. Эконом. Изуч. Только эконом. Благо. Экономическое благо – те блага, для получения которых необходимо затратить какие-нибудь средства. Пример неэкономических благ – воздух.
Ресурсы – средство с помощью которых производятся благо. Ресурс – синоним – фактор производства. Ресурсы бывают: 1 природные ресурсы (земля) 2 капитал (средство в материальной и денежной форме, участвующие в производстве товаров и услуг и способные приносить доход в виде судного процента) 3 труд (способность производить товары и услуги) 4. Предпринимательская способность к организации 5. Информация и научно-технический прогресс. Все ресурсы имеются в ограниченном количестве. Сука правда!
Проблема рационального ведения хозяйства. Она вытекает из противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничности человеческих потребностей. Как использовать ресурсы, что бы удовлетворить как можно больше потребностей? Какие товары и в каком объёме производить? (на это отвечают потребители) как производить товары? (этот вопрос производителя) как распределить произведённые товары? (он решается в пользу тех у
- Проблема экономического выбора на кривой производственных возможностей (кпв). Закон возрастающих издержек отвергнутых возможностей (ИОВ).
кпв – показывает все возможные сочетания производства двух товаров из имеющихся на данный момент в обществе экономических ресурсов. Она всегда имеет выпуклую форму.
Проблема экономического выбора заключается в том, что бы из бесконечного количества вариантов производства двух товаров представленных на кпв выбрать наилучший на данном этапе времени. Сама кпв ответа не даёт, его решают эксперты на основе анализа современной ситуации. Все точки лежат внутри кпв – ресурсы используются не полностью, а значит неэффективно. Все точки лежать выше кпв – на данный момент не осуществимы эти комбинации. ИОВ (издержки отвергнутых возможностей) – количество товара У от производства которого необходимо отказаться, что бы произвести дополнительную единицу товара Х . ИОВ = - = у2-у1 = х2-х1
Закон возрастания ИОВ
Для производства каждой новой единицы товара Х приходится жертвовать всё большим количеством товара У .
- Спрос и предложение товара: законы и графическое изображение.
Спрос (D) – количество товара, которое потребитель готов приобрести по определенной цене в определённый промежуток времени. Закон спроса – между спросом и ценой существует обратная связь: (одно падает – другое растёт и наоборот)
при изменении цены (Р) происходит перемещение по кривой спроса.
Исключение из закона спроса: 1 при ажиотажном спросе вызванным ожиданием повышением цен. 2 для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления. 3 при переключении спроса на более новые или качественные товары.
Неценовые факторы спроса: 1 доход потребителей. 2 изменение структуры населения 3 изменение вкуса покупателя. 4 наличие на рынке и цены на товарозаменителя. 5 наличие на рынке и цены на дополнительные товары. Под воздействием этих факторов происходит перемещение этих факторов. Если оно положительное, кривая спроса перемещается вверх.
Предложение (S) – то количество товара, которое предприниматель готов продать по определённой цене в определенный промежуток времени. Закон предложения – между предложением и ценой существует прямая связь (одна растёт другая тоже и наоборот). При изменении цены происходит изменения по кривой предложения.
Неценовые факторы предложения: 1 наличие на рынке и цены на ресурсы 2 научно-техн прогресс. 3 налоги 4 субсидии и дотации. Под воздействием этих факторов происходит перемещение кривой предложения.
- Эластичность спроса и предложения.
Эластичность – степень изменения одного показателя при изменении другого.
Ценовая эластичность – это показатель, который характеризует, как изменится спрос или предложение при изменении цены.
– коэффициент ценовой эластичности. = : =
∆Q - изменение объёма спроса или предложения, которое произошло в результате изменения цены на величину ∆Р
3 типа эластичности спроса и предложения
1 ˃ 1 - эластичный. Изменение цены вызывает значительные изменения объёма спроса или предложения.
2 ˂ 1 – не ластичный.
3 = 1 – единичной эластичности.
- всегда отрицательный.
2 предельных типа эластичности:
1) бесконечно эластичный спрос или предложение. Товар продаётся и покупается только по донной цене. Любое повышение цены приведёт к росту предложения до бесконечности и снижения спроса до нуля. (на графике она параллельна Q, то есть горизонтальная линия)
2) абсолютно неэластичная – по любой цене предприниматель готов продать а покупатель купить только дно количество товара. (на графике она параллельна Р, то есть вертикальная линия)
- Рыночное равновесие и равновесная цена.
В экономики существуют противоречия между интересами продавца и покупателя. В рыночной экономике оно разрешается с помощью функционирования ценового механизма. Взаимодействия цены, спроса и предложения всегда приводит к тому, что на рынке устанавливается такая цена при которой все предложенные к реализации товары будут проданы, такая цена называется равновесной. И ей соответствует равновесный объём продаж.
рыночное равновесие не бывает статичным. Под воздействием неценовых факторов, оно постоянно нарушается, но всегда восстанавливается уже в новой точке.
На графике это точка – М
то что выше точки равновесия – зона избытка товара; ниже – зона дефицита товара.
- Рыночные функции цены.
Цена – это экономическая категория означающая сумму денег, за которую продавец готов продать товар, а покупатель готов её приобрести.
Рыночные функции цены: 1) уравновешивающая (с помощью ценового механизма, процесс купли-продажи на рынке синхронизируются и уравновешиваются). 2) стимулирующая 3)перераспределительная (с помощью включенных в цену налогов) 4) отбора (отбор наиболее эффективных предпринимателей).
Все функции выполняются только в рыночной экономики.
одна функция выполняется всегда – Учётная функция. Она имеет 2 проявления: 1)цена показывает во сколько обществу обходится удовлетворение той или иной потребности. 2) на основе цены производится расчёт всех показателей.
- Конкуренция и ее виды.
Конкуренция – соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства, сбыта товаров. Она выступает как внешняя сила. Функции: 1)регулирующая 2) размещения 3)инновационная и адаптационная 4)распределительная 5)контролирующая
конкуренция бывает: внутриотраслевая и межотраслевая; ценовая и неценовая; совершенная и несовершенная.
- Сущность и функции рынка.
Рынок – это такая организация экономических и социальных отношений товарного производства, который обеспечивает автоматическое согласование интересов товаропроизводителей с интересами потребителей.
функции: 1)стимулирует рост эффективности производства. 2)выступает регулятором производства 3)способствует стабилизации цен на продукцию 4)способствует улучшению качества продукции 5)способствует снижению издержек производства продукции. 6)способствует ускорению научно-технического прогресса. 7) выполняет санирующую функцию.
- Структура и виды рынков.
Рынок как система отношений товарного обмена состоит из субъектов, которые вступают между собственниками
Субъекты рынка: 1)домохозяйства 2)фирма 3)государство
Объектами рынка являются товары и услуги, факторы производства, система социальной защиты.
Виды рынков классифицируются по разным критериям: 1)по географическому положению: местные, региональные, межрегиональные, мировой 2)по степени ограничения конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок монополии, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок 3) по отраслям: автомобильная, зерновая и др 4)по характеру продаж: оптовый и розничный 5)по экономическому содержанию: потребительский, факторов производства, информации
- Рынки с совершенной и несовершенной конкуренцией.
Рынок совершенной конкуренции. На нём имеется множество небольших независимых друг от друга предпринимателей предлагающих однородные товары (в общем одну и туже рыбу). Каждый предприниматель занимает на этом рынке незначительную долю, и влиять на рыночную ситуацию у него возможности практически нет. На рынке совершенной конкуренции складывается минимально-возможная цена. влиять на неё предприниматель не может. Новому предпринимателю легко войти и выйти из этого рынка.
Все остальные рынки – несовершенной конкуренции.
Монополия – рынок на котором имеется только один продавец, предлагающий уникальный товар. Чем меньше товарозаменителей на этот товар, тем больше его власть. Выгодно поднимать цены. Конкуренции нет, ориентируется на потребителя. Монополия губительна для экономики. Допускается существование только естественной монополии (ржд).
Монополистическая конкуренция – рынок на котором имеется много независимых друг от друга предпринимателей, предлагающих дифференцированные товары. Каждый может влиять на цену товара, ориентируются на потребителя. Главный метод – реклама и качество товара. Проникнуть на рынок и уйти легко.
Олигополия – несколько крупных предпринимателей предлагающих как однородный, так и дифференцированный товар. Выгодней не конкурировать, а договариваться. Но он тоже запрещён законом как и монополия. Проникнуть на этот рынок почти невозможно. Пример – сотовая связь.
- Экономическое содержание собственности.
Собственность – это отношение между экономическими агентами по поводу присвоения ресурсов и товаров.
Субъекты собственности: 1)домохозяйства 2)фирма 3)государство
Объектами собственности являются товары и услуги, факторы производства, система социальной защиты.
формы собственности: 1) государственная (общегосударственная (федеральная); региональная; местная) 2)частная (индивидуальная, коллективно-совместная, коллективно-долевая, акционерная
отношение собственности в любом обществе юридически регулируется.
Триада прав собственника: право владеть, распоряжаться, пользоваться.
обязанности собственника: использовать имущество безопасно; отвечать своим имуществом по всем своим обязательствам.
- Потребительское поведение. Полезность, законы Госсена.
Потребительское поведение – это поведение людей в сфере распределения своих доходов и приобретения товаров и услуг. Оно индивидуально и субъективно. Но на уровне общества в целом в нём можно выделить некоторые закономерности. 3 предположения:1) предпочтения потребителя уже сформировались 2)предпочтения транзитивны (Света нравится больше чем Вера, а Вера нравится больше чем Лена, то Света всё равно нравится больше чем Лена, а Лена никому нафиг не нужна) 3)для потребителя все товары желанны и они всегда предпочтут большее количество товара меньшему (мало водки не бывает). Но эти предположения только описывают потребительские предпочтения не объясняя их.
2 подхода изучения: 1) кординалистскпй (законы Госсона) и 2) ординарстский (кривые безразличия)
Законы Госсона основаны на количественном измерении товаров потребителями. Полезность (И) – то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. ТИ – общая полезность МИ – предельная полезность МИ = дельта ТИ делить на дельта Q
1 закон. Закон убывания предельной полезности после каждой последующей порции блага. Чем больше блага тем дешевле оно ценится. Сука и в жизни тоже самое. Нужно быть дефицитом.
2 закон. Общее количество потребляемых человеком благ устанавливается таким, при котором предельные полезности всех благ равны.
- Кривые безразличия. Бюджетные линии.
Сравнение полезности различных товаров – кривые безразличия, которые показывают все возможные сочетания потребления 2 товаров, которые обеспечивают потребителю одинаковый уровень удовлетворения, то есть обладает одинаковой общей полезностью. Кривые безразличия – кривые равных полезностей. Ещё есть карта безразличия потребителя (это график). Эти кривые не могут пересекаться, они всегда убывающие и не могут касаться осей координат. Потребление ограничивается доходами потребителя и ценами на товары. Эти ограничения – бюджетные и отражаются на бюджетной линии. Бюджетные линии (R) показывает все возможные комбинации 2 товаров, которые потребитель может приобрести на имеющие у него бабосы. Доход это кстати – I (в смысле буковка английская)
- Факторы производства и производственная функция.
Производство – это деятельность, направленная на создание товаров и услуг. Для производства необходимо использовать экономические рсурсы или факторы производства. Ни один из факторов производства в отдельности не может произвести товар, поэтому производство рассматривается как процесс взаимодействия определённых наборов факторов производства. Производственный процесс в один из 3 временных периодов: 1) мгновенный (все факторы постоянны) 2) короткий (часть постоянна, часть переменчивы) 3)длительный (все переменчивы). Взаимосвязь между выходом продукции количеством используемых ресурсов описывается производственной функцией. С её помощью можно определить сочетание факторов производства, при котором будет обеспечен максимальный выход продукции. Показатели которые характеризуют эффективность данной херни: средний продукт фактора производства, предельный продукт. Ещё есть закон убывающей отдачи факторов производства. По мере того, как возрастает использование какого-нибудь ресурса, при остальных фиксированных всегда достигается точка в которой дополнительное использование этого ресурса приведёт к снижению объёма производства. Этот закон действует только в коротком периоде и неизменной технологии.
- Сущность, структура и виды издержек.
издержки – это затраты на производство продукции.
виды: 1)постоянные (не меняются от объёма производства, аренда, кредиты) 2)переменные (зависят от объёма производства) 3)общие издержки (все издержки) ещё есть средние издержки: средние постоянные, средние переменные, средние общие. Ещё есть предельные издержки. Типа дальше некуда.
- Доход и прибыль. Максимизация прибыли.
Общий доход – доход полученный от продажи всей продаваемой продукции. Средний – доход полученный от реализации одной единицы продукции. Предельный – изменение общего дохода при изменении объёма реализации на 1 единицу.
прибыль – разность между доходом и издержками.
главная цель – получить как можно больше прибыли. Правило максимизации прибыли. Это будет если предельные издержки равны предельному доходу. (МС =МR) в общем при любом другом сочетании нужно стремиться к равенству.
- Рынок труда. Заработная плата и занятость.
Рынок труда – это вся совокупность отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предложения, реализуемых через действующую систему воспроизводства, перераспределения и трудоустройства работников.
принципы: 1) личная и экономическая свобода работника 2)право владельца решать вопрос о количестве и качестве рабочей силы 3) главный регулятор отношений – зарплата.
для рынка совершенной конкуренции: 1)наличие множества обученных работников 2) наличие большого числа предприятий, конкурирующих между собой за работников 3)и никто не оказывает влияние на рынок труда
обычно на рынке труда – несовершенная конкуренция из-за: профсоюзов, системы коллективных договоров, государственных воздействий
способы воздействия профсоюзов: ограничение предложения труда, прямое повышение ставок на оплаты труда, увеличение спроса на труд.
зарплата – вознаграждение за труд. Реальная зарплата равно номинальная минус налоги и делить на цены. Зарплата может быть повременной и сдельной.
спрос на труд зависит от зарплаты и стоимости предельного продукта.
Занятость – показатель, характеризующий, какая часть населения обеспечена работой.
Информация о работе Лекции по "Экономика предприятия"